Тайна трех медвежат- 2

Владимир Федулов
НЕ РАЗЛЕЙ ВОДА…

***
Удивительная история
в 3-х частях,
навеянная хрестоматийным   полотном
Ивана Ивановича ШИШКИНА-
« Утро в сосновом лесу»
(1889 г.).

***

Начало см.:
http://proza.ru/2024/02/01/1358

Часть 1.
ТАБАЧОК ВРОЗЬ...

(Продолжение) .

Сегодня у историков  нет достоверной версии,
чем вызван поступок Шишкина, предложившего  молодому
другу и, считай, родственнику (куму) -Косте Савицкому
дорисовать на своем пейзаже медведей…

Есть и такая – идея с медведями пришла не Шишкину,
а Савицкому. Потому, мол, он и  взялся за ее реализацию!
 
Но послушаем самого Савицкого, изобразившего медвежат
по эскизам Шишкина и  сообщавшего
позже родным:

«Картину продали за 4 тысячи,
и я участник, в 4-ю долю».
Далее Савицкий сообщает,
что ему пришлось, по настоянию Шишкина,поставить
и свою подпись под картиной, однако потом он снял ее,
отказавшись от авторства...

Так или иначе, а на лесной пейзаж Шишкина сказочных медведей
дорисовал именно художник Константин Савицкий.
Друзья справедливо посчитали полотно соавторским,оставив
в углу картины  свои автографы!

( Вспомним картину Савицкого «Охотник» 1874 года, где он,
задолго до шишкинских медведей 1898 года, изобразил достоверный лесной пейзаж
не хуже шишкинского!).
А на его автографе настоял,
как честный человек, сам
Иван Шишкин!

Да не тут-то было!

Возмутился коллекционер и меценат Павел Михайлович Третьяков, по заказу
которого и работал над полотном Шишкин:
«В картине все, - писал
потом Третьяков,- начиная
от замысла и кончая
исполнением, все говорит
о манере живописи,
свойственной именно Шишкину!».

Картина, и верно, детально передает состояние природы,
подмеченное художником на острове Городомля. Подчеркнут
не глухой и дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся
в лес утром. Свет робко заглядывает в этот лес, где
пробуждение утра  нутром чуют резвящиеся медвежата...

" Вы не знаете леса!- упрекал академик Шишкин своих
учеников в пленэрах.
- Ну разве это живая береза,
разве это сосна? У вас не лес,
а его бутафория!"-
и ученики не знали, куда прятать свои глаза от
разгневанного мэтра...

А посему коллекционер заплатил за картину только Шишкину, 
своей волей стерев на полотне скипидаром автограф
Савицкого!

После чего дружба художников как «не разлей вода»  -
дала, увы,трещину…

Шишкин считал,что в картине главное - его утренний лес, 
Савицкий же на первый план выдвигал медведей…

Свою долю по уговору в 1 тысячу рублей Савицкий,
как соавтор полотна,
от Шишкина получил и от соавторства отказался...

Но обида в душе оставалась!

А  коллекционер Третьяков, выкупив картину Шишкина 
«Утро в сосновом лесу" в 1889 году, приобрел на свои
средства и картину "Три богатыря» (1898 г.) художника
Васнецова, что оказалось- увы (!), его последним
приобретением для своей галереи: через 2 недели после
покупки самого Павла  Михайловича Третьякова
на белом свете уже не стало…
    ***
Но не его галереи!

Еще в 1892 году, когда умер горячо любимый им брат Сергей, через месяц.прсле
похорон, в Московской городской думе уже лежало
прошение купца Павла Михайловича Третьякова
о принятии его собрания
картин в дар Москве!

Прошение было удовлетворено, а сам Павел назначен пожизненным
попечителем музея… (1).

Единственное,на что Третьяков согласился, - это присуждение
ему звания «Почетный гражданин Москвы».

Такова  ремарка  к эпизоду правки Третьяковым автографов
знаменитых авторов на их совместной картине. что изменило судьбу как авторов,
так и самого полотна.

Но об этом  в следующей главке.

02.02.2024 г.

(Продолжение следует)

На снимке:
"Охотник" (1874 г.),
картина К.А.Савицкого.

Фото из интернета
________________

(1).  Вот  так  и переплетаются времена,
даты, судьбы!

После смерти Третьякова художественное оформление выставочного комплекса  Третьяковской галереи было доверено художнику В.М. Васнецову, который
справился с поручением блестяще!

Именно он создал народный внешний антураж знаменитой
галереи, что знаком нам с  детства!