Людмила Улицкая. Сонечка и другие

Юрий Буков
Людмила Улицкая. Сонечка и другие.

Сызнова не хотелось «браться за перо», но  последнее время в российских СМИ поднялся такой шум о Л.Улицкой, что волей-неволей обратил внимание на эту писательницу.
Несмотря на то, что СМИ навязывают свою точку зрения (в данном случае – негативную по отношению к Улицкой), я, всё-таки,  доверяю своему собственному суждению. А вдруг,  «щука – добрая?», как сказал карась Салтыкова-Щедрина.
Разумеется, заглянул в Википедию.
Ого – сказал я сам себе, А она, оказывается «не лыком шита».
Премии, награды (в основном зарубежные), должности, выдвижение на Нобелевскую.
Пришлось покопаться в её творчестве.
Первое, что бросилось в глаза – её повесть «Сонечка» (1992). В 1994 «Сонечка» была признана во Франции лучшей переводной книгой года и принесла Улицкой  французскую премию Медичи.
Прочёл, чуть было не прослезился, но . . . .  . что-то, уж, больно смахивает на «Доктора Паскаля»  Э.Золя и «Лолиту»  В.Набокова.
Такая же стареющая одарённая  творческая личность (доктор ЛИ, писатель ЛИ, художник ЛИ Роберт Викторович в данном случае), такая же  (или почти такая же) влюбчивая девица с развитым половым интересом и опытом, такая же запоздалая страсть, вспыхнувшая между стариком и девушкой и  похожий трагический конец любви.
Кстати, центральной фигурой повести является вовсе не Сонечка, а её муж - Роберт Викторович – мастер кисти. А книгочей Сонечка – довесок (надо же было Л.Улицкой себя  вставить в повесть).
Повесть,  на мой взгляд – плагиат, срисовано  с указанных «Доктора» и «Лолиты»; масштабирование и пропорции быта и любви отличаются, но любовные страсти – из  «Доктора Паскаля»  и «Лолиты».
Но просто давать премию «Медичи»  за плагиат было бы стыдно даже французам.
Что делать? Очень просто:  нашли принципиальное дополнение-отличие  в «Сонечке» – банальную антисоветчину.
Повесть изобилует такими выражениями,  как:
 - Из пяти лагерных лет, вспоминал Роберт Викторович, особенно тяжелыми были первые два . . .
 -  человека, чудом освобожденного из лагеря и обязанного всего лишь в неделю раз отмечаться в местной милиции…
- Муж (Роберт Викторович)  прервал ее сухо и желчно: . . . что касается победы… Мы с тобой всегда останемся в проигрыше, какой бы из людоедов ни победил. (это о Сталине и Гитлере)
- Вскормленный на вольных парижских хлебах, Роберт Викторович и помыслить не мог о профессиональной работе на службе у скучного и унылого государства, даже если бы и смог примириться с его тупой кровожадностью и бесстыдной лживостью. (это об СССР)
- и т.д.
Скучно. Такой антисоветчины написано пруд-пруди.
Ещё одна отличительная черта «Сонечки» - русофобия. Главный герой Роберт Викторович (цитата): «был совершенно равнодушен к русской литературе, находил ее голой, тенденциозной и нестерпимо нравоучительной. Для одного только Пушкина неохотно делал исключение…». 
И это «откровение» тоже  сгодится в копилку для получения западной премии.
Может быть, повесть «возьмёт» динамичным сюжетом? Точно.
Герой – Роберт Викторович (цитата):  «– был упомянут в американской статье как чуть ли не классик и уж, во всяком случае, пионер художественного направления, изо всех сил расцветающего теперь».
Когда Роберт Викторович (еврей, как ненавязчиво указывает Улицкая) успел стать «чуть ли не классиком», Улицкая не удосуживается объяснить. Мол, писал картины когда-то, лет тридцать назад в Париже «на вольных парижских хлебах» (за чей счёт?Почему вернулся в Россию? Голодно стало? Не признавали?), а потом в СССР работал то бухгалтером, то истопником, то оформителем сцен, то . . . кем угодно. Кроме портретов жён начальников лагеря и подпольных портретов своей любовницы Роберт Викторович никакого  путного холста не создал. Даже его оформление театральных сцен была известно «узкому кругу ограниченных людей».
Но  тут, о чудо:  – эта статья о нём в американском журнале, признание там его «чуть ли не классиком» послужила основанием для  признания  таланта Роберта Викторовича  «проклятой» Советской Властью и принятие  его в Союз Художников.
Чудо!
После этого, совершенно неожиданно, герой умирает на своей молоденькой любовнице.
Даже небезызвестной Золушке такие метаморфозы не снились.
Вот это круто. Аж, дух захватило.
А концовка повести – вообще умопомрачительная. Дочь героя – Таня, не окончив даже десятилетки в СССР, в жизни «всё поняла», убежала в Израиль, и вскоре (благодаря папиному мировому признанию) – «получила прекрасную должность в ООН»!
Опять чудо!
Сама Сонечка осталась у разбитого корыта, но её судьба на фоне гения Роберта Викторовича и его связи с молодой  любовницей давно затерялась.
Такие душещипательные сказки французам очень нравятся (сам  Перро так считал).
Мало того, и «улицкие» верят в такие сказки и жаждут претворения их в жизнь.
Хочется «улицким жить шикарно».
Еще Салтыков-Щедрин писал о них:
«Надобно . . . , чтобы всякий человек . . . сознал, что для счастья его нужны две вещи: пирог с капустой и утка с груздями. А к этому. . . : приличная мебель, удобный экипаж, . . . а вечером пулька или две по маленькой.. . . Само собой понимается - для культурного человека. . . .  "А прочие пусть пребывают в трудах" – . . .  больше ничего от них и не требуется. . . . . Таким образом. . .  оно и идет: мы – свое дело делаем, а люди физического труда – свое».
Сентиментальные французы (по крайней мере, говорят, что французы сентиментальны) не могли обойти наградой Л.Улицкую. И наградили. Всё-таки, она напомнила о Э.Золя, лягнула Советскую Власть и Русскую литературу.
Подводя итог «Сонечке», так и хочется сказать: для получения   литературного признания – «пропуска в Рай» - современным русскоязычным писателям надобно заострить внимание на трёх «вещах», а именно: антисоветчине, русофобии и гениальности евреев (так, уж, получается; хотел обойти эту тему, но Улицкая не оставляет мне выбора).

Ладно с «Сонечкой» мне кое-что стало ясно.
Но для чистоты эксперимента необходимо его повторить.
Посему мне пришлось окунуться в роман Улицкой " КАЗУС КУКОЦКОГО ".
Роман посвящён последнему представителю российской династии одарённых врачей-практиков и заодно – учёных энтузиастов по переустройству медицины в России и СССР.
Герой (принципиальный, настойчивый и человеколюбивый) Павел Алексеевич Кукоцкий  жаждет творить добро. Одновременно он и врачует и строит планы по усовершенствованию медицины в целом, о снятии запрета абортов в частности, но . . . ему мешает «проклятая» Советская Власть.
Во-первых,  (цитата)«. . .  .большевики уже продемонстрировали, что человеческая жизнь, за которую привыкли бороться эти прогнившие интеллигенты, копейки не стоит».
Сам Кукоцкий был сыном царского подполковника; боялся «что придут за ним».
Далее, Кукоцкий (цитата): «думая о судьбах близких ему людей, он обнаруживал, что почти все они тоже уязвлены страхом. . . .  жили в постоянном ожидании наказания за несовершенные преступления».  Кто-то происходит «из богатейшей купеческой семьи», «другой коллега нес в жилах, как чуму, скрытую половину немецкой крови», у кого-то «брат эмигрировал в восемнадцатом году», у Елены – жены Кукоцкого «родители погибли в лагерях, а сама она чудом спаслась от этой участи».
«У каждого было о чем смолчать, каждый ожидал разоблачения».
«К сентябрю сорок четвертого года клиника Павла Алексеевича вернулась в Москву. В квартиру Елены в Трехпрудном переулке, на которую она рассчитывала, к этому времени вселили двух мелких энкавэдэшников». (куда деваться от ненужных «мелких энкавэдэшников», презираемых Улицкой?).
«Два явственных вертухая, один справа, другой слева, остановились перед дверью:
– Вам сюда». (куда деваться от вертухаев?).
« за огромным письменным столом сидел маленький человек с отечным лицом, вылепленным из сухого мыла – одно из тех лиц, что колыхались на первомайских портретах».
«Препарат остался стоять на вельможном столе рядом с чернильным прибором, украшенным чугунной башкой пролетарского писателя...»
«Сибирский город, . .  . ломился от эвакуированных: . . .  . никакого человеческого жилья за годы советской власти в городе не строили».
Есть и недобрые слова о Советских воинах: «о мародерстве и массовых изнасилованиях немецких женщин, о недостойном поведении советских солдат и даже офицеров». (в Германии).
Антисоветчина прёт, как из рога изобилия.
Однако,  как ни «странно», «проклятая» Советская Власть сначала  оставляет  Павла Алексеевича  на кафедре в ординатуре, а позже предоставляет Кукоцкому управление Институтом.
В  этом круговороте страха, преследования, отсутствия жилья Кукоцкий пытается сделать переворот в медицине и здравоохранении в целом; борется за права женщин избавляться от нежеланных детей. (По словам Л.Улицкой «сотни тысяч женщин» сидели в лагерях за аборты. ОТКУДА Улицкая выкопала эти цифры – НЕВЕДОМО! Ибо, несмотря на Директивные документы о запрете абортов, до суда доходило НИЧТОЖНОЕ количество дел об абортах, в силу ГУМАННОСТИ Советской Власти).
Ладно, идём дальше. Кукоцкий  мечтает о свободе профессионального творчества (как всегда), о средствах (как всегда) и  о помощи Властей для претворения своих планов в жизнь, но. . . .
Опять «проклятая» Советская Власть не даёт ему «развернуться»; кладёт его проекты «под сукно», уклончиво отвечает, вызывает «на ковёр», «тянет резину».
Кукоцкий не понимает, ПОЧЕМУ Власть не хочет ему помогать в его благороднейших целях?
И Улицкая, получается, этого не понимает. Жаль.
Жаль, ибо Л.Улицкая коверкает сознание молодёжи своим ограниченным взглядом на Историю.
Получается, что Советская Власть не хотела строить жильё, не думала о правах женщин, не хотела реорганизовать здравоохранение.
Л.Улицкая заглянула БЫ в Википедию (хотя бы). Тогда она узнала БЫ, что:
-  Советский Союз понес тяжелейшие потери в Великой Отечественной войне. Было стерто с лица земли 1710 городов, 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи предприятий промышленности, 65 тысяч километров железных дорог, 98 тысяч колхозов и 2890 машинно-тракторных станций.
Погибло 27 МИЛЛИОНОВ Советских граждан!
Кто-то же должен был СНАЧАЛА ВОССТАНАВЛИВАТЬ жильё, промышленность, сельское хозяйство, логистику.
Нужны были люди. А их надо рожать. Именно поэтому шла с переменным успехом борьба с абортами.
А в это же труднейшее время «некоторые творческие личности» такие, как  «гениальный» художник Роберт Викторович из «Сонечки» НЕ ХОТЕЛИ работать «на службе у скучного и унылого государства» (например, помогать Кукоцкому в качестве санитара «поднимать злравоохранение или класть кирпичи, рыть котлованы, трудиться на «макаронной фабрике»).Роберт Викторович предпочитал тайно писать многочисленные портреты своей любовницы).
И таких, как «гениальный», свободолюбивый, творческий художник Роберт Викторович из «Сонечки», в реальной жизни было – МНОЖЕСТВО. Яркий пример – бездарный поэт и тунеядец И.Бродский.
Улицкая задала бы вопрос  им – «бродским» и Робертам Викторовичам: - почему они не хотели восстанавливать страну из пепла на стройках, в полях? Не хотели  укреплять здравоохранение?
Они жаждали свободного творчества.
Это понятно.
Тогда не надо винить «проклятую» Советскую Власть в недостатке туалетной бумаги или шмоток.
Тем не менее, Советская Власть  и без «бродских» строила, растила хлеб, заботилась о здравоохранении  и науке в целом. Может быть, не так, быстро, как хотелось бы Л.Улицкой, но, тем не менее, успехи в СССР были ЯВНЫЕ.
За четвертую пятилетку 1946-1951 детская смертность снизилась больше, чем в 2 раза, в полтора раза увеличилось количество медицинского персонала, число научных учреждений увеличилось на 40% , число студентов - на 50%.
Советская медицина, забота о материнстве и детском спорте стали  одними из ЛУЧШИХ в Мире.
Но  Л.Улицкая об этом ничего не знает. Жаль.
Жаль молодёжь, которая благодаря книжкам Улицкой представляет жизнь в СССР  серой, бедной, безрадостной, слабосильной, инертной, бездарной.
Но Л.Улицкие и Запад именно этого и добиваются.
Разумеется,  в романе присутствует обиженный благородный еврей-Дон Кихот  Гольдберг, который  с тридцать второго года пребывал то в лагерях, то в ссылках, то в каких-то провинциальных дырах,  успел отсидеть два ничтожных, по масштабам тех лет, срока и готовился к третьему. (сама Улицкая настойчиво обращается к этой теме).
Как бы то ни было, но «бесчеловечная» Советская Власть предоставила герою Кукоцкому возможность плодотворно трудиться, получить (купить) большую квартиру, огромную дачу, купить пианино для дочери, оплачивать работу учителя музыки.
Концовку романа, признаюсь,  я не читал; уж, слишком скучно из-за повторяющейся  антисоветчины и противоречащей ей уживчивости Кукоцкого с «проклятой» Советской Властью.
Итог жизни Кукоцкого мне не интересен, тем более, что роман заканчивается в 80-х годах, т.е. перед теми событиями 90-х, когда новая «демократично-либеральная» Власть олигархата в России ОГРАБИЛА Советский Народ («потом и кровью» в лагерях, как говорит Улицкая,  создавший условия для сытой жизни Кукоцких, Робертов Викторовичей, Улицких и Бродских). Новая олигархическая власть    ОБРУШИЛА здравоохранение России «ниже плинтуса». Аборты и детская смертность подскочили  ввысь. Может быть, именно поэтому, Л.Улицкая своему герою дала «подходящий» возраст, чтобы не затронуть тему «лихих 90-х» и закончила роман на 80-х годах.
Но главные смыслы романа стары и вполне  понятны.
Именно поэтому роман «Кукоцкий» получил Букеровскую премию.
Ладно, попробую ещё что-нибудь.
Начал читать роман Улицкой "Медея и её дети". Начал и быстро закончил, ибо  . . .  началась банальная набившая оскомину антисоветчина в Крыму. Советская Власть – («плохая») вырубает сады в Крыму, выселяет татар, досматривает всех подряд, а "улицкие" - хорошие  - всех лечат, собирают грибы-ягоды, борятся "за правду". 
Конечно, было НЕ ТАК.
Советская Власть «просто так» сады (или ореховые рощи) не вырубала.
 ЗАЧЕМ? - Улицкая не объяснет. А её вывод напрашивается сам собой – такая «скверная» Советская Власть.
Однако,  История опровергает Улицкую.
В 1930 году Госплан СССР  принял к работе  «Проектную схему орошения степной части Крыма водами р. Днепра»
23 января 1934 г. Совет народных комиссаров Союза ССР  выпустил Постановление № 160 «О повышения заинтересованности колхозов в развитии садоводства и виноградарства в Крыму».
Многому помешала Вторая Мировая Война.
Но уже с  1951-го года  в Крыму шли исследовательские и проектно-изыскательские работы по Северо-Крымскому Каналу (ССК).
Строительство первой очереди СКК было начато в 1961 году. В 1963 году вода дошла до Красноперекопска, в 1965 году — до Джанкоя, в 1971 году пришла на Керченский полуостров. 5 мая 1975 года была запущена насосная станция № 3, подающая воду в Керчь.
Быстро только кошки родятся, как верно подметил О.Бендер.
Но Крым расцвёл; СССР строил, обучал и сам учился, прокладывал дороги, изобретал, дедал открытия (делил 1-2 место с США), вспахивал целину, летал в космос.
Советский Народ построил Великую Державу СССР.
Л.Улицкая этого не заметила, перепечатывая самиздат. Ей было скучно «строить «социализм», как и её героям и «бродским». Пусть другие пашут.
И  касательно выселения крымских татар достаточно ясно сказал А.Вассерман (в статье «Я-сталинист»):
«. . . . я очень не люблю клевету. За последние лет семь-восемь я окончательно убедился, что все собаки, повешенные на Иосифа Виссарионовича Джугашвили, чужие. . . . За то, что успели натворить во время войны крымские татары или вайнахи, по законам военного времени следовало практически каждого мужчину детородного возраста расстрелять или — при смягчающих обстоятельствах — лишить свободы лет на 20—25. Поскольку это означало бы тотальное уничтожение всего народа уже в следующем поколении, размазали просто это наказание ровным слоем по всему народу, и получилась высылка.»
Забыл указать на  существенные факты: в 2014 году  новая, антиконституционная власть Украины перекрыла подачу воды в Крым. Крымчане остались почти без воды. Россия в 2022 году восстановила водоснабжение, но новая, антиконституционная власть Украины не успокоилась и в июне 2023г. подорвала Каховскую ГЭС, что привело ко вторичному прекращению водоснабжения Крыма. По сути, идёт геноцид крымчан Киевской хунтой.
А Л.Улицкая спосирует ВСУ. Вот такой «гуманитарий» и «интеллигент» Л.Улицкая.
Л.Улицкая плюёт на правду и вливает антисоветчину в души российской молодёжи и получает за это бабло и западные премии.
И некоторые  молодые неопытные россияне верят Улицкой.
Мало того. (из Википедии):
В 2007 году Улицкая учредила фонд по поддержке гуманитарных инициатив. Одним из проектов фонда Людмилы Улицкой является проект «Хорошие книги», в рамках которого она сама выбирает книги российских издательств и отправляет их в российские библиотеки.
В 2013 году вела на телеканале «Культура» программу «Актуальное кино с Людмилой Улицкой.
Чему может научить антисоветчица и русофобка? – Только антисоветчине и русофобии.
Каие книги может отобрать Улицкая в Российские библиотеки? – Только антисоветские и русофобские.
Какие друзья Улицкой остались в России после её бегства за бугор? – Только русофобы и антисоветчики.
А вы говорите – «цензура».
То-то.
Необходимое добавление (после упрёков читателей). 04.02.24
О вырубке виноградников в Крыму в «горбачёвское» время.
Ждал этого упрёка.
Но это – отдельная сложная тема, выходящая за рамки моей статьи об Улицкой и её романа «Медея и её дети». Нужно больше места и времени.
Но, коль надо, постараюсь объяснить и это.
Во-первых, Улицкая в своём романе «Медея и её дети» пишет о вырубке крымских ореховых рощ и садов в 20-40-х годах  (в отличие от «горбачёвских» 80-х).
Зачем Советская Власть вырубила ореховые рощи и сады под Бахчисараем Л.Улицкая не удосужилась объяснить, после чего в сознании людей осталась информационная провокационная «яма» - неизвестность или данность «злобной» Советской Власти. А надо БЫ было хоть как-то объяснить, но Улицкой . . .  не охота или не надо.
Во-вторых, надо понять важную «вещь»: Советская Власть пыталась (пыталась!) бороться со многими пережитками царского (или буржуазного)  времени. Например, с религией, мещанством, бескультурьем. Для этого проводились антирелигиозные лекции, построили планетарий, в ГЛУБОКИЕ провинции выезжали агитационные, эстрадные  и театральные бригады, организовывались выставки изобразительного искусства.
Советская Власть пыталась создать нового человека – культурного и незашоренного. В этом смысле она следовала совету А.Чехова: «Вследствие разницы климатов, умов, энергий, вкусов, возрастов, зрений равенство среди людей никогда невозможно. Неравенство поэтому следует считать непреложным законом природы. Но мы можем сделать неравенство незаметным. . . .  В этом отношении многое сделают воспитание  и культура».
И Советская Власть воспитывала Народ (как умела), в то время, как герой Улицкой – Роберт Викторович  (из «Сонечки») ТАЙНО писал многочисленные картины своей любовницы, а И.Бродский писал бездарные вирши..
Вся эта борьба с пошлостью и  религиозным фанатизмом  в СССР шла с переменным успехом, ибо человеческая натура – консервативна и послушна чужому влиянию. Это давно подмечено классиками. Например, Гоголь: «Публика не имеет своего каприза; она пойдет, куды поведут ее. Не попотчевай ее сами же писатели своими гнилыми мелодрамами, она бы не почувствовала к ним вкуса и не потребовала бы их». 
Отсюда вылилась и неумелая (зачастую) борьба с религией и  мещанством.
Пьянство – следующая и особая тема. Советская Власть пыталась бороться и с этим злом. Вырубка виноградников «Горбачёвым» - смесь борьбы с пьянством и особой тактикой Горбачёва по дискредитации Советской Власти. Ибо Горбачёв, на мой взгляд, хороший ход западных стратегов. При Горбачёве  в СССР были приняты вреднейшие (например): Постановление Совета  Министров СССР (5 февраля 1987 года) «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления» и Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI «О кооперации в СССР».  При Горбачёве было позволено создавать коммерческие банки под «крылом» Комсомола и Партии (чем и воспользовались дельцы типа комсомольского активиста - М.Ходорковского, создавшего в 1989 году  «Коммерческий инновационный банк научно-технического прогресса», впоследствии переродившийся в  «МЕНАТЕП»).  Эти директивы породили всплеск товарной и денежной спекуляции. Товары и деньги (и, как следствие – СМИ!!!) оказались в руках  новой советской буржуазии. Началась тотальная дискредитация Советской Власти (в «Огоньке», в «Аргументах и фактах», в «Московском комсомольце», которые я выписывал). А когда товары, деньги и СМИ попадают в лапы буржуазии – управление Напродом переходит в руки именно ей – буржуазии. Это привело к распаду СССР, Всё это происходило под руководством Горбачёва, за что он был обласкан  и награждён Западом. Вырубка виноградников – одно из то ли нелепых его действий, то ли – явного предательства.
Но просто так ореховые рощи и сады при СССР – НЕ ВЫРУБАЛИСЬ!
Что же касается нелюбимых Улицкой «лиц, что колыхались на первомайских портретах», то и тут надобно тщательно разбираться. Ленин, например, и Ф.Дзержинский были горячими противниками иконизации лидеров СССР. Так КТО же был инициатором или публичным сторонником прославления вождей? Вспомним «Оду Сталину»  Мандельштама (1937г.):
«…Глазами Сталина раздвинута гора
И вдаль прищурилась равнина.
Как море без морщин, как завтра из вчера —
До солнца борозды от плуга-исполина.
Он улыбается улыбкою жнеца…».
Вспомним  главного редактора «Огонька» Коротича, написавшего в 1970-м году  поэму «Ленин, том 54»:
«И, всякого изведав на веку,
когда до капли силы истощались,
шли к Ленину мы,
словно к роднику,
и мудрой чистотою очищались.
. . . .  .
Он рядом с нами -
другом и вождем.
Он учит нас - и учимся прилежно...
Так с Лениным
мы к Ленину идем.
И в этом - наша сила
и надежда!
. . . . .
Жизнь после Ильича
полна значенья
тогда лишь, если жить,
как жил Ильич.»
Не они ЛИ и не такие, как Мандельштам  и Коротич поднимали волну чинопочитания?
Но Улицкая о них – ни гу-гу.
Уликая  просто обвинила Советскую власть, и точка.