Глава 349. Свиридов. Петербургские песни

Валентин Великий
Георгий Васильевич Свиридов
«Петербургские песни»
Вокальный цикл на слова А. Блока для сопрано, меццо-сопрано, баритона и баса в сопровождении фортепиано, скрипки и виолончели
Екатерина Щербаченко (сопрано)
Елена Манистина (меццо-сопрано)
Василий Ладюк (баритон)
Петр Мигунов (бас)

precipitato: Неправдоподно прекрасное сочинение, не знал его, к своему стыду.

musikus: Самый потрясающий («потрясающий» в исходом смысле, а не как трафарет из трепливого интеллигентского словаря)… потрясающий для меня… Нет, не «для меня», а просто «меня», хор Свиридова — «Душа грустит о небесах». Есенинский текст там поэтически туманен, но он воплотился в музыке и, быть может, даже приобрел нечто сверх того… Я вот думаю: ведь наши хоровые деятели выезжают со своими коллективами за рубеж, поют там. Что должен ощущать восприимчивый немец или итальянец, слушая Свиридова? Ведь это для них совершенно иная вселенная… Не лучше, но никак и не хуже баховской, но — другая. А для многих из нас — единственная…

Как жаль, что в архиве это единственная запись, да и то довольно поздняя, ведь написано-то полвека назад. Кажется, у нас прежде были и другие записи, да и не могло не быть. Где они? Мнится, что были какие-то записи с Образцовой, чуть ли ни Хворостовским... Изумительна у автора и другая вещь — «Ночные облака», где блоковская, именно блоковская интонация поразительно точно воспроизводится в музыке. Так никто, кроме Свиридова, не умел (конечно, в случаях и с другими поэтами).
Удивительная это вещь — свириовская интонация. Одна фраза прозвучит и сразу ясно — он. И замечательно у него вот эта смена и нарастание красок — то один поет, то другой, то в ансамбле, и постепенное прибавление света и цвета к финалу, инструменты... Похожий прием у Тарковского, когда в финале «Андрея Рублева» доски главного героя загораются всеми красками...