Коллективизм

Тамара Давидова
     Хочется рассказать о времени, в котором проходило формирование моего поколения. Время описывать сложно, оно чувствами воспринимается.  Мы, «шестидесятники» были активными, любознательными, коллективными, как всегда, «продуктами» своего, противоречивого времени.

     Самая главная черта, которая нас отличает от других поколений, это прежде всего, коллективизм, в хорошем смысле этого значения. Мы умели жить в коллективе, умели искренне радоваться за других, старались по возможности помочь своим друзьям-товарищам. Сегодня все эти слова о коллективном отношении к жизни, пожалуй, воспринимаются пафосными, но это чувство «локтя» и умения людей сопереживать друг-другу, наверное, сложилось благодаря истории и большими расстояниям в нашей стране, малым населением, особенно на Дальнем Востоке и Севере, где каждый человек становится ценным.

     Вспоминая наше детское воспитание, скажу, что жили мы не столько в семье, сколько улица нас воспитывала, носились детворой от мала до велика в своих дворах, дрались с соседскими, катались на санках в «Динамке» до замерзания, играли в скалки, лапту и допоздна слушали друг друга со всякими выдуманными и страшными историями.

     И этот невидимый коллективизм, заложенный с детства, проявлялся во многих поступках, делах, событиях, особенно в наши молодые, студенческие годы. Даже мы, коллективом обсуждали такие важные жизненные вопросы: «Как, Вы думаете, девчонки, выйти ли мне замуж за Толика?!». И мы серьезно рассматривали эту кандидатуру.
Наиболее полно чувство коллективизма помогало студентам во время сессии. Институтские экзамены превращалась в игру, как незаметно обмануть преподавателя. В те, далекие времена мы изучали совершенно непостижимую дисциплину «История КПСС», про «троцкистов», «бухарнцев», кто и что сказал на очередном съезде партии и многое другое не менее «интересное». Сдать экзамен на высокую отметку по этому предмету могли только отдельно удачливые студенты, либо списали, либо повезло.

    Вытянув билет, я сразу поняла, что не повезло. Садишься за парту и соседу говоришь, мол «глухо», надо помочь. Кто-то тебе передает записку, якобы помогает, и спрашивает про ответ на свой билет. Под конец экзамена зашла моя подруга, взяв билет, она садится рядом и, прикрывая юбкой, двигает ко мне по лавке огромнейший учебник «История КПСС». При этом она делает честный взгляд перед экзаменатором, а мне помигивает, мол, я тебе помогать пришла. Это было безумием, потому что быстро найти свой ответ в этой толстой книге практически невозможно. Краснея и бледнея, я поняла, что обратно она не заберет, и, также, прикрывая юбкой, я перетащила этот объемный том к себе, делая тоже невозмутимое выражение лица. А, когда я попыталась засунуть книгу в парту, но поняла, что бесполезно, внутренне пространство было полностью забито такими же книгами. И, мой учебник с шумом и позором падает на пол. Преподаватель делает вид, что не заметил, у подруги округлились глаза, я наклоняюсь, чтобы поднять, в тревожных раздумьях, как бы избавится от этого «подарка». И удивлена, книги нет!? Как впоследствии я узнала, что это сделал сосед, он подвинул ногой книгу к себе, потом передал ее дальше другому, и так коллективно книга ушла за дверь. Удивительно, с позиции сегодняшних дней, но раньше вся группа студентов не расходилась, пока не выйдет с экзамена последний однокурсник, все ожидали, переживали, радовались и огорчались. Потом дружно в общаге отмечался экзамен, пили какое-то дешёвое вино, танцевали под магнитофон в полутемной комнате, обнимались, целовались.

    Коллективом разрешались многие проблемы. Как-то собрали нас, студентов худграфа с разных курсов по вопросу обсуждения поведения студента 5 курса Игоря Захарова, который учился курсом выше. За трибуной активно выступал декан и какой-то, никакого, но сурового вида мужчина и рядом был поставлен на вид «несчастный» студент. Мы знали Игоря, как, красивого парня, с эффектной внешностью, талантливого художника, не стандартного, постоянно экспериментирующего в своем творчестве. За серию выставочных плакатов про комсомольцев Игорь был награжден Комсомольской организацией Хабаровского края поездкой в составе тургруппы в Югославию.

    На собрании нам рассказали, что Игорь предал Родину, он опозорил страну, он за границей продал часы и обменял рубли на валюту и он их там израсходовал. Предлагалось исключить студента Игоря Захарова из института, с позорной записью в комсомольский билет. Студенты в большой аудитории, кстати, в лекционной аудитории «История КПСС», задумчиво молчали, повисла тишина. И вдруг, как всегда, голос из зала: «А что купил?». Все напряглись и поддержали заданный вопрос. Игорь сказал, что не мог устоять купил книги по искусству, Пикассо, Дали и еще каких-то зарубежных художников. Можно представить как изменилось наше настроение!  «Молодец!», - кто-то крикнул в зале, а с другой стороны: «Дашь, посмотреть!». А кто-то добавил: «А там, сколько стоят книги по искусству?!»… С первых рядов встала наша любимая преподаватель по истории искусств Клавдия Парфентьевна Хомутова и сказала: «Я, как член партии, могу сказать, что за книги по истории искусств с художественного факультета не исключают». Вопрос был поставлен на голосование: «Кто, за то, чтобы исключить студента худграфа Игоря Захарова из комсомола и института?». Ни одной руки. «Кто, за то, чтобы Игоря Захарова коллективом взять на поруки?». Все проголосовали единогласно.
   
     Много еще было разных коллективных мероприятий, ни одного студента мы не отчислили за проступки, отстаивали коллективом. Хотя за одного студента, которого мы коллективом взяли на поруки, сегодня было бы по-настоящему стыдно.

    Тамара Давидова, 2021.
    (Продолжение следует).

    ИГОРЬ ЗАХАРОВ, известный художник с мировым именем…. После того, как в 1970 г. Захаров-Росс закончил художественно-графический факультет Хабаровского педагогического института, он до мая 1971 года работал там преподавателем, после чего переехал в Ленинград. Захаров-Росс быстро нашел свое место на нонконформистской художественной сцене, активно участвовал в движении ленинградского андеграунда, который объединял художников, находящихся в оппозиции к провозглашаемым официальной властью культурным установкам. https://science-education.ru/ru/article/view?id=15214