НЕ РАЗЛЕЙ ВОДА…
***
Удивительная история
в 3-х частях,
навеянная хрестоматийным полотном
Ивана Ивановича ШИШКИНА-
« Утро в сосновом лесу»
(1889 г.).
***
Начало см.:
http://proza.ru/2024/02/01/1358
Часть 1.
ТАБАЧОК ВРОЗЬ...
(Продолжение) .
Сегодня у историков нет достоверной версии,
чем вызван поступок Шишкина, предложившего молодому
другу и, считай, родственнику (куму) -Косте Савицкому
дорисовать на своем пейзаже медведей…
Есть и такая – идея с медведями пришла не Шишкину,
а Савицкому. Потому, мол, он и взялся за ее реализацию!
Но послушаем самого Савицкого, изобразившего медвежат
по эскизам Шишкина и сообщавшего
позже родным:
«Картину продали за 4 тысячи,
и я участник, в 4-ю долю».
Далее Савицкий сообщает,
что ему пришлось, по настоянию Шишкина,поставить
и свою подпись под картиной, однако потом он снял ее,
отказавшись от авторства...
Так или иначе, а на лесной пейзаж Шишкина сказочных медведей
дорисовал именно художник Константин Савицкий.
Друзья справедливо посчитали полотно соавторским,оставив
в углу картины свои автографы!
( Вспомним картину Савицкого «Охотник» 1874 года, где он,
задолго до шишкинских медведей 1898 года, изобразил достоверный лесной пейзаж
не хуже шишкинского!).
А на его автографе настоял,
как честный человек, сам
Иван Шишкин!
Да не тут-то было!
Возмутился коллекционер и меценат Павел Михайлович Третьяков, по заказу
которого и работал над полотном Шишкин:
«В картине все, - писал
потом Третьяков,- начиная
от замысла и кончая
исполнением, все говорит
о манере живописи,
свойственной именно Шишкину!».
Картина, и верно, детально передает состояние природы,
подмеченное художником на острове Городомля. Подчеркнут
не глухой и дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся
в лес утром. Свет робко заглядывает в этот лес, где
пробуждение утра нутром чуют резвящиеся медвежата...
" Вы не знаете леса!- упрекал академик Шишкин своих
учеников в пленэрах.
- Ну разве это живая береза,
разве это сосна? У вас не лес,
а его бутафория!"-
и ученики не знали, куда прятать свои глаза от
разгневанного мэтра...
А посему коллекционер заплатил за картину только Шишкину,
своей волей стерев на полотне скипидаром автограф
Савицкого!
После чего дружба художников как «не разлей вода» -
дала, увы,трещину…
Шишкин считал,что в картине главное - его утренний лес,
Савицкий же на первый план выдвигал медведей…
Свою долю по уговору в 1 тысячу рублей Савицкий,
как соавтор полотна,
от Шишкина получил и от соавторства отказался...
Но обида в душе оставалась!
А коллекционер Третьяков, выкупив картину Шишкина
«Утро в сосновом лесу" в 1889 году, приобрел на свои
средства и картину "Три богатыря» (1898 г.) художника
Васнецова, что оказалось- увы (!), его последним
приобретением для своей галереи: через 2 недели после
покупки самого Павла Михайловича Третьякова
на белом свете уже не стало…
***
Но не его галереи!
Еще в 1892 году, когда умер горячо любимый им брат Сергей, через месяц.прсле
похорон, в Московской городской думе уже лежало
прошение купца Павла Михайловича Третьякова
о принятии его собрания
картин в дар Москве!
Прошение было удовлетворено, а сам Павел назначен пожизненным
попечителем музея… (1).
Единственное,на что Третьяков согласился, - это присуждение
ему звания «Почетный гражданин Москвы».
Такова ремарка к эпизоду правки Третьяковым автографов
знаменитых авторов на их совместной картине. что изменило судьбу как авторов,
так и самого полотна.
Но об этом в следующей главке.
02.02.2024 г.
(Продолжение следует)
На снимке:
"Охотник" (1874 г.),
картина К.А.Савицкого.
Фото из интернета
________________
(1). Вот так и переплетаются времена,
даты, судьбы!
После смерти Третьякова художественное оформление выставочного комплекса Третьяковской галереи было доверено художнику В.М. Васнецову, который
справился с поручением блестяще!
Именно он создал народный внешний антураж знаменитой
галереи, что знаком нам с детства!