Тайна трех медвежат -3

Владимир Федулов
НЕ РАЗЛЕЙ ВОДА…

***
Удивительная история
в 3-х частях,
навеянная  хрестоматийным   полотном
Ивана Ивановича 
ШИШКИНА   –
«Утро в сосновом лесу»
(1889 г.).
***

Продолжение.
Начало см.:
http://proza.ru/2024/02/01/1358
http://proza.ru/2024/02/02/1264

Часть 2. «ВЫНЕСЕТ  ВСЕ, -
      и  широкую,ясную…».

Итак, «Утро в сосновом лесу» - первое и единственное,
пусть и не признанное официально, совместное полотно
художников  Ивана Шишкина и Константина  Савицкого.
Дальше они пошли каждый своим путем – Шишкин  в залы
Третьяковской галереи, а Савицкий – в ее запасники…
Но не только!

Своя судьба складывалась и у персонажей
их совместного «Утра…».

Если пейзажи, портреты Шишкина из Третьяковской галереи,
широко издаваемые в СССР, шагнули к нам из репродукций
в  школьных учебниках и со стен квартир и учреждений,
то «Мишки» Савицкого стали обертками шоколадных конфет
и памятными скульптурами (о чем речь еще впереди!»).
А сам  Савицкий заслужил пусть и неофициальное,
но вполне народное признание,
как «Некрасов живописи»…

И вот почему.

Он писал сюжеты из жизни народа и его тяжелой доли.
А известное полотно Савицкого от 1874 года «Ремонтные работы
на железной дороге» (на снимке), дошедшее к нам репродукцией
в школьных учебниках, было создано им как иллюстрация к
стихотворению его современника поэта Николая Некрасова
«Железная дорога» (1864 г.).

Поэт и художник, как бы объединив здесь усилия, отобразили
в своем творчестве знаменательное событие  их времени и всей
России – строительство Николаевской железной дороги Петербург -
Москва протяженностью 604 версты (645 км), когда строительство
ее ( с 1843 по 1851 годы) велось  одновременно с двух сторон –
от Петербурга и от Москвы.   При каторжных условиях труда
согнанных на строительство крепостных крестьян, в руках
которых были всего лишь лопата, кирка и тачка. 

Не случайно Некрасов подчеркивал, что выстроена дорога 
на косточках народа российского:

«Благослови же  работу народную
и научись мужика уважать!» - призывал поэт,
добавляя:

«Да не робей за отчизну любезную,
Вынес достаточно русский народ, -
Вынес и эту дорогу железную, -
Вынесет все, что господь
ни пошлет!».

И возвышенно-убедительно завершает свои стихи
о железной дороге:

«Вынесет все, и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только, жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе…».

Художник Савицкий, иллюстрируя стихи Некрасова, наглядно
показывает тяжелейшие условия труда крепостных крестьян
того времени и на той дороге…

Руководство строительством Николаевской железной дороги   
(по ней, кстати, проносимся  сегодня и мы от Москвы до
северной столицы всего за два с небольшим часа на быстроходном
«Сапсане »!) осуществлял  граф П.А. Клейнмихель, который,
не задумываясь, сотнями губил на строительстве, не считая,
бесплатные для него человеческие жизни и души!

Строительство этой дороги застал и Николай Васильевич Гоголь.
Сюжет  его романа «Мертвые души» (начат в 1835 г.),как считается,
автору подсказал А.С.Пушкин.  Но почему бы не предположить,что
бесплатные «мертвые души» русских крестьян как образ всея Руси
того времени, не представились ему впервые зримо и убедительно,
как подтверждение правоты избранной им темы романа, именно на
этой железной дороге, которая, несомненно, привлекала и его
внимание тоже?

Первые главы своего нового романа Гоголь прочитал Пушкину,
ожидая его насмешек. Но Пушкин лишь помрачнел и  произнес
сдержанно: "Боже, какая грустная наша Россия…».

Это восклицание заставило Гоголя по иному взглянуть на свой
роман и пересмотреть его, чередуя в сюжете  смешные явления
с грустными… А после гибели Пушкина (1837 г.),явившейся для
Гоголя  тяжелейшей утратой, работу над «Мертвыми душами» он
считал духовным заветом, выполнением воли великого поэта!

И еще параллель.
 
Не так ли нагло и безответно, как и сатрап от самодержавия
граф Клейнмихель во времена Пушкина, Некрасова и Савицкого, 
губит сегодня на Украине жизни россиян и  своих сограждан в
войне Европы и США против России их бандеровский ставленник
мини-фюрер  Зеленский?

Вот ведь куда уводят нас три медвежонка
с картины Шишкина!

И то ли еще будет…

03.02.2024 г.

  (Продолжение следует).

На снимке: портрет поэта Н.А.Некрасова на фоне иллюстрации
его стиха «Железная дорога» упомянутой выше картиной
художника К.А. Савицкого.

Фото из интернета.