День старика

Сергей Черныш 2
Что  такое  старость? Выдуманная   потребительская  характеристика.  Общество  уже  не  может  тебя  использовать,  значит  ты  старый. Если  исходить  из  аксиомы Декарта « Я думаю,  значит я  существую», то   ты  оказываешься  вне  возраста.  Время  меняет  тебя  и  твои  взгляды,  сегодня  мыслишь  и  оцениваешь  так,  а  вчера  и  завтра  было  и  будет  иначе.  Не  более  того.
Мысли  при  пробуждении  самые  ясные. Найдя  положение,  когда  ничего  не  болит, лежишь  в  блаженном  комфорте  и  размышляешь.  Чай  будет  потом. Сложность  передвижений,  пока  тело  разомнётся  -  это  другой  этап,  сейчас  мышление  от  тела  практически  не  зависит. Семья  спит,  в  доме  идеальная  тишина.  Зима,  окна  плотно  закрыты  и  внешние  звуки  в условную  келью  не  проникают.  Подобно  охотнику,  который  боится   создать  малейший  шорох,  чтобы  не  испугать  не  только  того,  на  кого  охотится,  но  даже  встревожить  маленькую  птичку,  которая  непроизвольно  подаст  сигнал  опасности.  Рассуждения  плавно  льются  журчащими  мыслями,  что  приносит  душевное  наслаждение.  Очень  дорожу  этим  временем. Скоро  тело  опомнится  и  начнёт  болями  протестовать,  так  обмануть  его  больше не  получится,  как  не  крутись -  время  вставать. В  окне  глубокая  ночь,  светать  будет  часа  через  три -  четыре.  После  утомительных  движений  и  хождений,  наступит  время  разместиться  в  кресле  с  чайничком  на  свече,  благоухающим  ароматом  чая. Обычно,  я  пытаюсь  изложить  в  дневнике  то,  что  озарило  меня  в  рассуждениях  час  назад.
    Часто  буквально  «застреваешь»  на  какой  - то  мысли  споткнувшись. Так  случилось  и  этот  раз. « Если  веришь  в  свою  идею ты,  то  почему  в  неё  должен  верить  ещё  кто  - то? Но! Если  в  идею  верят  они,  то  почему  в  неё  должен  верить  я?»  Отдельно  набрал  -  как  тему над  которой  следует  поразмышлять. Поработав  полтора  часа,  несколько  устал  от  сосредоточения  мысли,  что  начал  просматривать  новости,  думая  над  вариантом  завтрака  для  семьи. 
     Вопрос  очень  не простой. Если  угадаю  и  приготовлю  то,  что  порадует,  то  создам  настрой  на  выходе  из  дома. Однообразие  не  радует  -  оно  подобно  привычке, которую  не  ценишь.  Барышня  со  вкусом,  никогда  не  довольствуется  ароматом  только    ароматом  одних   духов … Даже  чаем  можно  и  нужно  удивлять,  что  говорить  о  завтраке. Помню  глаза  соседа,  когда  я  угостил  его  калмыцким  чаем  на  молоке  с  солью  и  маслом.  Однако,  о  завтраке.  Нет, предварительный  замысел  был,  но  истина  познаётся  в  деталях… К  примеру  - подача  блюда  на  порционных  сковородках   на  специальной  подставке. Даже  яйца  пашот  на  сырном  блинчике,  при  такой  подаче,  будут  восприниматься  совсем  иначе.
     Сейчас  зима,  Макарьев  день,  на  улице  небольшой  мороз. Родные  любят  поспать,  потому утренняя  гигиена,  завтрак  у  них  происходят  в  военном  режиме. Первой  уедет  жена. Надо  успеть,  время  есть,  торопиться  нет  необходимости,  надо  войти  в  рабочий  тонус.
Процесс  моего  одевания  не  простой  -  больной  позвоночник,  в  союзе  с  сознанием  активно  протестуют  навязчивой  идее. Этап  внутренней  борьбы.  Проверка  мужества  и  стойкости. Надо  одеться.  Дальше -  проще. Но  это  не  единственное  испытание.  Через  несколько  часов  надо  ещё  раз  одеваться  для  выхода  на  улицу.   Прорыв в в  атмосферу плотной  ночи. Подобным  образом,  Нестор  Махно  настраивал  себя  и  бойцов  перед  победным  наступлением  на  соседний  хутор.  Уподобляясь героям  древних  мифов,  мужественно  проникаю  в  промёрзшую  машину  и  завожу  её, хотя мой  заряд  вот  -  вот  иссякнет. Половинке  будет  приятно  погрузиться  в  тёплый  салон  прогретого  авто. Раздевание - и  я снова  в  кресле. Утренний  обязательный  ритуал  почти  закончен.  Завтраки  ждут  моих.  Каждый  с  любопытством  заглянет  в  сервированное  блюдо, оценит  внешний  вид  и  начнёт  поглощать утреннюю  порцию. Сам  же - не  люблю  утром  есть. Организм пищу  не  воспринимает. Именно  поэтому - жена  принесёт  мне  бутерброд  и  заставит  съесть,  а  сын,  где – то  через  час,  принесёт  таблетки,  которые  нельзя  принимать  на  голодный  желудок  и  будет  стоять  «над  головой»  пока  я  не  проглочу  эту  гадость.  Спустя  не  продолжительное  время ,  услышу  «Па,  я  умчался»  и  пойду  закрывать  дверь.  Не  только  дверь,  утро  закончилось  на этом.
       Мне  интересно  -  чем  руководствуются  создатели  разных передач,  особенно  политических? Не  могу  сказать,  что  политикой  не интересуюсь,  но и  не  фанат. Смотришь  эпизоды  разных  программ,  и  поражаешься  концентрации  злобы.  Не  анализ,  не  обличение,  а  злоба  цепного  пса. Разве  подобное  можно считать  отстаиванием  своей  позиции?  Не  логикой,  но  эмоциональным злом? Чудно! Ладно бы  глупые  и  малообразованные,  а  то  деканы  факультетов,  депутаты,  известные  политики  захлёбываются  клокотанием  ненависти. Откуда  это? На  какой  литературе  они  воспитывались?  Какая  музыка  могла  взрастить  такую  наклонность? Более  чем  странно,  сходно  с  тем,  как  священники  демонстративно  освящают  оружие  массового  поражения.  Скорее  удивляюсь,  не  осуждая. Осуждать  не  моё.
«Осуждать  -  не  моё».  Откинулся  в  кресле  и  закрыл  глаза. Школа  и  призыв  учителей  к  единой  позиции  на  уроке  русской  литературы  при  обсуждении  будь  какого  произведения. Как  может  девочка,  из  традиционной  одесской  еврейской  семьи,  думать  и  оценивать  так  же,  как  мальчик,  сын  военного,  недавно  приехавший  к  нам  из  неизвестной  для  всех  Самары. До  этого,  его  отец  служил  в  Баку,  где  и  родился  Витя. Разный  менталитет,  иные  семейные  традиции. По  моему  личному  убеждению,  в  одесских  школах  должны  преподавать  одесситы. Гарантирован  мостик  понимания  как  с  детьми, так  и  с  их  родителями.  Если  понимания  нет,  то  объяснения  излишни. В  том  числе  между  учителем  и  учеником. Каждый  из  нас,  в  большей  степени,  продукт  своей  семьи,  в  частности   в  Одессе. Мальчик,  как  и  все  дети,  любит  вкусно  покушать,  особенно  сладенькое.  Почему  это,  естественное  стремление  осуждаемо  и  ребёнка  назвали  Мальчиш  Плохиш? Кто  это  поймёт  в  моём  городе? Хоть  взрослые,  хоть  дети. Может  из  сказок  далёкого  детства  наклонности  сии?  Не  возможно  проследить  путь роста  и  утверждения  в  душе  злобы  у  другого  человека.  «Осуждать  -  не  моё».  Анализировать,  сравнивая,  чтобы  понять  себя,  мотивировку  своих  действий.
Несколько  отдохнув  и  успокоившись  принялся  кормить  птичек.  У  меня  их  семь.  Того  и  не  заводим  кошку.  Понимание  птиц  пришло  ко  мне  через  годы  их  содержания. Есть певцы  от  рождения,  от  генотипа  дар  оный, но  большинство  просто  поют. Был  у  меня  кенар,  который  выдавал  такие  коленца,  что  и  на  выставке  не  услышишь.  Так  вот,  в  особых  моментах,  он  входил  в  образ  настолько,  что  расправлял  крылышки  и  оттягивал  одну  лапку.  Вам  такое  удавалось  видеть?  И  я  о  том  же. Долго  подыскивал  щеглов  с  красивым  пением,  у  меня  их  два.  Абсолютно  разные  личности. Один  поёт  заливается,  другой  решил  линять  и  замкнулся. Иногда  поют  оба, но  чаще  всего,  в  разнобой. И  пение  у  них  только  внешне  одинаковое.  Разная  тональность, оттенки,  последовательность  колен. Включаю  ролик  с  записью  самки  манка  -  один  моментально  реагирует,  другой  безразличен,  зато  если  слышит  манок  самки  чижа  -  аж  заходится  в  пении. Как  это объяснить  логически,  если  считать  их  просто  щеглами?!
  Занятия. Сколько  себя  помню – занимаюсь,  учусь.  Чаще  всего  -  читаю,  смотрю,  а что  очень  интересно -  копирую,  чтобы  «под  настроение»  поразмышлять.  Скажем  молитва,  которую  произношу  много  раз  в  день -  «Отче  наш…».  Молитва  короткая,  но  буквально  насыщена  концентрированным  смыслом. Скажем -  « …   и не введи нас во искушение, но изба;ви нас от лукаваго» -  можно  тысячи  трактатов  толкований  написать. Что  есть  искушение  -  к  примеру. Есть  над  чем  поразмыслить. Любопытно,  но  в  разном  возрасте,  я  по  разному  понимал  термин.  Наполнял  его  совершенно  разным  смыслом.  Если  бы  не  дневники  -  не  упомнил  бы  и  не  мог  сравнить. Есть  записи  ещё  до  компьютерной  поры,  сделанные  в  тетради  ручкой.  Странно  -  почерк  мой,  манера  изложения  -  моя,  а  мысли  -  нет.  Можно  возразить,  что  тогда  был  молод.  Скажу  так:  А  при  чём  тут  возраст,  если  перед  нами  две  разные  позиции?! Кто по  философским  устоям  определит  возраст? Позиции  Соловьёва,  изложенные  в  молодости,  можно  ли  отнести  к  возрастному  цензу? Убеждения,  логическая  философская  позиция  не  делится  на  возрастные  категории. Карл  Витте,  в  свои  четырнадцать  лет,  подростковый  возраст,  когда  процесс  полового  созревания  ещё  далёк  до  завершения, блестяще  защитил  докторскую  диссертацию  и  официально  наделён  степенью  доктора  философии. Нет  смысла  перед  собой  блистать  эрудицией  называя  совсем  молодых  математиков,  полководцев,  литераторов  и  старых  бездарностей,  которые  бахвалились вызубренными  знаниями. Не  весы  я,  чтобы  определять  кого  больше,  мне  бы  с  собой  разобраться. Сегодня чувствую  порыв  к  анализу. Открываю  дневник  и   читаю: «Человек . . . как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается». (Иов 14:2).  У  меня  есть  некая  особенность,  граничащая  со  странностью.  В  интернете  ищу  аналоговые  картины,  которые  под  разными  углами  иллюстрировали  бы  мысль.  Так  формируется  моя  позиция. Занятие  только  кажущееся  лёгким. Картины  эпохи  Возрождения  -  период  осознания  себя. Цветок,  осознающий  себя. Однолетние  или  многолетние  цветы  всё  равно  не  вечны. Скажем,  взошли  тюльпаны. Росточки  совсем  маленькие  -  но  это  цветок  вида  тюльпан. Цветок  или  цветение?  Даже  луковица  тюльпана  -  цветок. Совсем  не  факт,  что  на  картине  должен  быть  изображён  ребёнок. Скажем   истина  Христа  озарила    апостола  Петра в  преклонном  возрасте,  а  апостола Иоанна в  молодом.  Что  считать  началом  духовной  жизни?  Как  христиане  они  родились  практически  одновременно. Возраст  -  понятие  весьма  условное. Если  критерий  возраст  физического  тела  - это  одно. Но  и  это  условно.  Сколько  калек  -  совсем  молодых  людей  и  стариков  в  отличной  спортивной  форме!  Обречённых  болезнью  на  смерть  и  долгожителей. Размышляя  подобным  образом,  подобрал  десятка  три  картин,  которые,  под  настроение,  тщательно  пересмотрю,  и  наиболее  ярко  иллюстрирующие  мысль,  на  мой  взгляд,  помещу  в электронный  альбом.  Интересно,  через  время  посмотреть на  свои  предпочтения.
         Всему  своё  время. Да,  пора  ехать   на  рынок  за  свежими  продуктами  и начать  готовить  обед,  который, на  самом  деле  -  ужин. Понятие  обед,  в  Украине  пришло  с  советской  властью. Благодатный  климат  и  почва  позволяли  работать  с раннего  утра  и  до  захода  солнца.  Семейный  обед  был,  по  -  сути   ужином;  вечерний  ужин -  вечеря. На  юге  России  -  те  же  традиции. Цивилизация  дала  свои  плоды.  Ранее  крестьяне  вели  общее  хозяйство,  потому  ужин  был  видом  семейного  совещания  совмещённого  с  трапезой. В  наше  время,  у  каждого  своя  работа,  своя  забота.  С  этим  не  нужно  бороться,  нельзя  повернуть  время. Я  буду  уже  крепко  спать,  когда  мои,  пришедшие  в  разное  время,  будут  есть  мою  стряпню. Не  люблю  покупать «про  запас».  Не  вижу  смысла. Из  свежих  продуктов  блюда  по  одинаковой  рецептуре  получаются  совершенно  разного  вкуса.  Я  же  не повар  столовки,  мне  хочется  кулинарного  творчества  и  ценителей  -  дегустаторов  моего  продукта.
      Всё  привёз  и  снова  заполнил  кресло. Нуждаюсь  в  отдыхе. Обычно,  я  смотрю  подборку  анекдотов,  которые  отображают  настроение,  или  цитат  с  юмором.  Лучшие  -  сохраняю. Например  шедевр:  «Что  такое  отличное  настроение?  Когда  окружающие  идиоты  на  бесят,  а  веселят!». Лучших  два  отправляю:  один  жене,  другой  сыну. Когда  почувствую,  что  отдохнул  перехожу  к  заключительному  этапу  дня.  Помолившись,  принялся  готовить. Для  меня  стоять  -  пытке  подобно,  потому  нахожу  сериал  с  динамикой  и  минимальным  смыслом  и  преступаю  к  заготовкам  сидя.
    За  окном  -  глубокая  ночь,  хотя  по – времени  начало  вечера.  Как  будто  дня  не  было,  день  рождённый  и  умерший  в  моих  фантазиях.  Ничего  не  напоминает  о  солнышке. Что  меня  сегодня  впечатлило? Первый  день  третьего  месяца  зимы,  а  я  отчётливо  услышал  весеннюю  трель  синички. Прямо  у  входа  в  дом.  Сижу  в  машине,  открыл окно  и  слушал. Нет,  я  не  мог  ошибиться  -  весенний  напев  на  Макарьев  день!   Сосед  показывает -  всё  ли  нормально.  Отвечаю -  люкс.  Беседа  жестами. Синички  дали  короткий  концерт  и  улетели,  а   аз  уехал  на  рынок. 
  Лет  пять  тому  обнаружил  закономерность -  мне  запах  шашлыка  нравится  в  разы  больше  ,  чем  сам  шашлык.  Мясом  быстро  насыщаешься,  а  ароматом  насытится  не  возможно.  С  потеплением  перехожу  готовить гриль  овощи,  мясо. Запах  дымка  от  правильных  дров,  аромат  мяса,  овощей  -  это  нечто. Вычитал,  что  южные  народы,  в  зажарку  кладут  специи,  тогда  они  в  разы  ароматнее. Даже  когда  прожаривают  рис -  перемешивают  его  со  специями.  Отдельная  тема  -  настаивать  некоторые  приправы.  Это  я  к  тому,  что  на  каком  -  то  этапе  кухня  превращается  в  индийскую  комнату  благовоний. Аромат  -  аппетитнейший.  Порционные  горшочки  и  небольшие  тарелки  с  конусообразной  крышкой. Предварительно,  посуду  необходимо  два  раза залить  кипятком, она  нагреется  и  помещённая  еда  будет  не  остывать,  а  томиться. Разница  громадная.  Вы  варите  мясо  на  медленном  огне  или  оно  томится  в  медленноварке. Когда  родные  откроют  крышку  их  поразит  насыщенный  аромат.
 Обед  готов  и  снова  путь  к  креслу.  Ноги  и  позвоночник  очень  устали  за  день. Потребность  в  отдыхе  весьма  велика. Полусонный  читаю  комменты  на  разные  темы. Фактически  в  состоянии  сонного  сознания,  принимаю  душ,  завариваю  для  моих  травяной  чай,  оставляю  настаиваться  на  плите  при  минимальной  мощности  и  ухожу  спать,  помолясь. Бог  даст,  часа  в  три  пробужусь.