Тайна Хозяйки каменоломни

Алексей Захаринский
Глубина - 12 м под землёй.  Страшная, обвалоопасная каменоломня. "Здесь вам не равнина", темнота, неизвестность, страх... Полусгнившие крепи, обвалившиеся камни... Чувства обострены до предела. И они подсказывают - за тобой наблюдают, тебя оценивают, взвешивают на весах. Зачем ты здесь, что потерял? Ищешь приключений? Не хватает адреналина? А может быть, ты пришёл за сокровищами?

Ещё на входе тебя охватила паника - казалось, что полутонная известковая плита, под которой надо проползти, вот-вот сорвётся. Но твой товарищ, отчаянный малый, уже там, внутри. Обождать его у входа? Но если с ним что-то случится? В памяти всплыла фраза, с детства знакомая по статье знаменитого Василия Пескова в "Комсомолке": "Плавать по морю необходимо!" и её не такое известное продолжение: "Жить менее необходимо". Поэтому - к чертям страхи! Вперёд, в подземелье!

Лёг на брюхо, вползаю под камень. Голову не поднять - настолько узкий лаз. Прополз метров пять, пока не достиг грота. Иной мир. Тишина. Не холодно. Мой опытный спутник вносит запись в журнал посетителей. По окончании визита надо не забыть сделать отметку, мол, такие-то такие-то вышли живыми. Мы - краеведы. Мы пришли сюда работать - искать артефакты, надписи на стенах, уточнять карту, фотографировать.

Опытный товарищ предупреждает: головой потолка не касаться - это может спровоцировать обвал! Чувствуется, обвалы здесь не так уж редки и без посетителей - деревянные крепи, установленные ещё в те времена, когда здесь добывали известняк, обгорели при пожаре и уже мало что удерживают. Некогда свободные проходы так завалило камнями, что остался лишь узкий лаз, в который еле протискиваешься - шкуродёр по терминологии завсегдатаев подобных мест. Пот льётся градом. Такие приключения требуют хорошей физической подготовки. Наконец, выползаем в грот. И тут луч фонаря высвечивает на уступе стены огромную змею или даже дракона. Фигура вылеплена из глины и отделана камнем. Пещеры зовут к себе талантливых людей.

Наверняка, грот уже имеет какое-то название, но мне захотелось его назвать в честь персонажа сказов Пава Петровича Бажова - грот Великого Полоза. Полоз указывает на золото. Недаром существуют легенды, что отступавшие поляки в Смутное время запрятали в каких-то каменоломнях награбленные драгоценности. Но хозяева пещеры не благоволят к кладоискателям. Нарушителя векового покоя может засыпать или завалить камнями. Из выцарапанной на стене надписи можно узнать, что в 1954 г. здесь произошёл завал и погибли люди.

Пора домой. Мой проводник торопит. А мне так не хочется уходить... Хочется выключить фонарик и сидеть, наслаждаясь покоем и тишиной. А потом включить свет и неспешно гулять, рассматривая причудливые узоры на камне.  И я уже вижу, как трещинки складываются в фантастические фигурки и лица иномирных, сказочных существ. Я не хочу отсюда уходить. Здесь так приятно и хочется остаться надолго. И если сначала меня не хотели пускать сюда, то теперь явно не пускают назад и зовут остаться.

Товарищу пришлось чуть ли не за руку выводить меня из пещер. Ползём на выход. И вот он - знакомый реальный мир. Хмурое небо, липкий мокрый снег, ветер, чахлый изломанный кустарник, запах несвежей воды от реки. Как будто пробудился от яркого волшебного сна. Но теперь страх перед подземельями навсегда в прошлом. И я знаю - когда бы я ни пришёл, здесь меня будут ждать.

PS Готовя к публикации фото из каменоломен, я обработал одно из них особым мне известным способом. И вдруг из паутины, густым слоем покрывающей старинные обгоревшие столбы, явился женский образ. На меня глядела величественная королева в шубке из тончайшего меха, с высокой, украшенной кристаллами горного хрусталя, причёской. Снежная королева с ледяным сердцем? Откуда она здесь, под землёй, среди камня? Не знаю. Но здешняя Хозяйка явилась мне именно в таком образе.

                31 января 2024 г.