Музыканты не шутят

Маргарита Морозова 3
Зашёл как-то спор о современном искусстве. О том, что ничего нового в нём давно нет.
Что живопись закончилась, когда появился «чёрный квадрат» Малевича. Что классическая музыка закончилась на П.И. Чайковском.
Всё, что после него – «какофония», «авангард» и «грязь». И что все эти современные потуги и искания никому не нужны.

Я сама, получив хорошее образование, ушла «из классической музыки» в начале 90-х, не столько из-за личных причин, сколько из-за понимания, что «скрипач не нужен» (с)
Выпускники нашего высшего учебного заведения поделились на три группы: первые, почувствовав наживу, начали чёс по городам и весям, целиком идя на поводу публики, презрев каноны и законы академического образования,  вторые поменяли полностью вид деятельности, порой не один раз, (я как раз из таких, и ни о чём не жалею), а третьи так и остались прозябать в затхлых классах и кабинетах, неся непосильный груз «культуры в массы»

(Когда меня спрашивают, кто я по профессии, я отвечаю словами Кузнечика из фильма «В бой идут одни старики»: «…Арфа. Но музыку ненавижу с детства!»)

Чтобы наш спор не был голословным, мы выбрали предмет для изучения. Им оказалось «Отражение» - произведение крупной музыкальной формы для голоса и фортепиано современного композитора-авангардиста. Не будем указывать автора, дело не в нём, а в тенденциях современных «творений».
 
Чтобы потенциальные слушатели и исполнители легче понимали суть произведения, автор снабдил его тщательным анализом, с пояснением, как возникла идея, как воплощалась, какими музыкальными средствами, особенностями композиции, рекомендациями по исполнению.

Не скрою, я начала слушать с интересом. Но в итоге возмутилась, и решила описать свои впечатления с изрядной долей критики и иронии.

Если это произведение – упражнение, пособие, как сочинять, то – да, оно имеет место быть. Это хорошо сделанная вещь.
Но как произведение искусства… У меня восторга не вызвало. «Не торкнуло»

Начнём по порядку.

В основе – очаровательные, милейшие стихи китайского автора в переводе.  Всего 8 строк. О цветах и их отражении в реке.
Но моё ощущение было, что на прелестную вещицу навешали громоздкую композицию, как шкаф на банкетку.  Из ювелирного украшения сделали тяжёлое надгробие.

Как бы не хотелось музыке поиграть в философию, музыка – это прежде всего звукопись или эмоция (настроение, чувствование)

Музыка может быть философской, если ей сопутствует слово.

В «Отражении» слово есть. Но в содержании этой милой безделушки откопали глобальную философию… И произведение превратилось из акварели – в плакат.
Музыкальная композиция утяжелила текст, размыла смысл, стёрла поэзию. Распев одного слога повторяется так долго, что забываешь, о чём вообще поют?

Несмотря на поэтическую канву, в основе пьесы лежит звукопись, а не философия (иначе бы смысл текста до нас постарались донести в более «слышимом» варианте). Звукопись, конечно, современным языком… Чем сложнее, тем лучше, чем грязнее, тем сочнее. Да ещё нас отсылают к VIII веку в Китае… Много ли у вас на слуху китайских песенок восьмого века? Нет? Тогда любое подражание сойдёт за оригинал ;

Сама пьеса – технически безупречно сделанная вещь. Она собрана, как конструктор, путём отработанных автором приёмов.
Вот как, по моему мнению, писалась эта композиция.

***
…Пять нот будем повторять во всех возможных вариантах. Партию голоса сделаем как можно более непонятной, чтобы никто не понял, о чём поём. «Китайская грамота», ясно вам?
Партию фортепианного сопровождения сделаем такой же запутанной. И пока ничего более – слышали же, как китайцы играют на одной струне? Вот вам и монодия!

Минорная пентатоника – основа музыкальной ткани. Пять нот – перебирай, как хочешь, и будет тебе счастье. Повторяющуюся последовательность из пяти нот назовём «зерном» музыкальной композиции (рука не поднимается напечатать «мелодией»).

Ах, да, мы должны дуновение ветра изобразить! Или речную волну… Ну, это совсем просто – пробежимся по клавиатуре вверх, а потом вниз. Приём одинаков от песенок для детского сада до симфонических поэм А.Н. Римского-Корсакова. (Вот у кого учиться надо водную стихию изображать!)
Не забываем, что нам надо нажимать только заветные пять клавиш в разных регистрах – у нас же китайская пентатоника!

Когда надоест играть только на пяти клавишах – мы расставим пальцы пошире и добавим квинт поболее. И сделаем из них квинтаккорды, да сдвинем их на тон и обратно («Параллельные квинты? Двойка тебе за задачу», - сказала бы мой незабвенный преподаватель гармонии в училище, Григорьева М.А.)
Но мы же Китай изображаем, нам можно.

Когда и в квинтах становится скучно – мы добавим секунды и… вот уже «гуляй, Вася» - тут уже ляпай между клавиш, сойдёт за политональность да искусственные лады. А под конец всей ладонью выдадим кластеры (то есть звуковой грязи побольше).

Это мы ещё о ритме не говорили… Тут вообще, полная свобода для автора. Хочу – секстоли.
Хочу - квинтоли. А уж четвертей в такте – так вообще, от 3-х до 9. Полная свобода!

Неплохо бы сюда ещё и монгольские напевы вплести. Ну, Монголия же от Китая недалеко? Вот и наложим их на наше «зерно». Получим полифонию. А где полифония – там и Бах, что ж мы про Баха забыли?  Возьмём и от него принцип «повторяемого баса».
Сдвинем бас во времени – получим ладовую переменность. Простенько и со вкусом. Всё какое-то разнообразие, тем более что среднестатистическое (непрофессиональное) ухо вообще в этой мешанине не различит ничего.

Главное, чтобы было непонятно, и громко.

Такую музыку, как «Отражение», легче сочинить, чем записать. Теребонькай по паре клавиш, - будет колыхание лепестков. Потом пробегись по клавиатуре – будет волна. А потом ляпай, куда попадёшь ладонью, кулаком или пальцами, в пределах выбранных «технических средств и приёмов», - получишь (бурю) результат. Главное, не забыть, куда «ляпал».

Меня умилило указание автора в аннотации к пьесе «играть, как написано, «чётко и в ритме», не допуская ни малейшего отклонения или свободы.
Хм… Пьеса нарочито «заковыристая». Так заморочено, что кроме автора, никто не сыграет.

Да и будут ли играть? И кто же эту вашу музыкальную кашу будет потреблять, господа авангардисты?

Сам автор музыки в аннотации к признаёт, что «композиторы авангардного толка уже несколько десятилетий находятся в творческом тупике». Что выход из него может быть в «сочетании несочетаемого».
И это понятно. Свобода, она такая: разрешили сказать «А», так надо непременно дойти до «Я», всё попробовав и всё разворошив. А в итоге? Эти поиски непременно чего-то «нового и оригинального» идут от ума, а не от сердца, от холодного расчёта, а не от потребностей души.

Я считаю, что сейчас музыка должна снова отойти к истокам – к простой, понятной и запоминающейся мелодии. Не обязательно к фольклору.

Такой откат к простоте происходит сейчас и в массовом искусстве. В том числе и из-за того, что в доступных СМИ повально используется Искусственный Интеллект. А его тоже надо «научить» - как ребёнка, на простых песенках и пьесках, через этюды – к симфониям и поэмам.

Кстати, массовое искусство гораздо быстрее идёт вперёд, чем академическое.
Массовая культура пробует, миксует, находит новые краски в «творчестве». Не всегда это хорошо.

(Например, слово в вокальных композициях используется как звук, в нём важно фонетическое звучание, а не смысл. Отсюда речь часто в тех же песнях – непонятная, как шелест или звуковое полотно. Слова не проговариваются не из-за плохой дикции или отсутствия зубов, не из-за «каши во рту», а из-за того, что используются именно как звуковая краска в музыкальном полотне. Сюда же отнесём и этнический акцент, и блатную – нецензурную - молодёжную составляющую речи. Главное – быть запоминающимся и оригинальным, отличным от всех.  По факту – все современные певцы похожи друг на друга. Зато «на стиле», «в тренде»)

***
Востребованность, как не крути, нужна творческому человеку.
Вот и современным композиторам хочется быть услышанными.
Вот только кем услышанными? Маленьким числом профессионалов (Как сказал «наше всё» А.С. Пушкин: «Нас мало избранных» Это он про композиторов, кстати!)

Или всё-таки широкой массой людей?

Музыка, особенно классическая, сама по себе – достаточно элитарный вид искусства. Так зачем нужны такие эксперименты с авангардом? Мы что, уже все «Щелкунчика» посмотрели в «Большом»? Всего Рахманинова и Хачатуряна переслушали? У нас что, из каждой квартиры Шостакович звучит? (Я не говорю о фильме про «Седьмую симфонию»)

Для широкой доступности нужны меценаты…
Интересно, олигарху типа Сечина или Грефа понравится сей описанный шедевр?

P.S.
И мне всё-таки интересно, кто финансирует современные поиски композиторов-авангардистов?

02.02.24