Благородство, худородство и злородство

Сергей Десимон
Откройте словарь и поинтересуйтесь словам «благородство». Это прежде всего высоконравственность, великодушие, самоотверженность и честность. Именно эти качества закрепились за этим понятием. Когда-то давно оно образовано было из двух слов: «благое происхождение», дословно по-латыни – «eugenes».

Один из немаловажных смыслов жизни человечества – воспроизведение себе подобных и создание для них оптимальных условий жизнедеятельности, а это невозможно без благородства в широком смысле этого слова. В частном виде к этому стремится любая нормальная семья. Именно через семью, согласно законам генетики, из поколения в поколения наследуются человеческие качества и через неё же закрепляются в процессе воспитания. Помните народную мудрость: воспитывать ребёнка надо, пока он лежит поперёк лавки.

Любой, склонный к глубокомыслию, поинтересуется антиподом слова «благородство». Открыв словарь обнаружит противоположные ему человеческие качества, такие как низость, подлость, (отсутствие моральных принципов), эгоизм и бесчестие. Эти качества могут передаваться по наследству (вспомните Лоброзо) или воспитываться при наличии предпосылок к ним. Порой природа ограничивает этот процесс худородством. Однако не исключено наследование и злородства.

Под словом «злородство» (порождение зла) мы будем понимать: воспроизведение, в потомстве ли, в поколениях ли, зла в любой форме.

Недавно мне вспомнились слова, известной с детства песни: «Смело, товарищи в ногу! Духом окрепнем в борьбе. В царство свободы дорогу грудью проложим себе». Когда-то я, как попугай повторял эти слова, не задумываясь над их смыслом. С некоторого времени меня насторожило, что автор, обращаясь к дружкам (см. словарь Даля), подвергает сомнению их смелость и духовную силу в совместном движении к царству (?) свободы. В этом царстве (!) будет царствовать свобода – самодержавная, самовластная, абсолютная –иначе причём здесь царство?

Далее буду цитировать выборочно. Полностью согласен с автором этой песни – Леонидом Радиным (1860-1900): «Вышли мы все из народа, дети семьи трудовой». В конце концов, если посмотреть в глубину веков – все мы из народа, с этим не поспоришь. И автор из народа, из крестьян. Правда отец его, благодаря своим способностям, выбился в зажиточные купцы, владел винокуренным заводом, мельницей. Благодаря достатку семьи Лёня, которого, по его словам, «долго в цепях нас держали, долго нас голод томил», выучился в гимназии и в университете.

Впрочем, если Радин какой-то уникум, случайно из крестьянской семьи в царской «тюрьме народом», где якобы отсутствовали социальные лифты, вышел на верх, получив университетское образование – и это единичный случай. Другой пример – Сергей Иванович Мосин, тоже из «семьи трудовой». Его отец из крестьян, от рядового солдата дослужился до офицерского чина и потомственного дворянства, «в царство свободы дорогу грудью проложил себе» и своему ребенку – Сергею Мосину, приобретшего не на словах, а на деле «благородство», и благодаря своему уму и способностям ставшего генералом, прославившего русское оружие.

Автор замечательной песни призывает на словах: «Время за дело приняться». Так у вас же, товарищ Радин, всё для этого есть: и высшее образование и научная школа под руководством всемирно известного учёного Д.И. Менделеева. Так нет же Радин «спешит в бой», крови ему захотелось, – какой же бой без человеческих жертв? Он призывает; «Сами набьём мы патроны, к ружьям привинтим штыки». Против кого он призывает направить оружие? – ясное дело, против соотечественников, кто не разделяет взгляды «рати» его единомышленников.

В тоже время русский офицер – Мосин, «из семьи трудовой», тоже думает о винтовке. Он стремиться довести её до совершенства, чтобы защитить свою родину – Россию от внешних врагов, стремящихся во все времена её разрушить, чтобы защитить свою любимую жену и других близких ему людей. В патриотическом смысле он созидатель и охранитель России, в отличие от товарища Радина.

А разрушителю Радину, у которого ни жены, ни детей, неймется поскорее «водрузить над землёю красное знамя труда». Кто ж возражает против «знамени труда», товарищ Радин? Но зачем при этом крушить всё вокруг, разрушать до основания, а затем строить новой мир, так полюбившееся вам - «царство свободы»? От себя добавим: свободы идущей по трупам. У кого не хватает воображения это представить, советуем посмотреть картину Делакруа «Свобода, ведущая народ».

В памяти нашей семьи, смею надеяться, навсегда останется светлый образ Якова Дорофеевича Королюка. Этот человек из народа обладал замечательными качествами истинного благородства. Во время так называемой первой революции 1905 года, когда «последователи Радина» в Сочи, воспользовавшись слабостью власти, пыталась установить свои порядки в городе силовым путем, Яков Дорофеевич произнёс фразу, оставшуюся в семейных анналах: «Делать жизнь лучше надо не революцией, а собственным трудом».

Полюбив мать моей прабабушки Надежды Петровны – вдову Фёклу Самойловну, он взял на воспитание её трёх дочерей (в их числе и мою прабабушку) и заботился о них, как о своих собственных. Фёкла Самойловна родила такому мужу ещё двух дочерей и трех сыновей. Эти простые люди отличались истинным благородством, которое зиждилось на любви к близким, к труду, православной морали, своему народу и родине. Это и есть настоящее БЛАГО-РОДСТВО, и именно оно достойно передаваться из поколения в поколения.
 
Иллюстрации:
1.Радин Леонид Петрович, автор песни «Смело, товарищи в ногу».
2. Место, где должна была быть его жена.
3. К чему призывал народоволец Радин крестьян – «к топору».
4. Мосин Сергей Иванович, русский конструктор и организатор производства стрелкового оружия, генерал-майор русской армии.
5. Его жена – Варвара Николаевна Мосина, его муза.
6. Их многочисленная семья.
7. Семья Королюка и его близких (1901).
8. Многочисленная семья Королюка, собравшаяся отпраздновать его 70-летие (1929).
9. Моя прабабушка – Надежда Петровна, как её называли родственники – «добрый гений семьи».
10. Её отчим – Королюк Яков Дорофеевич.
11. Её мать – Фёкла Самойловна.