Алые паруса

Нелли Николаева 2
Было тёплое лето. Все дни я проводила на улице, играя с соседскими детьми. Мне было, наверное, лет шесть, в школе ещё не училась, читать не умела, а очень хотелось научиться читать. Маша с соседней улицы умела читать, приходила к нам и рассказывала интересные истории, вычитанные ею из книг.
В выходные дни я играла с соседским мальчишкой Серёжей, которого привозили к бабушке Анне Михайловне на выходные его родители.
В этот субботний день Серёжка пришёл со своим новым самосвалом, и мы решили построить дом для моих кукол.
Я копала яму совком посередине двора и насыпала песок в самосвал, а Серёжка отвозил песок в дальний угол двора. Мы хотели из прутиков, которые бы наломали из бузины, растущей как раз между нашим и их забором, построить стены домика. Про крышу не придумали.
Из дома вышла бабушка, увидела это безобразие и велела закопать яму.
- Пойдём к нам, - сказал Серёжка.
- А Сева дома?
- Наверное, уже пришёл с работы.
Сева был дядей Серёжи. Он только что окончил школу и решил, что пойдёт работать до армии, чтобы помочь маме Анне Михайловне. У неё была маленькая пенсия и она еле дотянула Севу до окончания школы. Она была прекрасной портнихой, обшивала всю улицу. Шила платья и моей маме. Нину, сестру Севы и маму Серёжи, я видела два раза с мужем, когда они приезжали к матери и привозили Серёжу. Были одеты оба очень аккуратно, но бедно. Поразило меня тогда её очень красивое лицо с тонкими аристократическими чертами (тогда, конечно, я таких слов не знала).
Когда мы с Серёжей вошли в дом, Сева подметал пол. Он бросил веник в угол:
- Здравствуй, красавица!
- Я не красавица, - сказала я, уставившись в пол.
- Ну ладно, принцесса.
С принцессой я согласилась.
- Садись, ешь апельсины, - показал он на вазу с апельсинами, - или конфеты. Ты же любишь конфеты? Я кивнула головой.
Сева погладил меня по голове. Я ничего не поняла, но по всему моему маленькому телу разлилось тепло.
Сева, как мне говорил Серёжка, работал на кондитерской фабрике.
- Сева, а что ты делаешь на кондитерской фабрике?
- Как что? Ем конфеты, конечно, - засмеялся он. Последние солнечные лучи пробивались в комнату и тёплым светом легли на его белоснежную улыбку.
Всё испортил Серёжка:
- Да ящики с печеньем и конфетами он таскает.
Я понимала, что Сева очень красив.
Тогда я не знала этих слов. Сейчас я бы сказала, что у него был греческий профиль, голубые с загадочной искоркой глаза и русые кудрявые волосы.
Я жевала мои любимые конфеты «Мишка на севере» и не отрываясь смотрела на Севу любуясь его движениями и улыбкой. Он взял из шкафа книгу:
- «Алые паруса». Мама читала тебе?
- Нет.
- Хорошо, я вам почитаю.
И он начал читать.
Вначале я ничего не понимала о чём он читал, только слушала его бархатный голос. Мне нравилось звучание его голоса. Это звучание заполняло меня всю.
- Ну ладно, вы, наверное, устали и Эле пора домой. Завтра приходи, я продолжу.
Серёжка вышел меня проводить:
- Элька, когда ты вырастешь, выйдешь за меня замуж?
- Замуж? Зачем?
- Ты чего? Совсем ничего не понимаешь?
Замуж девушка выходит, чтобы иметь детей.
- А ты откуда знаешь? Если я и выйду замуж, то за Севу.
- Дурочка! Когда ты вырастешь, Сева будет старым.
- Сева никогда не будет старым! – крикнула я ему уже подбегая к дому.
Я приходила и завтра, и послезавтра. Книгу Сева прочитал до конца.
Я многое не понимала и часто теряла ход происходящих в книге событий. Понимала только, что маленькая бедная девочка продавала кораблики, искусно изготовленные её отцом. А потом она стала ждать принца, который должен был приплыть к ней на каком-то корабле с алыми парусами. Я не знала, что такое корабль и алые паруса. Сева объяснил:
- Корабль - это большая лодка. Ты же каждый день видишь лодки на нашей реке. Паруса – это такие большие флаги, надуваемые ветром, чтобы корабль двигался по морю. Алый цвет, ну, это похоже на цвет Красной Шапочки. А море – огромная река, такая огромная, что не охватишь взглядом.
Я была маленькой девочкой и не задумывалась почему Сева читает мне книгу. Мне просто нравилось его слушать. Сейчас думаю, может он хотел рассказать мне, что на свете много есть интересного, или же хотел привить мне любовь к книгам. А может что-то другое?
- Где ты так долго гуляешь каждый день? – спросила меня однажды мама.
- Я не гуляю. Я хожу к Севе, он читает мне книгу. Он очень хороший.
- Да Сева хороший. У него много друзей. Он справедливый и добрый. Говорили же, что он спас мальчика, прыгнувшего в реку. Мальчик долго не выныривал, Сева это заметил. А зимой собаку из проруби вытащил. Девочку спас от пьяных мужиков. Его все любят.
- Да мама, я знаю. Я тоже его люблю.
- Что?
- Да так, ничего.
Сева дочитал мне книгу.
Наступила осень. Я сидела по вечерам дома и мечтала.
Вот на меня нападают разбойники, подбегает Сева, раскидывает их в разные стороны, говорит: - Это моя принцесса. Берёт меня на руки и уносит в свой дворец.
А осенью Севе принесли повестку в армию. Серёжка пришёл и сказал.
Севу провожали всей улицей, как и положено. Я плакала. Сева смотрел на меня и говорил:
- Не плачь, принцесса. Я скоро вернусь и увезу тебя далеко в красивую страну, где растут апельсины. Поцеловал меня в щёку.
Все последующие дни я не играла с Серёжкой, хотя он каждые выходные приезжал и звал меня погулять. Прошла очень холодная зима с метелями и лютыми морозами, наступила весна.
В конце мая мама мне сказала, что Анне Михайловне из военной части пришло письмо. В письме говорилось о том, что Сева погиб при исполнении.
- Никто не верит, что он погиб при исполнении долга, почему-то больше никто не погиб. Все соседи думают о другом. Он же очень честный и справедливый. Наверное, что-то другое, - говорила мне мама.
Сказать, что я что-то чувствовала, не сказать ничего. Меня не было. Не существовало маленькой девочки. Был какой-то комок, сплетённый из непонимания происходящего.
Гроб привезли через неделю. Я не знала, что такое смерть и никогда не видела гроб. Плохо что помню. Гроб был закрыт. Его поставили посередине улицы на табуретки. Народу собралось очень много. Такого скопления народа я никогда не видела. Были люди и с других улиц, и друзья Севы, и девушки, наверное, из класса. Видела, что Анна Михайловна уже не плакала, слёзы застыли в её глазах. Плакали сестра, её муж, Серёжа, я, мои мама и папа, бабушка. Плакали все.
Мужчины подняли гроб и понесли. За гробом потянулся народ. Толпа потихоньку расходилась. Я стояла и смотрела. На песке образовались небольшие ямки со свёрнутыми в них маленькими капельками, осыпанными мелкими частичками песка, и в них светились искорки.
«Дождь разве?» -  застланными слезами глазами я взглянула на небо.
Небо было чистым, голубым, на нём не было ни одного облачка.
Я не поверила, что больше никогда не увижу Севу. И стала ждать корабль с алыми парусами. Приходила на берег реки, садилась на песок и смотрела на мост. Ну вот, сейчас из-под моста появится большая лодка, сначала с мерцающими на утреннем солнце, а затем становящимися всё более яркими алыми парусами. Лодка подплывёт к берегу и с неё сойдёт Сева в золотом костюме и скажет своим бархатным голосом:
- Я вернулся, принцесса!
2004 г. (отредактировано 2024 г.)