ПОП

Александр Дубовский 2
                ПОП
Я знаю, что нужно говорить: «Священник или батюшка.» Что могу поделать, если мой старый приятель-священник называет так себя. Откуда у меня взялся приятель в среде священников? Он прежде был матросом-рулевым на судне, а я был 4 помощником капитана. Мы стояли на одной вахте. Парень был неординарный: худой остроносый дрищ ростом 185 см. При этом обладал густым басом. Во время промысла особо не пообщаешься- работать надо. А вот 20 дней перехода в порт-самое время для разговоров. Его отец был партийным чиновником в Пскове. Имел возможность отмазать сына от армии, но Семён отказался. Я после школы не хотел служить, потому что считал это время потерянным, а он считал по-другому. Был в нём какой-то внутренний стержень. Много воды утекло с тех пор. На рождество мы с семьёй пришли на службу в один из храмов. Батюшка дочитал молитвы красивым басом, повернулся- и я чуть не упал от удивления. Это был мой матрос. Конечно он постарел, как и я, но рост, бас и острый нос остались прежними. После праздников я отправился в храм и попросил аудиенции батюшки Семёна, как его старый друг. На это получил ответ, что батюшку зовут Серафим. Наверное, я обознался. Бывает же, что люди похожи. Тем более, что Семён жил в Мурманске. На выходе из церковного дворика я нос к носу столкнулся с батюшкой и спросил: «Семён?» Он внимательно посмотрел на меня: «Василич, неужто ты?» Прохожие с удивлением смотрели на батюшку и пожилого мужчину, которые хлопали друг друга по плечам и обнимались. От любопытных взглядов пришлось укрыться в домике, где жил мой старый друг. Тут, усевшись к столу, можно было и поговорить. Первый вопрос Семёна : « Как ты оказался здесь? Тур поездка?»
- Нет, Сеня, живу я здесь. Прям как в анекдоте про Змея Горыныча. Я же с Трал флота уволился, в геологию пошёл. В 90-е, когда АМНГР уничтожили, поработал на голландских снабженцах. Компания, в которой жена работала, открыла филиал в Калининграде, ну мы и перебрались сюда. Я устроился в Лук-Ойл. Агенты из Голландии звали периодически, но я отказывался. Потом американцы купили Лук-Ойл . Суда начали продавать, в том числе и мой буксир. И тут позвонил агент и предложил поработать на фирму Vaan Ord. Заводили в море под Выборгом трубу Северного потока-2. После этого был контракт на Сахалине. Тоже трубы прокладывали на самом севере. После этого поработал год на частную компанию в Калининграде. Потом пару лет в Госморспасслужбе и стал пенсионером. Внука воспитывал. Теперь внук уже в МГУ учиться, а я на даче выращиваю помидоры и прочее. Помидоры у меня по 400 г. Летом могу угощать себя экологически чистыми продуктами.
- Спасибо, если на то будет воля Господа. У тебя всё хорошо сложилось, а у меня было посложнее. В конце 80-х наше судно стояло в Польше на ремонте. Готовились уже к сдаче Регистру, но вдруг финансирование прекратилось. Вообще прекратилось, даже для экипажа. Если уж для флагмана флота не выделяют денег, значит рыболовецкие организации приговорены к смертной казни. Дешёвой рыбы в стране не будет. Помнишь, как мы удивлялись тому, что у нас рыба в три раза дешевле мяса, а у капиталистов в три раза дороже. Да-а, такого океанического рыболовного флота ни у какой страны не было и не будет никогда. Уничтожить смогли за пару лет, а на возрождение лет 40 потребуется и средств не меряно. Ну, вернёмся к моей ситуации. На судне продукты закончились. Родственники послали денег и народ начал уезжать домой. Мне отправить перевод было некому. Когда я пошёл в армию против воли отца, он сказал: «Раз ты такой самостоятельный, так и живи без нашей помощи!» От местных я узнал, что в Варшаве есть Православная духовная семинария с общежитием и питанием. Польский язык за время ремонта я более-менее выучил. За месяц подготовился к экзаменам и поступил. Собственно говоря, там не было конкурса. Пять лет проучился. Даже думал остаться в Польше, но отношение местных жителей к русским стало меняться в худшую сторону. Причём очень быстро. Вот так вернулся я на родину, и очень доволен своим решением.
- Теперь я должен звать тебя «батюшкой»?
- Бог с тобой, какой же я тебе батюшка. Ты для меня как брат. Ты мой гость, а я даже стол не накрыл. Сегодня у меня выходной, службы нет. Так что давай-ка посидим по-человечески, в кои-то веки встретились!
Семён вышел на несколько минут, а я осмотрел его обитель. Очень скромно. Можно сказать, по-спартански. Вернулся он с бутылкой и вина и закусками. Мы отметили неожиданную и приятную встречу старых соратников и друзей.
Как говорил в подобной ситуации Карлсон: «И так, продолжаем беседу.»
- Признаюсь, что мне больше нравиться звание” Поп” (пастырь овец православных), а не священник или батюшка. “ Священник “ намекает на святость, а если древняя старушка обращается ко мне ‘ Батюшка’ и руку целует- мне как-то неловко даже становится. Придумал Патриарх Никон, что мы должны подражать греческой церкви и отменил попов. И к чему это привело? Тысячи староверов погибли, десятки тысяч покинули Россию. Протопопа Аввакума живьём сожгли. Впоследствии и самого Тихона низложили. Сам он посчитал перед смертью, что ошибался, но погибших уже не воскресить. Я заметил, что, когда Россия пытается кому-то подражать, это всегда для неё заканчивается очень и очень плохо.
- Слушай, Семён, у меня же друг есть в деревне. Старовер Древлин.
- Да ты что? Познакомишь меня с ним? Очень интересно пообщаться.
- Конечно познакомлю. У него и детишек куча, просто замечательные детки, а пока рассказывай дальше. Куда тебя привела дорога духовная?
- Очень правильное слово- 'привела '. У меня создаётся впечатление, что в трудные минуты меня вёл Господь. Я надеялся найти работу в Польше после окончания семинарии. Не тут-то было! Отношение поляков к русским стало заметно ухудшаться. Работы не было. Всё, приехали! И тут поступает предложение от моего однокурсника-поляка: «Семён, группа “шишек “ собирается на Афон. Им нужен сопровождающий священник с польским, русским и греческим языком. На худой конец, с английским. Поедешь?» Я, конечно, ещё не был священником, но семинарию-то уже закончил. Конечно я согласился. После окончания поездки приютил меня Свято Пантелеимонов монастырь. Там как раз нуждались в молодых иноках. Через несколько месяцев принял малый постриг и получил имя Серафим. Вот так вступил я на тропу монашества. И тропа эта становилась труднее с каждым шагом. Через несколько месяцев пребывания в монастыре, направили меня в скит, состоящий из нескольких калив, отдельно стоящих домиков в горной местности. В каждом домике жили от двух до шести монахов. Занимались они рукоделием: сувениры, иконы. У каждой каливы был огород. Естественно, было и водоснабжение из колодцев или речки. В этом скиту была одна ксерокалива, в которой не было водоснабжения. Нужно было собирать дождевую воду. И добираться до ксерокаливы можно было по горной тропе. Купили эту ксерокаливу в начале 20 века два монаха из России. Один из них уже преставился, а второй не мог обслуживать себя. Меня к нему и послали в помощники. Главный принцип был как у бенедиктинцев: « Ора ет эра. Молись и работай.» По началу я думал, что не выдержу такой нагрузки: возделывать огород и носить в мешках землю для подсыпки. Ремонтировать старый дом. Мастерить сувениры для туристов, ухаживать за соседом, который уже не вставал с лежанки. Через три года сосед отдал Богу душу, завещав мне ксерокаливу. Забыл сказать, что в ските каливы можно было продавать или передавать по наследству. Таким образом, я стал отшельником. Я надеялся, что настало время уединения, молитв и размышлений, но эффект был обратным. Дело в том, что на Афон приезжает очень много паломников. Этот приносит большой доход. За три года в нашей ксерокаливе не было ни одного паломника. Не было желающих ползти в гору по узкой тропе, если такие же каливы внизу. И вдруг чуть не каждый день по рации стали сообщать, чтобы паломников встречал. Скитов на горе много, а отшельники стали редкостью, поэтому и хотели паломники пообщаться, посмотреть, как живётся отшельнику. И в этом я тоже промысел Божий вижу. Однажды Калининградец из группы паломников предложил мне стать священником в новом храме, который он с товарищами строит в Калининграде. Желательно, чтобы я принял участие в строительстве и оформлении храма.  Может быть, я и отклонил бы это предложение, но уже явно чувствовалось охлаждение отношения к русским монахам на Афоне. Я прошёл через процедуру Рукоположения на Афоне, на которое потребовалось определённое время. Потом продал свою ксерокаливу и приехал в Калининград. Очень рад встретить здесь родственную душу. На этом мы расстались. Я пообещал Семёну организовать встречу со староверами, но это оказалось не просто. Старовер Антон Павлович Древлин не горел особым желанием знакомиться со священником. Я рассказал о судьбе моего бывшего матроса. Упомянул, что он относится с большим уважением к протопопу Аввакуму и к староверам. Добавил, что Серафим очень хотел бы посмотреть на икону Аввакума, которую Древлин поставил между двумя соснами. «Ты и об этом рассказал, -улыбнулся Палыч,- Ладно, пусть приходит.» Согласовали время встречи, чтобы у Серафима был выходной и у Древлина была возможность встретиться. Вначале я полагал, что можно сделать это на моём участке, но Древлин возразил: «Не буду я снимать икону, чтобы показать её. У меня встретимся и поговорим.»
В назначенный час мы пришли к староверам. Я думал, что Серафим наденет рясу иеромонаха, но он предпочёл мирскую одежду. Нас встретили человек десять староверов, не считая детишек- мал мала меньше. Для начала пошли к иконе Аввакума, расположенной на перекладине меж двух сосен. Серафим встал на колени и начал читать молитву, все староверы тоже опустились на колени. После молитвы вся их настороженность испарилась. Антон Павлович пригласил всех к столу. Была среда, постный день для староверов. На столе была картошка, грибы, квашеные огурцы и капуста. Были и две бутылки домашней наливки на бруснике. Беседовали часа три на разные темы. Расскажу о том, что запомнилось. Староверов очень интересовала жизнь на Афоне. Серафим честно заявил, что Афон меняется и становится более туристическим объектом, нежели чем пристанищем Веры. Сказал, что ближе его сердцу старые, намоленные истинными верующими церкви, а не новые златоглавые храмы. Когда наступила пауза, я задал, мучивший меня вопрос: «Недавно я слушал запись лекций психиатра Юнга. Он очень подробно рассказывает о сознании, подсознании, о древних слоях подсознания. Сказал фразу, что иногда человек ведёт себя абсолютно странно. Как будто в него вселился бес. Он назвал другой термин, но староверы его не употребляют. Как учёный, он не мог объяснить из каких глубин подсознания это всплывает. Мне кажется, что бесы существуют. Просто человек не может их увидеть.»
- Ну, почему же, - отхлебнул из блюдца ромашковый чай Серафим, - я видел. Повисла пауза. У всех в глазах был вопрос: «Как? Человек не может этого!»
- Это возможно, - вздохнув, заявил Серафим, - только в мозге человека заложен механизм блокировки восприятия тонкого мира. Это очень разумно.  Отключается блокировка при истощении организма. Помнишь, Васильевич, как работали на тресковой путине: 4 часа вахта, 4 подвахта, 3 часа сна. И так по кругу. У меня это произошло в период, когда в ксерокаливе ещё был жив мой напарник. Помимо тяжёлой работы, ухода за больным старцем ещё были и ночные молитвенные бдения. Однажды таскаю дождевую воду и поливаю огородик. Жара, еле ноги волочу, весь мокрый. Тут зовёт меня мой старец. Я уж думал, что ему плохо стало, бегу из последних сил, а он мне говорит:         « Серафимушко, уж ты прости меня грешного, настоятель по рации наказал, чтобы ты на тропе паломников встретил.» Оставил я вёдра и отправился встречать гостей. На середине пути увидел я группу. Впереди брёл крупный мужчина. Очевидно, старший группы, но почему он так измучен? Подойдя ближе, я остановился в изумлении: на плечах мужчины я увидел беса. Даже не беса, а бесёнка-хулигана. Он то давил мужчину вниз, то выталкивал с тропы на острые камни. Молитв против бесов есть несколько, но все знают самую сильную: «Отче наш». Только я начал её читать, как бесёнок исчез, и мужчина вздохнул с облегчением. Всей группе я рассказал об этом приёме и старший группы подтвердил мои слова. Всё бы хорошо, но с тех пор я вижу бесов. К своей скорби могу сказать, что бесы мучают почти всех прихожан, а у многих имеется целая компания бесов, причём самых зловредных. Стоит такой гордый человек, молится истово, а на нём бесов, как кистей на виноградной лозе. Кажется, что уже всю Землю бесы оккупировали: в телевизоре и интернете бабы голые, накаченные в татуировках. То, что было постыдным, стало предметом гордости. Вражда и войны правят миром.
- А можешь сказать, какие у нас, староверов, имеются бесы, - спросили попа.
- Вы и сами знаете, - ответил Серафим, - гордый не имеет нужды в бесе, он сам является для себя бесом. Так учил Иоанн Лествичник.
- Ты прав, пожалуй,- подтвердил Древлин,- а каких демонов чаще видишь?
-  Демон обжорства Бегемот. Помните у Булгакова был Кот Бегемот, бесы прелюбодейства и их демон Лилит.  Бес Мамона, ищущий богатства и золота,  демон роскоши и преступных связей Асмодей. По моим наблюдениям, сейчас почти всё человечество во власти бесов и демонов. Забыл про беса лисы, который может хитростью заметать следы. Даже дети сейчас под бесами: завистливы, хвастливы. Ваши дети не столь захвачены бесами. Надо только беречь их: перевести на домашнее воспитание или открыть школы для детей староверов. Внушить им, что Интернет и игры в смартфоне- от дьявола. Расскажите, что бесы приспосабливаются к вкусам и настроениям людей. А люди под влиянием бесов создают индустрии по распространению порока, зарабатывая на этом миллионы. И стар и мал становятся игроманами. Объясните детям, что это не только болезнь, но и грех. Обучайте детей ремёслам. Пусть они вяжут, делают с вами мебель, выращивают фрукты и овощи. видят результаты своего труда. Тех, кто постарше можно будет ознакомить с работой на станках с ЧПУ. Эта профессия очень востребована. Могу в этом посодействовать в меру своих сил. И ещё, не покупайте им смартфон, а простые мобильные телефоны. И не забывайте, что за воспитание своих детей отвечаете перед Богом. Возможно именно они возродят новое человечество: разумное, доброе и ответственное.
На этом посиделки закончились. Если что-нибудь получиться реализовать из этих планов, обязательно напишу.