Дополнительный довод

Олег Сенатов
Путешествуя по современному городу, можно вдруг обнаружить сооружение, в котором поначалу нелегко опознать здание какого-либо традиционного назначения, как-то: музей, концертный зал, библиотека или жилой дом. Оно поражает парадоксальным экстерьером,  поверхность которого представляет собой либо цельную гладкую изощренную форму (как у проектов Захи Хадид),  либо сшита из раскроек поверхностей с изменяющейся  кривизной (как у Фрэнка Гери). Имитируя увеличение кривизны  пространство-времени, связанное с гравитацией, в окружающей их городской среде  такие постройки вызывают впечатление  искривлений культурного пространства, вызванных локальными сгущениями среды антропогенного влияния (ноосферы ), характерными для данной цивилизации. И зритель испытывает сложное чувство -  гордость по поводу своего присутствия близ судьбоносного явления, смешанную с робостью, вызванной попаданием в область  высокого цивилизационного напряжения (аналогичную зоне тектонического сдвига, чреватой угрозой катастрофических землетрясений).
Появление таких сооружений на рубеже XX – XXI веков нельзя считать случайным – оно явилось итогом длительного развития.
В середине прошлого века широкое распространение получил конструктивизм. Повсеместно создавались отдельные сооружения и архитектурные ансамбли из простых геометрических форм: параллелепипедов, призм, цилиндров, сфер (архитекторы Ле Корбюзье, Оскар Нимейер, Мис ван дер Роэ). Это отражало торжество рациональности на данной стадии текущей цивилизации.
Однако вскоре архитектура пошла по пути нарастающей криволинейной деформации изначально простой геометрии (Норман Фостер, Филипп Джонсон,  Ренцо Пьяно, Ричард Роджерс, Сезар Пелли, Рем Колхас). Их работы, знаменовали переход к новой  - иррациональной - эстетике, разбросав по планете точки высокого культурного напряжения.
Данная эпоха достигла своей кульминации в архитектуре Кисё Курокавы,  Даниэля Либескинда, Жана Нувеля, и особенно -  уже упомянутых - Захи Хадид и Фрэнка Гери, доведших напряжение до грани разрыва.
Нужно полагать, что это явление  служит еще одним свидетельством входа  цивилизации в критическую фазу, в которой грядут резкие, - катастрофические – изменения.
Процесс уж идет.
                Июль 2023 г.