100 книг. Моллой. Сэмюэл Беккет

Ольга Вячеславовна
Этот роман из списка  Норвежского книжного клуба**, написан в 1951 году.


Очень странная книга для меня оказалась. Я бы не удивилась, если бы ее написали в 18 или 19 веке. Лишь одна примета времени возникла в тексте - один из героев покупал велосипед в магазине. Пожалуй, в 18 веке это было нереально, насчет 19 я не уверена.

До сих пор пожалуй и не знала ничего об этом авторе, разве что фамилия туманно всплывала в памяти. Есть фильм по другому его произведению, не менее странный, "В ожидании Годо". Фильм я видела не так давно, Сюжетец несложный - стоят два чудика на повороте дороги и два часа треплются. Как бы ждут. Ждут чуть ли не Иисуса, даже так можно понять их странные речи. Но фильм мне понравился, там играли очень сильные актеры, на которых посмотреть - одно удовольствие, что бы они не играли, хоть табуретку в пустыне.

Я специально не стала читать ничего об этом произведении, что было написано кем-то другим. А написано было немало, не сомневаюсь, иначе бы она и в норвежский список не попала. По стилю - древность седая, уже и 20 веке никто так не говорил, правда - диалогов там и нет, только внутренняя речь, сплошная передача мыслительного процесса внутри одной головы. Сначала один герой, в первой части, во второй части - второй герой. Слово "герой" к этим персонажам никак не подходит, поскольку оба они отвратительны, каждый по своему. И заглядывать в эту помойку в голове совершенно не интересно, даже мерзко.

Однако, по видимому ценность этого произведения связана именно с тем временем, когда она была написала. В это же время какие авторы были известны, популярны, интересны? И Хемингуэй, и Селинджер в Америке, и Сартр в Европе, первые кто вспоминается.  Я невольно и Джойса вспомнила, хотя его времена - совсем другие, но по занудности и отсутствию действия не раз с "Уллис" возникала параллель.

Короче, я ничего умного об этой книге сказать не могу. Возможно, все дело в экзистенциализме, который стараниями Сартра вырос, обрел важность именно тогда, в 50-60 годах двадцатого столетия, после страшной войны, смолотившей, уничтожившей  столько жизней. Возможно, поэтому автор выбрал таких персонажей, со всеми их глупостями, трудностями, со всей мерзостью. Не знаю, зачем, не знаю, почему.  То есть речь о ценности одной отдельной жизни, какой бы непривлекательной она ни была.

Одно мне ясно, несмотря на то, что в явном виде персонажи мне ничем не были интересны, книга заворожила. Я несколько раз хотела бросить это чтиво, и казалось, продолжала скорей из принципа, но потом пришлось признаться себе, что мне хотелось узнать, чем же все это закончится. Ну и диссонанс, конечно, играл свою роль, между моими представлениями о том, как именно может думать подобный тип, и тем, как эту внутреннюю речь пишет автор. Несравнимо. Автор явно приукрасил эту речь раз в десять, как минимум, в смысле богатства речи и самих мыслей, но это помогло сделать персонажей очень четко прописанными, не ошибешься.

Хотя, я пожалуй не стану читать еще две книжки Беккета из норвежского списка, разве что под страхом сдачи экзамена, что мне никак не грозит. Не хочется совсем.  Для интеллекта может и полезно, но для эмоций явно вредно.

Кто он такой, этот Беккет, что он для Ирландии?







**
Всемирная библиотека (100 лучших книг всех времён) (норв. Verdensbiblioteket) — серия книг Норвежского книжного клуба[no], включающая 100 книг из списка, составленного в 2002 году Норвежским книжным клубом совместно с Норвежским институтом имени Нобеля.

В составлении списка приняли участие 100 писателей из пятидесяти четырёх стран мира. Целью составления списка был отбор наиболее значимых произведений мировой литературы из разных стран, культур и времён. 11 произведений, включённых в список, написаны женщинами, 85 написаны мужчинами, авторы 4 произведений неизвестны. В отличие от других более аффилированных в национальном плане списков («по мнению» газет, журналов, радиовещательных корпораций), в данном списке проведена попытка сбалансировать национальный аспект и объективно оценить значимость произведений для человечества. Так, в списке 28 произведений на английском языке, 12 — на французском, 10 — на немецком, 9 — на русском, 41 на всех других языках.

Каждый писатель, участвовавший в составлении списка, предоставил свой собственный список из десяти книг. Из русскоязычных писателей в составлении списка участвовали Чингиз Айтматов, Александр Ткаченко и Валентин Распутин.

Книги, отобранные в результате этого процесса и перечисленные здесь, никаким образом не разделены по значимости; организаторы заявили, что «они все равны», за исключением книги Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский, которая набрала на 50 % больше голосов, чем любая другая книга, попавшая в список, и была названа «лучшей книгой всех времён и народов».