Ультрамариновые тени

Тамара Давидова
    СЕГОДНЯ, 2 мая, ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ САШИ ЛЕПЕТУХИНА, моего однокурсника хорошего человека и замечательного художника…. Не верится, что его нет в этой земной жизни. А такое чувство, что этот парень, из студенческой жизни, всегда где-то рядом, и при встрече кивнет головой в сторону и со своей хитроватой улыбкой и светлыми прищуренными глазами скажет: «Томка, Привет…!»…Эх, не вернуться те времена, когда болтали, спорили, пили вино, слушали музыку…, как кто-то из наших однокурсников пошутил, что это было время, когда "мы сидели далеко и говорили о Пикассо!"

     Помню первое впечатление о "Лепете" (Александре Лепетухине), которого так называли на нашем курсе. Это был 1966 год, вступительные экзамены на худграф. Все, кто поступал, знают, что три дня проходит экзамен, по три часа рисуют капитель с геометрическими телами и три часа пишут акварелью натюрморт. И во время этой "пересменки" можно было пройти по аудиториям и посмотреть "творческие мучения" абитуриентов. Между нами, поступающими, прошел слух, мол в крайней мастерской есть парни, которые ТА!" рисуют, Так рисуют…». Это были работы Валерия Сахатова и Саши Лепетухина.  Сахатовская живопись мне показалась такой красивой, такие светящиеся желто-оранжевые луковицы на голубом фоне и коричневый кувшин был, как настоящий, глиняным.
 
    Рядом сидел и рисовал другой парень, который как-то странно вел себя, он часто вставал, наклонял голову, прищуривал глаз, иногда переворачивал свою работу, прикрывал рукой отдельные места на своей работе, а потом садился и другим цветом безжалостно перекрашивал, и не жалел то, что было сделано раньше. Наблюдать за творческим процессом было интересно. Как узнала позже, этого «странного» студента звали Саша Лепетухин. И ту работу на вступительном экзамене я помню до сих пор.
 
    Стерлись из памяти многие фамилии, лица людей, события, но, наверное, эмоционально окрашенные, значительные воспоминания сохраняются в глубинных клеточках нашей памяти. Так и этот натюрморт запомнился, потому что был совершенно необычным и, не похожим на другие «абитурские» работы. Странная композиция, как будто сверху смотрит художник, хотя он сидел и предметы должны быть в перспективе, одни за другим, и цвета совершенно ненастоящие, краски завышено яркие, насыщенные, а техника письма - совсем не акварелью, наверное, с гуашевыми белилами. Мне очень понравились синие падающие тени, которые были написаны открытым, чистым ультрамарином.

    И, поменяв воду и, вернувшись к своей работе, я позаимствовала похожие синие тени, перекрасив их в своем натюрморте. Мне показалось, что они украсили мою работу, получилось как будто красиво, но что-то все вокруг стало серым и не соответствует этому звонкому ультрамарину. Стала смывать и менять цвета, делать предметы более яркими… и совсем запуталась. Не помню, какую отметку я получила, но я стала студенткой худ-графа.
Тамара Давидова, 2021
(Продолжение следует)