В городе монастырей

Александр Виссарионов
В городе монастырей    

     Я много лет посещал во снах город монастырей. В нашей реальности его не было и не могло быть – в гигантском городе были только монастыри и храмы, других построек там не было. Людей я там тоже не видел. Храмы были настолько причудливы и красивы, что хотелось возвращаться туда снова и снова, наслаждаясь их видом. Обойти город целиком, наверное, было невозможно: он был огромен, да и улицы там были изогнутые, петляли между храмов… как пройти к некоторым далёким строениям было непонятно. Да и не нужно (везде было захватывающе интересно), пока я не увидел на горизонте две удивительные высокие церкви, сияющие на солнце.
     На храмах было много барельефов со старинными надписями вязью, иногда я подолгу пытался прочесть их, понять смыл, но это удавалось крайне редко, или, возможно, я не запоминал смысл… Потом, проснувшись часто ловил себя на том, что ловлю в уме ускользающий смысл надписи.
     Так продолжалось долго, около года. В удивительный город можно было возвращаться в некоторые места, где бывал уже ранее, но для этого требовалось некоторое усилие. Привлекали внимание гребенчатые церкви, украшенные метёлкообразными выступами на куполах и стенах, это было похоже на стиль барокко, но славянско-византийского типа. Такие церкви, чаще всего из красного кирпича, можно было долго разглядывать, прямо дух захватывало от их странной красоты.
     Всё начало меняться постепенно, мне всё больше хотелось добраться до двух больших церквей на горизонте, но прямой дороги к ним я не нашел… постепенно поиск стал превращаться в некую самоцель, смысл древних надписей уже не интересовал… . наконец, я начал просто метаться по городу в поисках дороги. Город отвечал на это – строения становились всё более чахлыми и серыми, возвращаться на уже исследованные места хотелось всё меньше и меньше.
     Наконец, я прорвался к двум огромным церквям, их стены оказались зеркальными, в них я увидел своё отражение. Церкви были совершенно одинаковыми и входа в них не было. Я проснулся сожалея об этом.
     Потом я ещё несколько раз возвращался в город, в надежде вернуть утраченные иллюзии. Но с каждым разом результаты были всё менее обнадёживающими.
     Город постепенно превратился в город из песка, слаживался ветром и временем, превратился в череду холмов, идущую до горизонта, туда, где садилось солнце.
     Форма без содержания мертва. Погоня за формой – путь в никуда.