Евтушенко. Часть вторая

Наталья Скорнякова
http://proza.ru/2024/01/31/671

В 1952 году, после опыта геологической экспедиции на Алтае, участия во Втором Всесоюзном совещании молодых писателей, выхода первого поэтического сборника «Разведчики грядущего» и даже первых атак со стороны литературных критиков, Евтушенко поступил в Литературный институт имени Максима Горького. Здесь он экспериментировал с переводами с осетинского языка и сдружился с Робертом Рождественским. Евтушенко много путешествовал по Грузии и был пленён этой прекрасной страной.
 
Евтушенко приняли в Литературный институт без аттестата зрелости, его у него не было! Поэт предоставил справку о том, что с 1 октября 1950 года по 20 апреля 1952 года обучался в школе при.... войсковой части 38437, где окончил десятый класс. Почти одновременно приняли в Союз писателей, он стал самым молодым членом Союза писателей СССР, в обоих случаях сочтя достаточным основанием выпушенную книгу стихов.

Евгений Евтушенко стал самым молодым членом писательской организации Советского Союза. Благодаря своему возрасту он занял в ней пост секретаря комсомольской организации.

В стране начался поэтический бум. Свои стихи со сцены регулярно читали молодые таланты: Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина (его будущая жена), Булат Окуджава и Роберт Рождественский. Знаменитый Политех замирал, когда поэты выходили на сцену. Тогда же свои стихи читал и Евтушенко.

На последнем курсе Евгений был исключен из института с пометкой о «дисциплинарных взысканиях» и за признание романа «Не хлебом единым» Владимира Дудинцева, критикующего советскую бюрократическую систему.

В 2004, ректор Литературного института Сергей Есин, в знак признания заслуг, вручил Евгению Евтушенко диплом об окончании института.

Всю жизнь Евтушенко одевался необычно, отдавая предпочтение пиджакам, рубашкам и галстукам цветастым, ярко-пестрым. По объяснению Евгения Александровича такое пристрастие пришло из сибирского детства военных лет – как противопоставление черным ватникам с номерами на спинах, в которые были облачены угрюмые арестанты, шедшие бесконечными колонными в лагеря для заключенных, и пыльно-землистым шинелям сопровождавших их вохровцев…

Личная жизнь знаменитого поэта и прозаика 20 века была такой же яркой, насыщенной, как его творчество. Евгений Евтушенко был женат 4 раза.

Первый брак продлился недолго и был самым примечательным за всю судьбу. Женой Евтушенко в 1955 году стала известная поэтесса Белла Ахмадулина.

Известного поэта, студента Литинститута в 1955 году, как громом, поразили строки: «Голову уронив на рычаг, крепко спит телефонная трубка», - он впервые встретил столь неожиданную рифму.

А еще через несколько минут поэт уже звонил своему коллеге Евгению Винокурову, возглавлявшему журнал «Октябрь» совместно со Степаном Щипачёвым. Евтушенко интересовал всего один вопрос: кто такая Ахмадулина, где её можно найти.
 
Оказалось, что автор поразивших его строк, обычная десятиклассница, правда, очень красивая. Она занималась в литобъединении и планировала поступать в тот самый Литературный институт, где учился Евгений. Ему не терпелось увидеть человека, способного писать такие строки. Евтушенко отправился в литобъединение с единственной целью: увидеть Беллу Ахмадулину. В ее стихи он уже был влюблен.
Где-то под потолком рассыпались серебряными колокольчиками строки, которые читала юная девушка-поэт. Она была словно не от мира сего: фарфоровое личико, отрешённый взгляд и завораживающий голос.

Евгений Евтушенко в тот момент просто замер, не в силах отвести взгляд от Беллы. Она выглядела чуть старомодно со своей уложенной вокруг головы толстой косой, в дешевеньком костюмчике местного пошива, видавших виды босоножках. И было в ней что-то, цеплявшее за душу при первом же взгляде.

Но тогда ещё между ними ничего не произошло. Лишь позже, на литературном кружке после возникшего спора и пылкого заявления Беллы о том, что революции надо помочь, Евгений Евтушенко осмелился взять ее за руку. Они вместе ушли с заседания и всю ночь потом гуляли по ночной Москве, радостно делясь своими мыслями, мечтами и, конечно, стихами.

Чувства закружили их. Евгений боготворил свою Беллу. Она казалась ему идеальным творением природы. Ему было недостаточно видеть её профиль, он все время старался идти так, чтобы видеть лицо целиком, не упустить ни черточки. Они посвящали друг другу стихи, не в силах выражать свои чувства обычными словами. Неземная красота девушки с толстой косой и чуть раскосыми глазами, будто сошедшей с экрана итальянского фильма, покорила пылкое поэтическое сердце Евтушенко.

Молодые люди то и дело сталкивались в квартирах знакомых, где проходили “поэтические посиделки”. За разговорами под рюмочку и жаркими спорами родилась их страсть-любовь. Они вдвоем бродили, наслаждались друг другом, пили вино и закусывали его поцелуями. Евгений пишет:

Нет, мне ни в чем не надо половины!
Мне — дай все небо! Землю всю положь!
Моря и реки, горные лавины
Мои — не соглашаюсь на дележ!
Нет, жизнь, меня ты не заластишь частью.
Все полностью! Мне это по плечу!
Я не хочу ни половины счастья,
Ни половины горя не хочу!
Хочу лишь половину той подушки,
Где, бережно прижатое к щеке,
Беспомощной звездой, звездой падучей
Кольцо мерцает на твоей руке.  Е. Евтушенко

Два творческих человека. У каждого из них было собственное мнение по любому вопросу, оба отстаивали свою точку зрения, не считая возможным уступить другому пальму первенства.
Но постепенно страстные ссоры сменились ледяной тишиной. Их любовь медленно умирала, но они еще не хотели этого замечать.

Известие о беременности супруги Евгений Евтушенко воспринял слишком горячо. Он убедил жену избавиться от ребенка, не понимая, что избавляет ее и от любви к себе. Она поддалась на его уговоры и даже пыталась делать вид, что в их жизни всё по-прежнему. Но ничего не складывалось так, как раньше.
Как сказал позже сам Евтушенко: «Наша любовь не умерла - она перестала быть».

Они прожили вместе всего три года, и все это время муж отчаянно ревновал свою красавицу-жену к ее бесчисленным поклонникам.

Год 1959 Поэт пишет свое знаменитое стихотворение"Одиночество"
Как стыдно одному ходить в кинотеатры
без друга, без подруги, без жены,
где так сеансы все коротковаты
и так их ожидания длинны!
Как стыдно -
в нервной замкнутой войне
с насмешливостью парочек в фойе
жевать, краснея, в уголке пирожное,
как будто что-то в этом есть порочное...
Мы,
одиночества стесняясь,
от тоски
бросаемся в какие-то компании,
и дружб никчемных обязательства кабальные
преследуют до гробовой доски.
Компании нелепо образуются -
в одних все пьют да пьют,
не образумятся.
В других все заняты лишь тряпками и девками,
а в третьих -
вроде спорами идейными,
но приглядишься -
те же в них черты...
Разнообразные формы суеты!
То та,
то эта шумная компания...
Из скольких я успел удрать -
не счесть!
Уже как будто в новом был капкане я,
но вырвался,
на нем оставив шерсть.
Я вырвался!
Ты спереди, пустынная
свобода...
А на черта ты нужна!
Ты милая,
но ты же и постылая,
как нелюбимая и верная жена.
А ты, любимая?
Как поживаешь ты?
Избавилась ли ты от суеты;
И чьи сейчас глаза твои раскосые
и плечи твои белые роскошные?
Ты думаешь, что я, наверно, мщу,
что я сейчас в такси куда-то мчу,
но если я и мчу,
то где мне высадиться?
Ведь все равно мне от тебя не высвободиться!
Со мною женщины в себя уходят,
чувствуя,
что мне они сейчас такие чуждые.
На их коленях головой лежу,
но я не им -
тебе принадлежу...
А вот недавно был я у одной
в невзрачном домике на улице Сенной.
Пальто повесил я на жалкие рога.
Под однобокой елкой
с лампочками тускленькими,
посвечивая беленькими туфельками,
сидела женщина,
как девочка, строга.
Мне было так легко разрешено
приехать,
что я был самоуверен
и слишком упоенно современен -
я не цветы привез ей,
а вино.
Но оказалось все -
куда сложней...
Она молчала,
и совсем сиротски
две капельки прозрачных -
две сережки
мерцали в мочках розовых у ней.
И, как больная, глядя так невнятно
И, поднявши тело детское свое,
сказала глухо:
"Уходи...
Не надо...
Я вижу -
ты не мой,
а ты - ее..."
Меня любила девочка одна
с повадками мальчишескими дикими,
с летящей челкой
и глазами-льдинками,
от страха
и от нежности бледна.
В Крыму мы были.
Ночью шла гроза,
и девочка
под молнией магнитной
шептала мне:
"Мой маленький!
Мой маленький!" -
ладонью закрывая мне глаза.
Вокруг все было жутко
и торжественно,
и гром,
и моря стон глухонемой,
и вдруг она,
полна прозренья женского,
мне закричала:
"Ты не мой!
Не мой!"
Прощай, любимая!
Я твой
угрюмо,
верно,
и одиночество -
всех верностей верней.
Пусть на губах моих не тает вечно
прощальный снег от варежки твоей.
Спасибо женщинам,
прекрасным и неверным,
за то,
что это было все мгновенным,
за то,
что их "прощай!" -
не "до свиданья!",
за то,
что, в лживости так царственно горды,
даруют нам блаженные страданья
и одиночества прекрасные плоды.

В «Одиночестве» Евгений Александрович Евтушенко пытается разгадать женскую натуру, извлечь уроки, обращается к прошлому.
Поэту в эту пору исполнилось 27 лет. Как бы невзначай поэт приоткрывает свою романтическую историю. В ней было много встреч, и много расставаний. Между тем, у стихотворения явно есть конкретный адресат. Та самая Б. Ахмадулина, отношения с которой к тому времени были практически разрушены. Начинается стихотворение почти философски. Оказывается, герой чувствует себя неприкаянным, если рядом нет «друга, подруги, жены». Все удовольствия теряют вкус, он чувствует себя чужим на празднике жизни. Новую жизнь с другими ему не удается построить. «Тебе принадлежу». В финале герой прощается с любимой, монолог завершается выстраданной благодарностью женщинам, с капелькой иронии.

Вскоре после разрыва с Ахмадулиной у Евтушенко закрутился роман с Галиной Сокол-Лукониной, бывшей женой близкого друга Евгения Александровича Михаила Луконина.
По утверждению Евтушенко, эта любовь выросла из 12-летней дружбы. Но сам поэт признавался, что он никогда не переступал черту, ведь к супруге приятеля он не проявлял никакого интереса до того, как не развелся с поэтессой. А затем и у Галины Семеновны стали портиться отношения с мужем, только после их расставания Евтушенко и начал с ней встречаться.
 
Она была старше Жени на четыре года, очень многому его научила, рассказала такого, чего он не знал. Она сыграла огромную роль в его становлении, он стал во многом другим человеком. Гораздо резче и настойчивей стал. Галя была очень хозяйственная. Она и стихи очень любила. Любила и понимала. Но могла быть беспощадной.

Галине Евтушенко посвятил

Когда взошло твое лицо
над жизнью скомканной моею,
вначале понял я лишь то,
как скудно все, что я имею.
Но рощи, реки и моря
оно особо осветило
и в краски мира посвятило
непосвященного меня.
Я так боюсь, я так боюсь
конца нежданного восхода,
конца открытий, слез, восторга,
но с этим страхом не борюсь.
Я помню - этот страх
и есть любовь. Его лелею,
хотя лелеять не умею,
своей любви небрежный страж.
Я страхом этим взят в кольцо.
Мгновенья эти - знаю - кратки,
и для меня исчезнут краски,
когда зайдет твое лицо...

Галина была резкой, решительной. «Я хорошо шью, и мы как-нибудь проживем на это. Зачем ты идешь иногда на поправки и портишь стихи!» - обрушивалась она на мужа.

В 1961-м Сокол-Луконина стала второй женой Евгения Евтушенко. После перенесенной болезни Галина Семеновна не могла иметь детей.

Поэту было сложно смириться с командным характером жены, и поэтому он начал крутить романы на стороне. По его признанию, он все еще любил супругу, но уже старался влюбиться в кого-то другого, чтобы уйти из семьи.
 
Будучи в поездке по Европе, Евтушенко получил от Гали телеграмму, что у него есть сын. Она взяла на воспитание Петю. Это замедлило их развод. Он порвал отношения с актрисой Наташей, с которой какое-то время изменял Гале.
 
Ребенка у него еще не было. Он это оценил и понял, что для Гали это важно, что он для нее важен, что это она сделала для него. И он вернулся к ней. К сожалению, это не помогло. Семнадцать лет! Это же гигантский кусок жизни! Но невозможно стало жить с Галей, она стала пить. С Беллой, бывало, выпивала… Они дружили просто. Жене было тяжело видеть мне иногда их вместе, очень тяжело.

Галя видела всё, конечно, что происходит. Ей обидней всего было, что она была совершенно безупречной как жена, в смысле верности…

Они все реже стали разговаривать , но у них была общая проблема – Петя. Очень Гале тяжело достался этот ребенок.

В детстве, с родителями, у Пети было все: хорошая школа, спорт... Карты спутала армия. Говорили, над Петром там издевались. Сам он ничего не рассказывал. Но именно после службы начались психические проблемы. Петр стал художником. Жил один в собственной квартире. Ни разу не женился. Не имел детей. В 2015 г. 47-летний Петр Евтушенко умер в больнице для душевнобольных.

Родительство не уберегло семью от распада.
Брак не оказался долговечным.  Поэт ощущал себя под прессингом. «Я еще любил ее, но уже старался влюбиться в кого-нибудь, именно старался…», - вспоминал Евтушенко об истории разрыва со второй женой. Когда он ушел от нее, она попыталась покончить с собой, перерезав вены. Но удержать любимого человека не удалось...В 1978 году Евгений Евтушенко и Галина Сокол развелись. Второй брак продлился целых 17 лет!

 http://proza.ru/2024/02/10/1539