Краткий путеводитель по буддизму

Alex Sikorsky
   ~ I. ~

Введение

Буддизм, с его древними учениями, предлагает глубокое понимание сущности жизни и пути к освобождению от страдания. В этом путеводителе мы рассмотрим ключевые концепции буддизма, такие как Сансара, Карма, Нирвана и Просветление, которые составляют основу этой древней философии. А после рассмотрим и другие важные аспекты этого учения, хотя я не ставлю своей задачей полностью раскрыть столь широкую тему, в столь малом литературном формате. От того давайте идти последовательно, и как путешественник, что делает заметки в своем путевом блокноте, переходя от одного понятия к другому раскрывать эту тему. От того если вы увидите, что со временем в материале добавились новые части, а что-то было отредактировано, то не удивляйтесь, — по другому подобные путеводители и не составляются, особенно по такой вселенной, как учение Буддизма. А пока нам просто нужно с чего-то начать.

1. Сансара: Круговорот Рождения и Смерти

(санскр. Samsara-chakra) - это концепция перерождений или цикла перерождений в буддийской космологии. Она представляет собой идею о бесконечном цикле рождения, старения, болезни и смерти, который поддается законам кармы (закон причины и следствия). Будда утверждает, что это состояние страдания, из которого можно освободиться через понимание причин и изменения своего отношения к ним, что достигается преобразованием своего сознания.

Таким образом, "Колесо Сансары" является ключевым символом буддийской космологии, представляющим собой цикл перерождений и необходимость преодоления этого цикла для достижения освобождения.

2. Карма: Законы Причины и Следствия

Карма - ключевая концепция буддизма, представляющая собой законы причин и следствий. Когда наши действия сейчас влияют на то, каковым наш путь будет завтра, как и то где мы находимся сейчас, есть следствием наших прошлых кармических накоплений. Действия, слова и мысли формируют наше будущее, и освобождение возможно через прозрение и трансформацию кармы.

3. Нирвана: Состояние Исчезновения Страдания

Нирвана — это состояние полного освобождения от страдания. Понимание природы ума и реализация Пустоты помогают достичь этого состояния.

4. Понимание Пустоты в Буддизме.

• Отсутствие Постоянства: Пустота означает отсутствие постоянства и непрерывности в вещах и явлениях. Все состояния подвластны изменениям, не имеют постоянной сущности и проходят через непрерывные трансформации.

• Отсутствие Самобытности: Пустота также означает отсутствие самобытности в вещах. Все явления зависят от других факторов и не имеют независимой сущности. В этом контексте "сущность" - это иллюзия, порождаемая неведением.

• Освобождение от Привязанности достигается осознанностью причин и пониманием.

• Связь с Этапами Пути: Понимание Пустоты тесно связано с этапами духовного развития в буддизме, включая освобождение от кармы и сансары. Практика медитации и размышлений помогает развивать это глубокое понимание.

• Применение в Повседневной Жизни: Понимание Пустоты не означает отчуждения от мира, а, наоборот, позволяет видеть вещи такими, как они есть, и реагировать на них с мудростью и состраданием.

5. Просветление: Путь к Духовному Пробуждению

Просветление — это духовное пробуждение, когда освобождаются от плена иллюзий. Последовательность и твёрдость намерений в практика медитации, развитие мудрости и морали ведут к этому состоянию, а понимание природы ума и реализация Пустоты помогают на пути к Просветлению.

5. Почему Люди Обращаются к Учению Будды

Люди обращаются к буддийскому учению, потому что оно предоставляет инструменты для понимания страдания, нахождения смысла жизни и освобождения от круговорота Сансары. Практика буддизма оказывает влияние на повседневную жизнь и открывает путь к духовному росту.

Заключение

Колесо Сансары, Карма, Нирвана и Просветление представляют собой неразрывные элементы буддийской философии. Понимание этих концепций помогает людям находить смысл жизни, преодолевать страдания и стремиться к духовному просветлению.

 *   *   *

   ~ II. ~

Если человек выразил свою готовность к духовному пути указанному Буддой, то ему необходим духовный наставник на таком пути (Лама или Гуру), без которого невозможно его пройти. Ведь на этом пути встретится множество понятий и текстов, которые потребуют толкования и передачи необходимых практик для достижения просветления.

В буддизме существует множество канонических текстов, комментариев и трактатов, предназначенных для изучения и практики. Вот несколько основных книг и трудов, которые могут быть полезны для тех, кто интересуется буддизмом:

1. **Трипитака (Палийский канон):**
   - *Сутта-питака:* Содержит беседы Будды, обсуждения доктрин и моральные указания.
   - *Винайя-питака:* Область монашеских правил и дисциплины.
   - *Абхидхамма-питака:* Систематическое изложение философии и психологии.

2. **Махаянские Каноны:**
   - *Дзанлун:* Основной канон в Восточном буддизме.
   - *Канон Тибетского буддизма:* Включает в себя Тантры и многочисленные комментарии.

3. **Основополагающие Тексты:**
   - *Средний Путь Нагарджуны:* "Муладжатака-карика" и "Муладжатака-тшенти-карика" — тексты, разъясняющие основы мадхьямаки.
   - *Семь ценностей ума (Ламрим):* Тексты, обучающие поэтапное развитие духовного пути.

4. **Махаянские Тексты:**
   - *Праджня-парамита-сутры:* Сутры о сущности мудрости и пустоте.
   - *Сутры Лотоса:* Относится к махаянской традиции и описывает многообразные аспекты пути.

5. **Ламрим (Путь по порядку):**
   - *Ламрим Ченмо:* Текст, составленный Цонкапой, объединяющий в себе все аспекты буддийской практики.

6. **Тексты о Практике:**
   - *Шантараксита:* "Бодхисаттвачарьяватара" (Путь Бодхисаттвы) — руководство по развитию бодхичитты.
   - *Патрул Ринпоче:* "Советы моему уму" — практические советы по развитию осознанности.

Эти тексты предоставляют обширный материал для изучения и практики буддийской доктрины. Рекомендуется подходить к ним с уважением и лучше всего под руководством квалифицированного учителя.

   *   *   *

   ~ III. ~

Буддизм — это древняя религия и философская система, основанная на учениях Сиддхартхи Гаутамы, более известного как Будда. Основные принципы буддизма включают в себя следующие аспекты:

1. **Четыре благородные истины:**
   - *Существование страдания (Дукха):* Буддизм утверждает, что страдание является неотъемлемой частью жизни.
   - *Происхождение страдания (Самудая):* Страдание имеет свои причины, связанные с желаниями и привязанностью.
   - *Уничтожение страдания (Нирода):* Страдание может быть преодолено, освободившись от желаний и привязанностей.
   - *Путь к уничтожению страдания (Магга):* Это "Восьмеричный путь", который включает в себя правильное понимание, правильное намерение, правильное слово, правильные действия, правильное существование, правильное усилие, правильное внимание и правильная медитация.

2. **Карма и перерождение:**
   - Буддизм учит, что действия (карма) человека определяют его судьбу, ибо они влияют на перерождение.
   - Цель состоит в том, чтобы прекратить цикл перерождения (сансара) и достичь освобождения (нирваны).

3. **Нирвана:**
   - Это состояние освобождения от страдания, желаний и цикла перерождения.
   - Достигается через практику медитации, нравственное поведение и осознанность.

4. **Отсутствие постоянства (Анатта):**
   - Учение об отсутствии постоянства утверждает, что нет постоянной, неизменной сущности в человеке или мире.

5. **Самосознание и осознанность:**
   - Важным аспектом практики буддизма является осознанность (сати), которая включает в себя внимательность и полное осознание настоящего момента.

6. **Мудрость и сострадание:**
   - Буддизм подчеркивает развитие мудрости и сострадания к всем живым существам.

7. **Практика медитации:**
   - Медитация играет важную роль в достижении осознанности и пробуждения.
В буддизме существует несколько направлений (теравада, махаяна, ваджраяна и дзен), каждое из которых может подчеркивать некоторые аспекты учений Будды.


**Восьмеричный путь** (Ashtanga-marga) - это одно из ключевых учений, предложенных Буддой в его "Дхаммачакка Паваттана Сутта" (Проповедь о вращении колеса дхармы). Этот путь состоит из восьми основных аспектов, которые направлены на преодоление страдания (дукха) и достижение освобождения (нирваны).

Восьмеричный путь включает в себя следующие компоненты:

1. **Правильное понимание (Самьяк-Джньяна):** Понимание истинной природы реальности, осознание Четырех благородных истин.

2. **Правильное намерение (Самьяк-Санкальпа):** Развитие правильных намерений и аспираций, основанных на мудрости и доброте.

3. **Правильная речь (Самьяк-Вач):** Использование честной, любящей и справедливой речи.

4. **Правильное действие (Самьяк-Карма):** Соблюдение моральных принципов, действия, которые приносят пользу и избегание вредных действий.

5. **Правильный труд (Самьяк-Аджива):** Правильное средство существования, справедливый и нравственный труд.

6. **Правильное усилие (Самьяк-Вьяяма):** Сознательное усилие в направлении духовного развития и преодоления негативных черт характера.

7. **Правильное внимание (Самма сати):** Это осознанность и внимание к собственным мыслям, чувствам и поведению. Осознанность помогает понять природу страдания и путей его устранения.

8. **Правильная медитация (Самма самадхи):** Это развитие ума через практику медитации, с целью достижения глубокой концентрации и покоя. Посредством медитации достигается освобождение от желаний и иллюзий, ведущее к нирване.

Вместе эти восемь аспектов составляют практический путь, который, по учению Будды, помогает преодолеть страдание и достичь освобождения от цикла перерождения. Восьмеричный путь часто рассматривается как ключевой элемент буддийской этики и духовной практики.

   *   *   *

   ~ IV. ~

Праджня-Парамита (санскр.) — это термин в буддийской традиции, который означает "переход к совершенному знанию" или "переход к мудрости, превосходящей меру". Это также имя для коллекции текстов, содержащих учения о мудрости. Эти тексты играют важную роль в махаяне, одном из основных направлений буддизма.

Суть Праджня-Парамиты можно выразить через несколько ключевых принципов:

1. **Пустота (Шуньята):**
   - Одним из центральных понятий Праджня-Парамиты является пустота, или отсутствие постоянства и самости во всех вещах. Это означает, что все феномены лишены постоянной и неизменной сущности. Пустота не означает отсутствие, а, наоборот, подчеркивает отсутствие постоянной и независимой сущности.

2. **Отсутствие Ясности и Определенности (Анирвачана):**
   - Праджня-Парамита подчеркивает, что реальность не может быть полностью описана или определена понятиями и словами. Она выходит за рамки обычного мышления и языка.

3. **Отсутствие Творения (Анитханта):**
   - Учение о том, что мир не был создан или не происходит из какого-то постоянного источника, но является результатом зависимого возникновения. Все явления возникают взаимозависимо и изменчивы.

4. **Совершенство Мудрости (Парамита):**
   - Праджня-Парамита также связана с понятием совершенства мудрости. Парамита в данном контексте означает "переход" или "преход", что указывает на достижение совершенства в мудрости через практику.

Праджня-Парамита не только является теоретическим учением, но и призывает к практическому применению мудрости в повседневной жизни. Она подчеркивает необходимость освобождения от иллюзий, привязанности к явлениям и развития глубокого понимания реальности.

Практика Праджня-Парамиты включает в себя медитацию, изучение буддийских текстов, рефлексию и применение мудрости в повседневных ситуациях. Эта практика направлена на пробуждение и достижение состояния просветления.

   *   *   *

   ~ V. ~

Парамиты - это десять добродетелей или совершенств, которые практикуют буддийские ученики для достижения просветления и служения благу всех существ. Эти десять совершенств являются частью махаянского буддизма, и их практика считается необходимой для достижения бодхисаттвенского состояния. Вот краткое изложение каждой из Парамит:

1. **Дань (Дана):**
   - Это совершенство щедрости или безусловной доброты. Означает дарение материальных вещей, знаний, времени и любви без ожидания вознаграждения.

2. **Этическое поведение (Шила):**
   - Совершенство нравственной дисциплины. Включает в себя соблюдение этических принципов, воздержание от вредных поступков и развитие добродетели.

3. **Терпение (Кшанти):**
   - Это совершенство терпения и выдержки. Означает способность сохранять спокойствие и доброту в сложных ситуациях, а также терпение в отношении неблагоприятных условий.

4. **Стремление (Вирья):**
   - Совершенство энергии или усилия. Это активное стремление к добродетели, развитие силы воли и настойчивости в духовной практике.

5. **Концентрация (Дхьяна):**
   - Это совершенство сосредоточенности и медитации. Означает развитие ума через практику медитации, достижение внутреннего спокойствия и глубокой концентрации.

6. **Мудрость (Праджня):**
   - Совершенство мудрости и понимания. Это осознанность и глубокое понимание природы реальности, включая понимание пустоты (шуньята).

7. **Практика (Упая):**
   - Это совершенство активной практики и служения другим. Включает в себя посвящение себя практике блага всех существ и активное служение им.

8. **Завершение (Пранасха):**
   - Это совершенство завершения или усовершенствования. Означает завершение всех практик в направлении достижения просветления для блага всех существ.

9. **Сила (Бала):**
   - Совершенство силы в контексте духовной практики. Это не только физическая сила, но и сила воли, сила нравственности и сила духа.

10. **Знание (Джняна):**
    - Совершенство знания или понимания истины. Означает развитие глубокого знания духовных учений и осознанность высших истин.

Практика Парамит предполагает углубленное развитие каждой из этих десяти добродетелей в целях освобождения от страдания и пробуждения во благо всех существ.

   *   *   *

   ~ VI. ~

"Тибетская книга мертвых" (Бардо Тходол) представляет собой руководство, предназначенное для оказания помощи умершему человеку в период между смертью и следующим перерождением. Она предлагает практикующим конкретные инструкции, как осознавать и преодолевать различные переходные состояния (бардо) с целью достижения освобождения от цикла перерождений и страданий.

Эта практика считается важным аспектом тибетского буддизма, и она выполняется с заботой и преданностью с целью обеспечить благоприятное будущее для умершего.

**Тибетская книга мертвых (Бардо Тходол): Основы и Смысл**

*Краткое введение*

**1. Происхождение и история:**
   - "Бардо Тходол" была предположительно написана в VIII веке индийским мастером Падмасамбхавой для тибетских учеников.
   - Относится к учениям Ваджраяны, дорожного тантрического буддизма.

**2. Структура и части:**
   - *Бардо смерти (Chikhai Bardo):* Этап момента смерти и исчезновения признаков жизни.
   - *Бардо Дхарма (Chonyid Bardo):* Встреча с видениями, отражающими кармические следы и проекции.
   - *Бардо Предвосхищения (Sidpa Bardo):* Подготовка к новому перерождению.

**3. Смысл и предназначение:**
   - Основная цель - помочь умершим в периоде бардо достичь освобождения от цикла перерождений.
   - Руководство для осознанности в переходных состояниях и использование их для духовного развития.

**4. Ритуалы и использование:**
   - Широко используется в тибетском буддизме.
   - Ритуалы проводятся после смерти, чтобы помочь умершему в его путешествии через бардо.

**5. Учение о карме и освобождении:**
   - "Бардо Тходол" учит, что осознание проекций сознания важно для преодоления кармических преград.
   - Практикующие используют учения "Бардо Тходол" для подготовки к своей собственной смерти и для помощи другим.

**6. Современные трактовки и влияние:**
   - Текст продолжает оставаться важным в тибетском буддизме и привлекает внимание исследователей в мире.
   - Используется в современных практиках и обрядах.

*Заключение*

"Бардо Тходол" представляет собой глубокое учение, направленное на помощь существам в переходных моментах между смертью и новым рождением. Она предоставляет ценные инструкции для осознанности и использования этих моментов для достижения освобождения от страданий и цикла перерождений.

   *   *   *

      ~ VII. ~

Вступив на путь буддизма, важно учесть несколько ключевых аспектов, которые могут помочь вам лучше понять и практиковать эту древнюю философию и религию. Вот несколько рекомендаций:
1. **Ознакомление с Основами Учения:**
   - Изучите основные понятия буддизма, такие как Четыре благородные истины, Восьмеричный путь, учение о карме и перерождении. Это поможет вам лучше понять цель и практику буддизма.

2. **Практика Медитации:**
   - Медитация играет важную роль в буддийской практике. Начните с простых техник внимательности (mindfulness) или шаматхи (concentration meditation). Развивайте свою практику постепенно.

3. **Соблюдение Пятеричного Правила:**
   - Если вы решите взять на себя обет, соблюдение Пятеричного Правила (панча-шила) станет важным аспектом вашей практики. Это набор пяти этических предписаний, включающих в себя воздержание от убийства, кражи, неправильной сексуальной активности, лжи и употребления алкоголя или наркотиков.

4. **Общение с Буддийскими Общинами:**
   - Постарайтесь связаться с местными буддийскими общинами, будь то буддийские храмы или медитационные центры. Общение с практикующими и учениками может предоставить поддержку и вдохновение.

5. **Чтение Буддийских Текстов:**
   - Чтение буддийских текстов может дополнительно обогатить ваше понимание учений. Начните с канонических текстов, таких как "Дхаммапада", и постепенно расширяйте свои знания.

6. **Понимание Различных Направлений:**
   - Буддизм разветвился на различные направления, такие как теравада, махаяна, ваджраяна и дзен. Познакомьтесь с особенностями каждого направления и выберите то, которое соответствует вашим предпочтениям и целям.

7. **Развитие Альтруизма и Сострадания:**
   - Буддизм акцентирует важность развития сострадательного отношения к всем живым существам. Старайтесь в своей повседневной жизни воплощать доброту и сострадание.

8. **Постоянное Развитие:**
   - Буддизм — это путь постоянного развития. Будьте готовы открыто исследовать и расширять свое понимание буддийских учений, постепенно глубже входя в практику.
Запомните, что каждый человек находится на своем уникальном пути. Буддизм предоставляет учение и практику, которые можно адаптировать к индивидуальным потребностям и контексту жизни.

   *   *   *

Приношение танка (также известное как "танка" или "тулку") в буддийской иконографии имеет глубокие символические значения и связано с практикой буддийского мистицизма, особенно в тантрических традициях.

1. Сущность танка: Танка представляет собой изображение священного объекта или существа, которое служит объектом почитания и медитации для практикующих. Он может быть изображением будды, бодхисаттвы, мудрецов или духовных учителей.

2. Символическое значение: Танка служит визуальным представлением духовной реальности или идеального состояния, к которому стремится практикующий. Внимательное рассмотрение танка и медитация на нем помогают углубить понимание духовных концепций и достичь просветления.

3. Использование в медитации: Практикующие буддийской тантрической традиции используют танки в медитационных практиках для визуализации и концентрации. Они могут медитировать на изображении танка, визуализируя его как себя или как объект созерцания.

4. Ритуалы и почитание: Танки также используются в ритуалах и обрядах, включая церемонии посвящения, практики благополучия и обряды учения. Они служат центральным элементом религиозной практики и общения с духовными силами.
Танки имеют различные формы и типы в зависимости от конкретной традиции буддизма и региональных особенностей. Они могут быть нарисованы на холсте, вырезаны из дерева, выкованы из металла или созданы в других формах искусства. Каждый танк имеет свою уникальную символику и значимость, которые помогают практикующим обогатить свою духовную практику.

Что можно узнать разбирая танка и то что с её помощи хотели выразить?

   *   *   *


На иллюстрации Праджняпарамита - мать всех Будд.

Этот распространённый эпитет встречается во многих буддийских текстах. Но что значит - "мать" всех Будд? Праджняпарамита - это мудрость Будд, а мудрость - как мать, порождает состояние буддовости, т.е. очищение от всех видов загрязнений и омрачений ума. Праджняпарамита в буддизме означает совершенство (трансцендентной) мудрости. Мудрость заключается в понимание того "как оно всё обстоит"

Кто изображен на выше приведенной танке? —1100-е годы Авалокитешвара с Белой Шадакшари, богиней Махавидьи (и Манидхарином): они находятся под властью Дхиани Будд и над Пятью Божествами Ксарпаной с Амогхапашей, Бхркути, Хаягривой и Экаджати.

Белая Шадакшари, или Манидхарини, является одним из воплощений божественного аспекта женской энергии (шакти) в буддийской традиции Ваджраяны. Она также известна как Махавидья, что означает "Великая Мудрость".
Это воплощение часто ассоциируется с Праджняпарамитой, божеством мудрости в буддийской традиции, в частности с ее белым аспектом. В белом аспекте Праджняпарамита символизирует мудрость, понимание пустоты и освобождение от всех ограничений и страданий.

Манидхарини часто изображается в искусстве буддийской традиции как белая богиня с четырьмя руками, каждая из которых держит различные атрибуты и символы, которые отражают ее аспекты и силы.

В практике Ваджраяны, поклонение и медитация на Манидхарини считается способом достижения мудрости, освобождения и просветления. Ее культ также часто связан с практиками посвящения, которые могут включать мантры, медитации и ритуалы.
Ваджрагарви (тиб.: dor je nye ma), также известная как Ваджрадхату-ишвари (тиб.: dor je ying wang chug ma)  является одним из важных божеств в буддийской традиции Ваджраяны, особенно в тибетском буддизме. Она представляет собой женский аспект мудрости и является одним из воплощений шакти, или божественной энергии.

Символически Ваджрагарви часто изображается в белом цвете и сидит или стоит в позе медитации. Она обычно изображается с четырьмя руками, каждая из которых держит предметы и символы, представляющие различные аспекты ее мудрости и силы.
Ваджрагарви является символом просветленной мудрости, понимания пустоты и освобождения от всех ограничений и страданий. В практике Ваджраяны, поклонение и медитация на Ваджрагарви используется как способ достижения мудрости, освобождения и просветления. Ее культ также часто связан с практиками посвящения, которые могут включать мантры, медитации и ритуалы.

"Сарвадургати Паришодхана" (Санскрит...) - это термин из буддийской традиции, который переводится как "очищение всех направлений" или "очищение всех направлений бытия". Это термин, используемый для обозначения одного из аспектов просветления или освобождения в буддийском учении.

Суть "Сарвадургати Паришодхана" заключается в том, что практикующий достигает состояния, в котором все его или ее опыты и аспекты бытия полностью очищены от страданий и иллюзий. Это состояние освобождения от всех видов несчастья, всех форм страдания и всех видов ограничений.

Понятие "Сарвадургати Паришодхана" часто используется в контексте буддийской практики, особенно в махаяне, где основным стремлением является достижение просветления для блага всех существ. Этот термин подчеркивает цель освобождения от страданий и достижения состояния просветления, которое распространяется на все аспекты бытия.

   *   *   *

Мы не касались множества понятий и терминов, от того текущий сборник я назвал "Краткий путеводитель по Буддизму", где постарался изложить основную концепцию этого учения и показать из каких составляющих состоит Путь, для того кто последует по нему. О своих замечаниях и дополнениях пишите мне на почту.

Спасибо, за внимание. Пусть в вашем сердце пребывает мир, любовь и сострадание!