Музейная деформация

Александр Гаврилов 8
Профессиональная музейная деформация.
Все мы жертвы профессиональной деформации. Кто в чем. Кого-то деформирует сильно, а кого-то больно. У музейщиков тоже есть своя  деформация сходная наверно в чем то с работниками карнавалов, или цирка уродов.  Пардон цирка особенных людей.
Очень часто приходиться слышать упрёки в наш адрес что мы комуто то были не очень рады, особенно эти укоры звуча в адрес «бабушек смотрителей»
. дорогие посетители не ужели было бы лучше если бы при Вашем приходе музейная мумия оживала и с кривой улыбкой потирая руки, приговаривала, Наконец-то Вы пришил! восклицала Сейчас мы Вам покажем… и при этом ещё пальчиком кривым от артрита грозила.
Конечно у нас сейчас век монумента и тренингов по общению. И именно музейщики выдумали фразы «Вам что-то подсказать, или «Вот знаете» это потом уже маркетологи их себе утащили.
Впрочем о радости, мы конечно всегда рады, но радость музейщика  всегда выдержанна. Когда провел две три экскурсии, которые проходят через все стадии, оторопи, усмирения, и восхищения. И приходит четвертая или пятая экскурсия и всё по новой… деформируешься по неволе. И улыбка американской кино звезды деформируется согласно принципу композитного материала, одна накладывается на другую и так слой за слоем…  Опять  же деформация всегда по разному протекает. Например, дежурство в выходной день на праздниках. Дворника нет пробираешься через заснеженный двор, а ранее по заснеженным улицам. Сидишь, ждёшь посетителя, тут и  происходит деформация. Вспомните книжку про Хоттабыча был там его брат омар. Так вот музейщик, приходит  на работу окрылённый сегодня он будет нести свет знания людям,  первые часы свеж и бодр, и готов жить и трудиться, потом приходит нетерпение когда же Люди придут. В его голове тысячи мыслей и ответов на все тайны истории… но некто не идёт. Мысли начинают сталкиваться путаться, сам себе он задаёт вопросы, сам на них отвечает, начинается внутренний диалог ругань и победа над самим собой…  потом наступает фаза отчаянья, сменяющаяся глубоким унынием, осознанием ненужности и никчёмности. При этом моно конечно делать какие то свои дела, но всегда при этом преследует чуйство что вот только начнёшь… и поймаешь музу за хвост а тут бац. И надо идти знаниями делиться. … со временем чувство отчаянье перерастает в ненависть и как джин Омар если с начало ты был готов возблагодарить любого посетителя то теперь все кардинально меняется и ты готов его уже убить…
Как правило без 15 минут до конца рабочего дня открывается дверь и вплывает первый посетитель, со словами что хорошего у Вас можно посетить.  Очень часто в этот момент мы переживаем сложную гамму чувств,   и понимая что день был прожит напрасно пытаемся реабилитировать себя и говоря проходить смотрите и думаем ну не в пять так в шесть уйдём с работы, за то хоть кто-то. И вот тут все язвы деформации всплывают наружу. Ведь посетители очень разные бывают. Например это врем могут приди семейная пара или один родитель с 3-4 летним ребенком и заказать экскурсию. Иногда это повторные посетители которые специально приводят малыша в музей мол мы то уже всё слышали но вот пусть и он приобщается, на замечание что мол ему рановато ещё… обычно бабушки …говорят ну вы говорите он хоть и не понимает но послушает. И когда начинаешь адаптировать экскурсию под ребенка. Перебивают и говорят нет вые ему говорите как взрослому, чтобы приучался. … Был и такой прецедент когда пришла в музей будущая мамаша и попросила провести экскурсию, мол я раньше была, а теперь пусть малыш, с этими словами она возлагает длани на свой живот, послушает.  Звучит жутко, как будто пришёл волк который его сел. И невольно  хотелось во время экскурсии наклониться обращаясь к невольнику… Ровно как спросить будущую мамашу куда рассказывать то.
И всё бы конечно нечего но так изо дня в день так что я не знаю у кого как но у музейщиков деформация та ещё профессиональная. А вот молоко нам за вредность не дают, хотя  интернет так и пестрит сообщениями о том какие вредные музейные бабушки, НЕ ДАЮТ РУКАМИ ЧТОТО ТРОГАТЬ ИЛИ ФОТАГРАФИРОВАТЬ. Опять же специфика целевой аудитории… недавно наша сотрудника 6 часов с лекцией в школе провела, потом садики , не снимая лыж общество слепых и глухих.  В музей приходят все от академиков до маргиналов. А выслугу лет нам не платят…как учителям и работникам внутренних органов. Но двоек мы не ставим и закон нас защищает так приблизительно… Каждое наше слово это мишень для адептов дзена и ютуба, учёных, и просто шести летнего вундеркинда прочитавшего сотню книжек про динозавра.  И когда ты живя в местности где в юрское время плескалась море, и ты всю жизнь провел среди белемнитов и аммонитов не в силах какому-нибудь умнику в чем разница между вторым и третьем  когтём тираннозавра.   Происходи деформация. И она тоже происходит по этапам. Сначала мы учимся, потом  умнеем, потом становимся равнодушными, а после просто тупеем. Но обрастаем таким панцирем что даже сообщение о конце света вызывает у нас определённое одобрение, и лёгкое покачивание головы с уверенной улыбкой.  А как быть нервные клетки не восстанавливаться… это даже учёные доказали. А наша деформация профессиональная она вся на нервах.  Приходит ребенок в музей ничего не смотрит, скучает, нервы, радуется, начинает бегать, рискуя врезаться головой в 70-ти килограммовое стекло, опять нервы.
 И да таки есть и более нервные профессии. Но вот утром когда  утром мы стоим на автобус на работу. А нас трое человек работающих в учреждении музейного типа.  Мимо нас проходит автобус полупустой нефтяников, автодора, и газовиков в которых с комфортом и совершенно бесплатно везут на работу… И совсем не дорожников а работников бухгалтерии автодора. А мы платим 99 рублей за  поездку в одну сторону, влезаем в давку  с кучей других таких же счастливчиков едущих на этом автобусе в школу и на работу. , По дороге домой всё это повторяется… и как говорил бургомистр из фильма тот самый Мюнхгаузен, это конечно не подвиг но что-то героическое в этом есть…  Опять же автобус вот уже три дня опаздывает и вместо того чтобы приехать без двадцати минут 8 по расписанию, приходит в 5 минут 9.  И да от нашего опоздания на работу не встанут станки, не заплачут дети малые… Но какой-нибудь редкий посетитель с усмешкой не- нет да скажет опаздываем. После чего прочитает лекцию о том что он де врач и если он опоздает то…  другой знающий истории вспомнить что при Сталине за опоздания. Та же история относиться и к тем посетителям что приходят за 15 минут до конца рабочего дня. Причем железным считается аргумент «мы же к Вам пришли» . Пытливый кто-то ещё спросит а много ли было сегодня народу скажет вот, вы же должны быть нам благодарны что мы…  Ещё больше бесят москвичи… только им это по карману…  начинают говорить ну мы же заплатим…  Не понимая что менталитет музейщика ближе не к купцу, а святому-мученику предложение денег которому может его просто оскорбить.  Опять же конечно в частных музея ситуация наверно иная и каждый час это плюс к прибыли. Но все посетители как то забывают что деньги заработанные музеем к зарплате сотрудников музея:  экскурсовода, и тем более смотрителя, бабушки не имеют ни какого отношения.  Это конечно звучит как то не патриотично по отношении нашего мундира, но деформацию тоже создаёт. Я уже не говорю о том что министерства культуры в последнее время очень озабочены отсутствием свободного времени у работников музея. Выдумываются госкаталоги, отчёты, планы, статистики и тд и тп. Одно время с нас даже пробивали требовать еженедельные и  даже ежедневные планы работы. А ещё ведь бывает мы пишем гранты, книги и прочею ерунду. Которую требуют порой посетители и по её наличию или отсутствию оценивают деятельность музея…
И да мы конечно сердце людям отдаём… и не хотим судьбы иной… Обычно мы коммуникабельны и любим общаться с людьми, и это даже интересно и в общем то это то что наполняет нашу жизнь смыслом. И заставляет надеяться, что мы не только не задаром зарплату получаем, но и как бы вообще даёт смысл жизни. А когда нам удаться получить отклик в душах посетителей, зажечь в них огонь мы греемся у этого огня.  Но тем не менее деформация всё же присутствует деформация. Ведь мы не только просвещаем, меняем и зажигаем, но сгораем , тупеем и меняемся. Человеческий интерес и сопричастность посетителя к истории делать нас лучше, а человеческая тупость, невежество, цинизм и лицемерие. Тяжкими кирзовыми сапогами проходиться по нашему сознанию, вызывая енту  самую деформацию…