Как Мастер и Маргарита стал Немцы и Газпром

Пюрвя Мендяев
25 января 2024 года в российских кинотеатрах появилась новая экранизация романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Автором сценария её является Роман Кантор, а режиссером Михаил Локшин. Картина вызвала ожидаемо кучу эмоций у зрителей. Оценки самые разные от дикого восторга, до нескрываемой ненависти и отрицания. При том, что кинокритики исключительно зажигательно расхваливали данное творение. Мол, наконец, роман Булгакова достойно экранизирован. Но это явная ложь. От романа в фильме нет ничего, а самое подходящее название для этого представления было бы «Немцы и Газпром». Тогда бы все было бы и честно и благородно.

Сразу отвечу на вопрос – а почему именно «Немцы и Газпром»? А потому, что как говорил Штирлиц в знаменитом советском фильме «запоминается последняя фраза». А «последней фразой» в фильме Локшина и Кантора были кадры с изображением плаката с надписью перефразирующей лозунг самой известной российской коммерческой структуры «Газпром – народное достояние» после чего раздался взрыв, а затем на радость танцующим от счастья германцам взрывающийся газ разнес всю Москву к такой-то матери! Своим танцем немцы послали зрителям прозрачный намек - взорвитесь вы ребятки со своим газом, раз нам он стал недоступен! И отсюда становится понятно, о чем реально фильм и каково его подлинное содержание.

Получается, что приехали германцы в Москву посмотреть, что там творится, почему у них возникли проблемы с поставками газа. Встретили писателя, писатель этот вовсе не Булгаков, это сам Локшин, он им и объяснил, что к чему. И начали разбираться – вас ист дас. А разобравшись, поняв, что тут творится, подорвали северные потоки и сплясали танец дикой радости.  Вот собственно основное содержание фильма.

Но нужно отдать должное авторам фильма. Они честны. Западный германец при всем нашем перед ним уважении оказался дьяволом весьма низкого пошиба. Не шибко могущественный Воланд оказался. Кроме как навредить газораспределительной сети столицы РФ ничем особо не отличился. В отличие от Булгаковского злого гения этот парень тихо играет под героя произведения Гёте. Произносит реплики, которые логически не обоснованы с ходом киношного представления. И, похоже, сам не понимает, что он в фильме делает. Учить, какой свежести бывает осетрина, у него интеллекта и авторитета нет. Фокусами с одеждой и деньгами авторитета у современных московитов не сильно разживешься. А новых придумать, мозгов столько нет. Вот и получается – печальное зрелище. Западный сатана восторга не вызывает, хоть актер и старается от всей души. Но играть ему реально нечего. Да и команде его нечем удивить москвичей. Разве что катанием на трехколесном велосипеде.   

И при этом всем я не могу понять – почему авторов экранизации романа Булгакова вдруг стали обвинять в антисоветчине. Фильм однозначно говорит, что его авторы коммунисты и социалисты. Леваки, одним словом. Весь фильм об этом говорит – особенно сцена в театре, где идет прямое цитирование «Джокера». Так что откуда может взяться антисоветчина в фильме коммунистов и леваков? Ничего такого быть не может, потому что в их фильме нет ничего от СССР. Этот фильм рассказывает о сегодняшнем дне, о РФ 2022-2024. Это рассказ о стране, в которой все резко изменилось, и то, что можно было делать в ней вчера, стало сегодня под запретом. Новые грешники на балу у сатаны это чекисты отравители и т.д. Фильм показывает, что СССР и его дух сегодня в РФ дик и чужероден, как тост за коммунизм. Так что все это совершенно новая история под старым названием. Поэтому кстати в фильме Локшина практически отсутствует линия, связанная с событиями в древней Иудее. Не потому, что времени на нее нет, а потому что СССР был библейским проектом, а сегодняшний РФ никакого отношения к таким вещам и близко не имеет.

Но есть в этом фильме и явная дьявольщина. И она никак не связана с германским актером и прочими иностранцами. Дьявольщина в том, что Локшин снял исключительно советский перестроечный фильм. Некую эстафетную палочку он взял от фильма режиссера Юрия Кары 1994 года и фильмов того периода. Новое «Скорбное бесчувствие» Сокурова и «Оно» — двухсерийный фильм Сергея Овчарова чудятся в темных красках фильма Локшина. И еще огромная фига в кармане. Мы отвыкли от такого кино. Мы отвыкли от иносказательности и символизма в кино. От того, в чем была сила советского кино. И вот Локшин нам вернул советское кино. И в этом есть подлинная мистика. Вместе со всем его очарованием и огромной фигой в кармане. Как-то с этим нам придется дальше всем жить.