Самая прекрасная среди изобретателей

Владимир Врубель
               
Её звали Хедвиг Ева Мария Кислер. Она родилась в еврейской семье 9 ноября 1914 года в Вене. Отец был директором банка Creditanstalt, а мать – концертирующей пианисткой.

Девочка посещала частную школу, училась играть на фортепиано, занималась балетом и изучала иностранные языки. Писали, что у неё в юности проявлялся интерес к технике. В 16 лет она бросила школу, чтобы стать актрисой.

Она поступила в театральную студию в Йозефштадте, где на неё обратил внимание режиссёр Макс Рейнхардт, который предложил ей работу в своём театре в Берлине. К тому времени Хедвиг уже успела сняться в четырёх фильмах.

Мировую известность 19-летней актрисе принёс фильм «Экстаз» чешского режиссёра Густава Махаты, в котором была эротическая сцена: обнажённая Хедвиг купалась в озере. Публика ломилась на просмотр фильма:  по тем временам это был эпатажный эпизод.

Но не только десятиминутная сцена  купания в озере и последующая прогулка обнаженной по лесу вызвали ажиотаж, но прежде всего любовная сцена, в которой было видно только ее возбужденное лицо.
 
Хедвиг Кислер впервые в истории кино изобразила оргазм. Папа Пий XII осудил фильм (видимо, сам посмотрел его!), что ещё больше добавило интереса, но во многих странах его показывали с цензурными купюрами.
 
Вспомнились старые добрые советские времена, когда партийная цензура сберегала нравственность наших зрителей.

Нацисты фильм в Германии сначала запретили, а потом, вырезав часть, допустили к показу с предупреждением: «Этот фильм вреден для молодежи». Во всех авторитарных государствах проявляется ханжество и лицемерие.

После прихода к власти нацистов Макс Рейнхардт пришёл к выводу, что из страны нужно бежать: он был евреем. Нацисты хотели, чтобы он продолжил работу, но Макс понял, что это временно, и говорится для отвода глаз. Он уехал в Америку.

Хедвиг в том печальном 1933 году вышла замуж за самого богатого промышленника Австрии Фрица Мандела, который был на четырнадцать лет старше её. Он оказался властным и ревнивым человеком, не хотел, чтобы она продолжала карьеру актрисы.

Чтобы никто не любовался его обнажённой женой, он попытался выкупить все копии скандального фильма.
 
Мандел снял роскошную квартиру в центре Вены. Хедвиг вошла в высшее венское общество, посещала Венский оперный бал. Фриц Мандел был генеральным директором и владельцем патронного завода «Хиртенберг», вёл дела с фашистской Италией и нацистской Германией.

Его жена выросла в либеральной среде, они с Манделом полностью расходились в политических взглядах.

Поскольку ей приходилось выступать хозяйкой на приемах у мужа, она познакомилась с изобретателями и разработчиками систем вооружения, например, с Хельмутом Вальтером, с интересом расспрашивала их о технической стороне их работы.
 
Обедая с высшими военными чинами, она узнала из разговоров не только о новейших подводных лодках и вооружении, но и о проблемах: в частности, о задачах управления торпедой по радио и защите сигнала от вмешательства противника.

Но фактически Хедвиг оказалась в золотой клетке, за каждым её шагом следила прислуга и докладывала хозяину. Такая жизнь её не устраивала. Тщательно обдумав план действий, в 1937 году она сначала бежала в Париж, а оттуда в Лондон.

В Лондоне Хедвиг познакомилась с киномагнатом Луисом Бартом Майером (при рождении — Лазарем Яковлевичем Мейером), эмигрантом из России, которого называли творцом плеяды кинозвёзд.  Благодаря фильму «Экстаз», её хорошо знали по обе стороны океана.

Вместе с ним она уехала в США в Голливуд, где подписала контракт с Майером, фирма которого «Metro-Goldwyn-Mayer» была безоговорочным лидером голливудской киноиндустрии. Майер дал ей псевдоним Хеди Ламарр.

Это был прямой намёк на звезду немого кино Барбару ла Марр, которую называли «Девушка, которая была слишком красивой». Хеди Ламарр снялась в десятках фильмов, не буду их перечислять, их можно найти в интернете. Она заработала на съёмках свыше тридцати миллионов долларов.

Не буду рассказывать и о её последующих пяти замужествах, многочисленных романах, в том числе,  с женщинами. Меня интересует совсем другое. Несмотря на бурную личную жизнь, Хеди Ламарр находила время для изобретательства.

В 1940 году на голливудском ужине она познакомилась с композитором Джорджем Антейлом, выходцем из семьи немецких иммигрантов, такой же незаурядной личностью, как и Хеди Ламарр. Он был композитором-авангардистом, пианистом, писателем и изобретателем, сочинял музыку для фильмов, а затем и для телевидения.

Оба - актриса и композитор -  ненавидели нацистов и хотели поддержать борьбу с нацизмом. Поскольку они предвидели вступление США в войну и понимали, что война будет вестись на море, то в беседе речь зашла о подводных лодках и торпедах.

Их совместное изобретательское творчество началось, когда Антейлу понадобилось синхронизировать игру шестнадцати фортепиано для фильма «Механический балет». Они применили перфоленту, использовали скачкообразную перестройку частоты для управления музыкальными инструментами.

Затем они решили создать систему управления торпедой по радиосигналам. Эта идея появилась уже в конце Первой мировой войны, но она была далека от реализации.

Радиосигнал мог подавляться на той же частоте. Хеди предложила подавать сигналы со скачкообразной перестройкой частоты. Ламарр и Антейл работали над этой идеей несколько месяцев, прежде чем представить ее Национальному совету изобретателей в декабре 1940 года.

Совет возглавил Чарльз Кеттеринг, директор по исследованиям General Motors. Кеттеринг предложил Ламарру и Антейлу запатентовать эту идею. При поддержке профессора электротехники Калифорнийского технологического института они подготовили патент к регистрации.
 
11 августа 1942 года патент США № 2 292 387 «Секретная система связи» был выдан Хеди Кислер Марки (тогда она была замужем и носила фамилию мужа, а Кислер – её девичья фамилия) и Антейлу. Изобретатели опередили своё время. Действие патента истекло в 1959 году.

Хеди Ламарр, киноактриса, сегодня предстала в новой роли — изобретателя», — сообщила газета «Нью-Йорк Таймс» 1 октября 1941 года,- её открытие настолько важно для национальной обороны, что правительственные чиновники не разрешают публиковать его подробности».

Идею реализовали в США в 1962 году во время блокады Кубы. Схема скачкообразной перестройки частоты Ламарра и Антейла разделяет некоторые концепции с современными технологиями связи с расширенным спектром, такими как Bluetooth, COFDM, используется в сетевых соединениях Wi-Fi, и CDMA, в некоторых беспроводных телефонах.

В 1997 году Electronic Frontier Foundation, международная некоммерческая группа по защите цифровых прав, базирующаяся в Сан-Франциско, вручила Хеди Ламарр запоздалую награду за ее вклад (Джордж Антеил умер в 1959 году).
 
Когда ей вручали награду, она заметила: «Самое время!»

В 1998 году компания Wi-LAN Inc., разработчик беспроводных технологий из Оттавы, приобрела у Хеди Ламарр 49% прав на патент с давно истекшим сроком действия за нераскрытую сумму акций.

Спустя полвека стало известно, что гидролокационные буи для поиска подводных лодок были разработаны на основе патента Ламарр-Антейла.

В Голливуде у неё было множество врагов из-за её нонконформизма, бунтарства и высокого  интеллекта. Через десять лет после войны она посетила Австрию, по которой всегда испытывала ностальгию, но жить там не хотела.
 
После шестого развода она осталась одинокой и провела затворницей последние 35 лет своей жизни. Телефон стал ее единственным средством связи с внешним миром, даже с детьми (у неё было трое детей) и близкими друзьями.
 
Она часто разговаривала по телефону по шесть-семь часов в день, но в последние годы своей жизни почти не проводила времени ни с кем лично. В 1960 году она получила Звезду на Аллее славы в Голливуде.

Хеди Ламарр снялась как минимум в 30 фильмах. Ее состояние оценивалось в 3,3 миллиона долларов, когда она умерла в возрасте 85 лет во Флориде 19 января  2000 года.

Её кремировали, и прах привезли в Вену. Одну его часть дети актрисы, Дениз и Энтони Лодер,  развеяли в лесу, а урна с другой частью в 2014 году была  похоронена в почётной могиле на Центральном кладбище.

Ей посвящена выставка в Еврейском музее Вены. Почти забытая актриса, сегодня она признана как выдающийся изобретатель в Германии, Австрии и Швейцарии.
 
Начав карьеру в кино в Австрии, она стала звездой Голливуда, а в 2014 году её имя посмертно занесли в Национальный зал славы изобретателей США за изобретение дистанционного радиоуправления торпедами.

Когда её спросили, какое из её увлечений более важное, Хеди Ламарр сказала: «Фильмы занимают определённое место в определённое время, а технология - навсегда».