Паша и Даша

Елена Андреевна Рындина
       Признаться, давно не испытывала таких потрясающих впечатлений от встреч с людьми.
       На экзамены с младшей внучкой езжу по двум причинам:
- во-первых, не доверяю её общению с «первыми встречными», которые могут быть воспитаны «крутыми» фильмами или «видосиками», а потому считать, что оскорбление или откровенное унижение тех, кто ведёт себя спокойнее, делает их «героями наших дней» (в отличие от меня, юной когда-то, моя внучка-тёзка не умеет противостоять хамам, что делает честь её терпению, но не  защищает от негодяев современного толка);
- во-вторых, мне, тоже когда-то преподававшей в вечерней школе, интересно наблюдать изменения (в ту или иную сторону) этого процесса продолжения получения образования людьми, по каким-то причинам не сумевшими «продержаться» в стенах дневной школы.
       Например, моя «заочница» подвергалась откровенной травле со стороны группы «приличных» девочек при полном попустительстве педагогов, включая классных руководителей, с начальной школы и до седьмого класса. Я бы, конечно, «разобралась» в ситуации, но судьба распорядилась так, что бабушки теперь не являются «законными представителями» своих внуков и внучек…
       Зато как мы одинаково радовались, когда, наконец, она получила возможность черпать знания по разным предметам, не посещая уже откровенно измотавшую её (а заодно - и мою, поскольку вмешаться в «процесс» не было «полномочий») нервную систему школу!
       И вот - очередной экзамен. Химия.
       Один из предметов, при воспоминании о котором, меня слегка передёргивает. «Химичка» за что-то меня очень невзлюбила. А я, боясь её, возненавидела беззащитную химию, которая оказалась новым предметом в моём расписании уроков в то время. И вот теперь, вглядываясь в страницы учебника внучки, начала вдруг понимать смысл формул и уравнений, сливавшихся тогда (в мои школьные годы!) в один комок ужаса, в котором разобраться не было никаких сил. Даже пожалела себя, ту, беззащитную перед взрослой тётей и «её» предметом.
       А здесь мы спокойненько (я как бы впервой, а внучка - впервые) почитали сложные, но интересные темы и отправились по заснеженному городу сначала на автобусе, а потом пешочком на отчёт о «проделанной работе».
       Всем, а в первую очередь - своим детям и внукам, я всегда озвучивала одну мысль: «Учи на пять, получишь два, не расстраивайся - это оценка учителя». Тут не «фигура речи»: абсолютно убеждена я в том, что большинство «колов» и двоек ставились и ставятся не за знания, а за незнание (то есть «подловили» кого-то, не выучившего уроки по какой-то причине). И тут главное выяснить - ПО КАКОЙ?! А не пугать ребёнка, не «натравливать» родителей на школьника, не создавать в семье новый конфликт на ровном месте. Собственно, такие мысли и стали причиной моего перехода с преподавательской работы в инспекцию по делам несовершеннолетних Фрунзенского РОВД города Ярославля в 1978 году.
       Я бы не рискнула утверждать, что в данной ситуации «мы» подготовились на «пять с плюсом», но по-своему старались, а философия спокойствия в сторону оценок у меня неизменна. И по-прежнему страшно, когда слышишь, что из-за каких-то результатов экзаменов несовершеннолетние решаются на самоубийство. Это что же за педагоги и родители притулились рядом с таким страдальцем?
       Мы пришли минут за двадцать до того, когда всех заочников приглашают в общую аудиторию, где каждый пишет ответы на вопросы разной сложности - в зависимости от класса.
       На трёхместной скамеечке в «гордом одиночестве» сидел молодой человек, показавшийся мне несовершеннолетним, хотя и постарше моей внучки. Мы заняли свободные рядом с ним два места. И я начала удовлетворять свою природную любознательность, которую кто-то волен обозвать любопытством. Пожалуйста! Не обижусь.
       Павел пришёл отчитаться за курс химии десятого класса. Он выглядел спокойным, но грустным. И, как мне показалось, причина грусти была не только в неуверенности своих знаний по химии, а скрыта гораздо глубже в каких-то сокровенных мыслях о несовершенстве этого мира. «Послужной список» у юноши был прекрасен: с 17 лет и до 24 (столько ему было на самом деле!) работает на одном заводе, на котором и день-то, по мне, проработать трудно. Во всяком случае, взглянув на его фотографию (он показал мне её на экране своего телефона) с лицом шахтёра, осилившего смену с отбойным молотком в руках (так оно было покрыто копотью), я откровенно ужаснулась. Правда, и зарплату он озвучил для нашего города почти заоблачную. А может вскоре получать ещё больше. Есть перспектива занять должность инженера. Для этого-то и должен он ликвидировать пробел в своём образовании! Но его внимательный и грустный (слишком грустный для современного общества в его возрасте!) не давали мне остановиться с осторожными расспросами. И вот оно! «Да что деньги! Ничего они не дают...» - прозвучала фраза философа, не имеющего намерения быть таковым. «Вы, вероятно, не женаты - дамы обычно умеют придавать зарплатам мужей начальное ускорение...» «Ей ничего не надо.» - как-то обречённо отреагировал он. Я (вероятно, зря) оптимистично заверила: «Вам повезло - сейчас мало женщин, не интересующихся деньгами. Значит, ничто и никто, кроме Вас, её не интересует...» Ну, кто тянет за язык?! После этих слов он совсем беспомощно посмотрел на меня и произнёс: «Надо идти...» И прозвучало это так, будто не необходимость идти в класс на экзамен так тяготит его, а продолжение самой жизни становится скучной обязанностью. Но  его родители работают рядом с ним на одном заводе. И детей у них с супругой пока нет. То есть - никаких обязанностей по отношению к «старым и малым». Откуда же грусть-то эта вселенская? Нет ответа. А причина от меня спрятана. От других, похоже, тоже… Да поможет ему Бог преодолеть это уныние.
       Зато её было слышно сразу! Не столько её, сколько годовалую малышку, столь непривычно защебетавшую что-то на языке, понятном лишь мамам, в стенах учреждения, предназначенного для лиц не младше подросткового возраста. Даже я очень удивилась, хотя за 71 год многое повидала. И тут уже не юной посетительнице, а поведению самой мамы: в ней совсем не проглядывалась та показушная усталость, которую слишком часто проявляют на улице молодые обладательницы сокровищ в виде малюток (мол, «всё-то не успеваю из-за ребёнка!»). Напротив, дочка-малышка была центром внимания молодой матери (мне показалось, лет восемнадцати, двадцати), а экзамен по химии - где-то рядом, но не впереди. Высокая, стройная, красивая, с глазами, излучающими уверенную доброту в сторону окружающих, любовь к крошечной девочке в переносной коляске, она и на экзамен несла малышку как талисман обязательного успеха. Наверное, так и было, поскольку первой и выполнила привлёкшая моё внимание девушка предложенные ей задания, первой покинула страшившую всех аудиторию. И снова без нервозности или натянутой вежливости в сторону ребёнка, что сейчас часто практикуется на улицах «мамочками», больше играющими некую роль для окружающих, чем всерьёз озабоченными комфортом своих малюток в условиях улицы. Меня так и подмывало засыпать её вопросами, но боялась разрушить идиллию, стеснялась отвлечь её, наверное, торопящуюся домой. К счастью, дама на вахте заинтересовалась почти всем, о чём я хотела бы знать. И - «здрасьте»! Этой девушке уже 29(!) лет, двое старших сыновей ходят в школу, а дочки-малышки (той, которая пришла ей «помогать» сдавать экзамен 1год и 1 месяц) пока делают первые шаги в этом направлении. Тут уж я никак не могла удержаться - извинившись, задала главный для меня вопрос: «Зачем Вам при явно удачно сложившейся семейной жизни продолжение образования?» Обескуражила меня Дарья (так она назвалась) ещё больше: «Хочу после окончания школы получить медицинское образование, чтобы стать фельдшером в селе, откуда я родом. Как моя тётя. Но её ровесники уже покидают свою профессию в силу возраста, а молодёжь не хочет. А я хочу! Туда, где родилась. Для тех, среди кого родилась.» Увидела бы на экране - не поверила!  Прямо «рекламный ролик» какой-то о материнстве и призвании в профессии. Но я-то знала, что это - не игра и не сон: наяву отвечала она на мои вопросы, мягко прикасаясь к малютке, одевая её на улицу; говорила о своей мечте спокойно и буднично, словно удивляясь, что у других - не так. «Мы с мужем хотели много детей. Я сама - из многодетной семьи.» И глаза её дочери светились таким счастьем и доверием к людям, которые, к сожалению, характерны далеко не для всех современных младенцев…
       Не видя отца её детей, даже ничего не спросив о нём, я понимала, как повезло ей с мужем, а ему - с женой. Будь все семьи такие, о судьбе России до Второго Пришествия можно было бы не переживать. Жаль, что для Паши такой Даши не нашлось. Думается, не погрузился бы он в свою грусть.
       Хорошо, что сходила с внучкой на экзамен...
17.00. 2.02.2024.