21 Образы поэтов

Галина Ларская
7 января 2013 г. Рождество Христово. Я написала 8 стихотворений на одном дыхании.

Вот одно из них:

"Молись с королями! Доверься Богу!"*
К себе прислонись, утоли тревогу.
Не правда ль - страшно, отрадно, опасно
Жить в мире стооком? Живи и basta!

Возьми в дорогу и посох, и платье.
И всё иное. Забудь объятья.
Забудь родное начало мира,
Всё дорогое, забудь кумиров.

Святым ли станешь,
Чужим прохожим,
Себя обманешь,
Родишься дожем...

7 января 2013 г.

* цитата из книги Габриэлы Босси  "Он и я"


Актёр Стефано Аккорсо прекрасен, у него огромное обаяние.

8 января. Мы в гостях у Веры Малый, все веселы и доброжелательны. Две женщины певицы изумительно пели Баркароллы Мендельсона и некоторые части Stabet Mater Перголезе. Я убежала раньше всех на урок французского языка. Успела.

9 января. Фильмы меня интересуют только исторические. Современность меня не трогает, в ней есть что-то неполноценное. Хотя были чудесные французские фильмы какое-то время назад.

Я тоскую о прошлых веках. Всегда были кошмарики и жестокости, но было очарование красоты - быта, интерьеров, одежд, причёсок, красота человеческих отношений.
Оскудение красоты в современном мире, в простой жизни вокруг нас.

Рыцарь звал меня в салон - выставочный зал, я позвонила ему и сказала, что не приду. Я редко куда-либо сейчас выбираюсь, очень редко выступаю со своими песнями и стихами. Литературная деятельность поглощает время, которое можно было бы найти для выступлений. Сейчас это для меня главное. Работы много в этой области.

Сейчас каждый выход в свет для меня, как выход на сцену. Я должна играть роль, даже если я буду молчать и просто наблюдать. Играть роли для меня сейчас напряжение. Я всегда начинала играть какие-то роли на людях, это особенность моей натуры. В юности я курила, положив ногу на ногу, но не заглатывала дым, это была поза, рисовка. Потом я это бросила, поразмыслив о дурных последствиях.

10 января. Лариса Ак. сказала мне, что ей делается легче. когда она говорит со мной, что я - вечный ребёнок.

15 января. По радио шла передача про стальные двери. Я пыталась уснуть под звуки радио, это иногда помогает отключиться. Вижу сон, который переплетается с явью.

Я нахожусь в комнате с незнакомыми людьми, у которых есть немного еды, кто-то поставил чайник для завтрака, люди пока спят. Я ем холодную картошку, которую я раньше приготовила. Я увидела брата Германа, он стоял рядом с кем-то, этот кто-то записывал телефон фирмы, которая делает стальные двери. Я говорю Герману, который вопросительно смотрит на меня: "Запиши, запиши!".

16 января. Приезжал археолог, знакомый Наташи Поветкиной. Мы гуляли с ним в парке, я много вопросов ему задавала и много чего рассказала. Он наполовину индус, но он не знает ни индийских деятелей,  ни философов, ни духовных учителей, не интересуется поэзией. Он преподаёт историографию.

Я передала в Новгородский Центр музыкальных древностей письма Володи Поветкина ко мне, просила Наташе Поветкиной передать подарки и письмо. Археолог ездил в Индию, говорил там на хинди. В Индии говорят на тамильском языке, санскрите, пенджабском и так далее.

18 января. Жалко мне поэта. Я написала ему письмо, где кратко изложила всё, что наблюдала в нём - его пренебрежение ко мне, не отвечание на мои записки, его детскость. В конце письма я написала: "Я прощаю Вас, простите и Вы меня". Он среди многих стихов нашёл стихи, ему посвящённые и прислал мне ссылку.

Мои фантазии о поэте:

Прошло сто лет, с тех пор, как мы расстались
В сияющих и вспененных  волнах.
Вы парус свой направили направо,
Я влево прочь плыву, Ваш голос позабыв,

Таинственный и тёплый, безмятежный,
Собой любующийся, умный. Но постой-
те, Вы столь странно устранённый,
Вновь возникаете. Я тихо оглянусь,

Припомню пирамиды, Нил и рощи,
Сады и руки, полные цветов.
Дочь фараона. Дервиш на дороге,
Пришедший жить и ниспослать покой.

21 декабря 2012 г.

19 января. Рыцарь похвалил мои стихи и написал: "Грею Вас в сердце". Он всегда немногословен.

21 января. Никто не может удержать своё сорокалетнее лицо так, чтобы оно больше не старилось.

22 января. Хожу по квартире и вслух произношу мысли, приходящие в голову, но не успеваю их записывать.

Посвящается поэту Михаилу Анищенко:

Худой, на священника очень похожий
И не на жреца, одинокий прохожий,
Тебя я узнала — но ты улетел,
Чтоб вестью вернуться сюда, в море тел.

Живые священные странные жили
Стихи твои вечные, тихо творили
Добро на печально-щемящей Земле,
О нас помолись на Родной Стороне.

18 декабря 2012 г.

24 января. "Люди более ненавидят зло, чем любят добро". Это слова из фильма о Мартине Лютере, они сказаны его наставником.

Мартин говорил, что он человек и может ошибаться. "Моя совесть в плену Слова Божия". К сожалению у Мартина Лютера были свои промахи, в частности по поводу крестьянских восстаний.

О Фёдоре Дружинине альтист Юрий Башмет сказал: "Мой любимый учитель... Он умел привить вкус".

25 января. Читаю записные книжки Максимилиана Волошина. "Если бы могли существовать народ или войско, состоящее только из влюблённых, то этот народ более других любил бы только добродетель и ненавидел порок. Люди, соединённые таким образом, хотя бы в меньшинстве могли бы покорить мир"".

"Любящий более божественен, чем любимый. Им владеет Бог". - из Платона "Федр".

26 января. Много километров прошла в парке, устала, поехала на балет.

Некая дама раболепно признавалась в любви к стихам поэта, а он её расчихвостил, грубо с ней обошёлся. Я ничего криминального в её рецензии поэту не нашла. Жаль, что я за неё не заступилась, не посмела вторгнуться в их переписку.

27 января. Ездила к жене своего брата Германа за книгами. Несколько книжных шкафов. Всё будет выкинуто на улицу, так как Марина переселяется в Питер насовсем, квартира продаётся после ухода брата моего.

Марина безучастна к жизни, временами она оживала. Я погладила её плечи. Уход Германа убил, надломил её.

Шла к метро, навстречу мужичок: "Устала?". Я тихо метнулась в сторону. В ответ на моё действие я услышала: "Красавица!". Ну, и дела.

28 января. Тоска с утра. Я окропила святой водой книги Германа, тоска стала постепенно исчезать. Всякая вещь имеет вибрации.

Я покаталась на лыжах.

Стихи о Мартине ЛЮТЕРЕ

Я только рупор, только Слово,
Во мне звучащее порой.
Не будьте, люди, так суровы
Ко мне, к другим. На смертный бой

Не надо смертных посылать,
Не надо лицемерить, лгать.
Лишь состраданием спасать

От гнева ксензов и князей
Свою семью, родных, друзей
Старайтесь. Пробуйте искать
Иные формы и слова.

За ложью ложь идёт и войны,
Недоуменья, споры, бойни.
О милосердии твердить
Не уставайте. Вот вердикт.

25 января 2013 г.

30 января. Съездила к жене брата за книгами. В доме её полный развал. Те книги, что я наметила взять, исчезли. Марина не обращала на меня внимания.

31 января. Моя подруга Наташа Р., которая дружна была с моим братом, говорила о нём, что у него всё было подчинено логике, разуму, науке, что он был очень талантлив, но не смог себя реализовать, поэтому судьба его трагична. Я сказала ей, что он был к людям внимателен и добр.

3 февраля. Ужас и великолепие некоторых стихов Ивана Алексеевича Бунина.

Всё благородно, тонко и умно -
И сердца жар и мысль его святая...

4 февраля. Обменялись письмами с рыцарем. Тепло к нему в душе, но при этом абсолютная трезвость, влюблённость умирает безвозвратно. Невозможно не разочаровываться в людях.

Мне не с кем поговорить не только о Боге, но и о ересях. Почему их возникло так много, и они так многообразны по содержанию?

6 февраля. Готовились с Серёжей Б. к вторжению в мою квартиру мебели от брата. Он привёз картонные коробки, укладывал книги. По рассеянности оставил тяжёлую коробку около кровати моей. В ногах моих сегодня ночью будут драгоценные изречения.

Я возобновила знакомство с дочерью Германа, мы поговорили, я расспросила её о детях, у неё их восемь человек. Она дала мне ссылку на ещё один литературный сайт. Я с трудом там зарегистрировалась.

7 февраля. Я написала две рецензии своей племяннице. У неё хорошие стихи.

Даже оставаясь в одиночестве, он иногда бывал артистичен.

8 февраля. Одна моя подруга сказала мне, что она всех любит. Я потрясаюсь такими заявлениями, словами. Я не вижу дел любви в таких людях, я вижу гнев, слышу крик. Это нельзя называть любовью. Слова, слова, слова... Как часто в молодости мне приходилось цитировать из "Гамлета", и это всегда было к месту.

9 февраля. Как хочется красоты и чистоты.

10 февраля. День памяти Пушкина, я сходила в Музей Пушкина. В Марфо-Мариинской обители слушала пение учеников Вишневской Галины Павловны.

11 февраля. Вернулся после длительного молчания читатель-поэт, который всегда писал мне чудесные рецензии. "Я верю Вам", - написал он мне.

14 февраля. Несколько раз беседовали мы о духовных вещах с Таней Т. Она сказала, что я ребёнок.

15 февраля. "Жизнь художника есть законченное художественное произведение". Это цитата, которую я услышала по ночному радио "Карнавал", шла передача о режиссёре Кшиштофе Занусси.

Валерий Золотохин говорит: "Мы не можем остановить прогресс. Христианская культура уходит. Приходят другие цивилизации". Я думаю, что незачем отпускать христианскую культуру...

Разве поможешь миру, если ты бодрствуешь ночью?

16 февраля. Мне снился рыцарь.

Ко мне приехала моя ученица (бывшая) Катя, привезла картошку и лекарствия. Я подарила ей много подарков.

Актёр Александр Калягин спросил актёра Театра Моссовета Александра Яцко, что тот желает. Ответ был такой: "Здоровья, денег, славы, благополучия детей".

Слава вещь очень опасная.

17 февраля. От сиропа из плюща, который я выпила от кашля, у меня начался такой не остановимый кашель, что я стала прощаться с жизнью, я не могла глотнуть воздуха. Меня спас святой Николай угодник. Я бросилась к иконам и положила на задыхающуюся грудь его икону. Постепенно приступ стал проходить, я смогла начать дышать. Мне нельзя пить сиропы, у меня на них аллергия. Я забыла об этом.

Катя позвонила мне из моего района, она купила мне фруктов, зашла не надолго. Я отдала ей злополучный сироп. Она поставила мне горчичник на спину, помассировала меня. Я подарила ей книги. У меня возникло чувство, что она родное мне существо.

Вот такое чудо послал мне Господь.

18 февраля. С утра меня душила тоска. Вечером я узнала, что умер философ Григорий Соломонович Померанц. Все эти дни я в печали.

Императив

Мы живём в увядающем мире.
Всё подвержено тленью и порче.
На плечах тяжелейшие гири.
Мы в отечестве, полном горечи.

Но воспрянем — Творец недалече.

Утешайся божественной речью.
Пусть тебе станет зорче и легче.
Протяни к Нему душу свою.
И не слушай Змея в раю...

25 ноября 2012 г.

19 февраля. Отношения с племянницей не налаживаются. Одна из подруг говорит, что надо оставить её в покое. Она не одобряет её поведения.

25 февраля. Мне снился журналист Матвей Гонопольский, у него болела спина, он обратился ко мне за помощью. "Я подумаю", - сказала я ему, думая, какой совет ему можно дать.

Анна Фёдоровна Тютчева вела дневники. Чудная душа. Дневники читают по радио.
Я восхищаюсь.

26 февраля. Я обучала свою подругу вниманию к людям. Она согласилась с моими речами. Я сказала, что в любую минуту нас могут забрать, а мы не будем знать, что человека больше нет. Сколько молодых умирает, а мы уже не молоды.

1 марта. Под утро мне приснился странный и длинный сон, но пробудившись, я немногое смогла зафиксировать.

Я нахожусь в царстве теней, в мире призрачном и постоянно меняющимся. Я вижу незнакомую женщину, мы с ней общаемся, разговариваем, я не помню о чём, я говорю ей, что её лицо меняется, она подтверждает это. Мы с ней несколько раз встречаемся.

Появляется мужчина, он выступает в роли моего помощника, говорит мне, что и как я должна делать, я его слушаюсь, со мной начинают происходить метаморфозы. Одна из них - меняется моя одежда, но она не вполне меня устраивает - слишком коротка.

Люди вокруг меня и я вместе с ними куда-то устремляемся, куда-то пробиваемся. Я рассматриваю неживые причудливые цветы, сделанные из какого-то материала, напоминающего бусы.

Я тиха, отрешена, почти безмолвна. Помощник мой исчезает. Я одна. Чувства во мне притуплены, я ощущаю в себе покорность. Был ли страх во мне? Вероятно, в какой-то мере был. Я несколько раз говорила сама себе: "Я, наверное, умерла". Я была странным существом, одетым почти в лохмотья. Всё вокруг было сумрачным и зыбким, не было ярких красок.

Последнее, что я увидела в конце сна - мимо меня проходит крупный незнакомый мужчина, на голове его со стороны щеки и уха была видна страшнейшая впадина старого шрама.

2 марта. Петя Старчик пел немного у Володи Е. в доме со мной и Олей Полянской. У неё красивый голос. Петя с Володей вместе выступали. Володя играл на саксофоне.

Было выступление знакомых Володи, играли джазовые композиции. Присутствовала молодёжь. Был вечер памяти Александра Меня. Я прочитала по просьбе Володи два своих коротких стихотворения, посвящённых Меню. На кухне мы рассказывали друг другу разные истории. Дом этот невероятно благодатен - его освящал отец Александр Мень.

3 марта. Опять вспомнился сон - помощник, который учил меня, что я должна делать. Мне снятся сны-предупреждения.

5 марта. Была на концерте Ларисы Новосельцевой. Открывается душа, когда слушаешь чудесный голос, хорошие стихи и красивую музыку. Лариса пела стихи Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского.

8 марта. Звонил сын Пети Старчика, поздравлял меня с праздником, Кларой Цеткин предложенным. Голос его возмужал, стал похож на голос рыцаря, но рыцарь говорит нервно, а Иннокентий спокойно.

10 марта. Знакомый моего знакомого С.Б. при встрече говорил, что Бог справедлив. Стало быть я - великий грешник, так как на мою долю выпало много переживаний и внешнего, и внутреннего порядка.

Погружён в поток песнопений,
Где нет ржавчины, пятен и теней,
Мата нет. Чудотворный ручей искусства,
Где очищены сильные чувства,

Что споёшь ты во славу единства
Между Богом - собою, Кто чистым
Сотворит вновь тебя, не накажет,
Слово мудрости бережно скажет?

7 января 2013 г.

11 марта. Кто-то пускал в меня стрелы недоброжелательности, мне было днём плохо.
Купила за 444 рубля книгу о любимом Бабаджи "Автобиография йога". Автор Йогананда Парамаханса.

12 марта. Говорили с замечательной Таней Тар. Она сказала: "Надо любить всех, всех без разбору!" Звучит хорошо, а как это осуществить в реальной жизни?

Края какие Тонкого мира
Мы посетим во сне?
Приходит Даймон, настроив лиру
И ты - на новой волне.

Ты вспомнишь то, что давно забыто,
Давно потеряно. Тысячи лет
Пройдут в сознаньи твоём открытом.
Ты ведь бог сейчас - не поэт.

7 января 2013 г.

13 марта. Что-то во мне меняется. Старые чувства трансмутируются во что-то новое.

14 марта. Разговоры с человеком эзотериком стали для меня наркотиком. Они поднимали меня на более высокие вибрации.

16 марта. На балете Алла учила нас ирландскому танцу, немного танцевали греческий танец.

С Алёной, женой Пети Старчика были в кафе Джагонат, посидели, поговорили.

Я была бодра, печали во мне не было слава Богу.

Картина Н.П. Ларского