Читаем Евангелие. Почему Варавва, а не Иисус

Вадим Гарин
Предыдущий очерк:  http://proza.ru/2024/01/26/1685

 Очерк 12
                Сохнет стаявшая глина,
                На сугорьях гниль опёнок.
                Пляшет ветер по равнинам,
                Рыжий ласковый ослёнок.

                Пахнет вербой и смолою,
                Синь то дремлет, то вздыхает.
                У лесного аналоя
                Воробей псалтырь читает.

                Прошлогодний лист в овраге
                Средь кустов, как ворох меди.
                Кто-то в солнечной сермяге
                На ослёнке рыжем едет.

                Прядь волос нежней кудели,
                Но лицо его туманно.
                Никнут сосны, никнут ели
                И кричат ему: «Осанна!»
               
                Сергей Есенин

Коллаж автора

Фото 1 - Джотто ди Бондоне (1267-1337гг.), фреска по сырой штукатурке (техника "буон фреско") «Въезд Иисуса Христа в Иерусалим». 1303-1305г. Капелла Скровеньи в Падуе, Цикл Жизнь Христа. Высота 200; ширина185см. (https://ru.wikiital.com/wiki/Ingresso)

Фото 2 - Антонис ван Дейк (1599-1641гг.), «Вход Христа в Иерусалим» 1617г. Размеры: 151 х 229,2 см. Холст, масло. Находится в Индианаполисе (Ньюфилдс), США. (https://gallerix.ru/storeroom/1754571569/N/1871174423/)

Фото 3 - Орренте Педро (1580-1645гг.) – испанский живописец раннего барокко. Картина «Въезд Христа в Иерусалим» 1640г. Масло, холст, высота 112 см; ширина: 127 см. Находится в Санкт-Петербурге в Государственном Эрмитаже.

Фото 4  – Василий Нестеренко (1967г.) Народный художник РФ, академик Российской академии художеств. «Вход Господень во Иерусалим», 1530х650 см, масло, 1999 г. Роспись западного тимпана Храма Христа Спасителя.
               
                Пришло время ответить на главный вопрос. Вопрос, ради которого написаны четыре очерка о Варавве: почему евреи, собравшиеся на месте римского суда, обрекли на смерть праведника Иисуса и спасли разбойника и убийцу Варавву? И каковы причины и природа ненависти толпы?
                Его задаёт практически каждый, кто читает Евангелие. Скорбят о произошедшем, но не все «докапываются» до существа вопроса, а многим это и не нужно…
                Привыкли принимать то, что лежит на поверхности.
 
                Из Евангелия мы знаем о торжественном въезде Иисуса в Иерусалим накануне праздника Песах, посвящённого исходу евреев из Египта:
                «На другой день, - пишет Иоанн, -  (после воскрешения Лазаря) множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идёт в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!  Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мёртвых.
Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин.12:12-18).

                Так Иоанн через века поведал нам о  торжественной встрече и ликовании народа.

                Сюжет въезда Иисуса Христа в Иерусалим всегда привлекал многих художников.
                Одно из самых известных изображений принадлежит итальянскому художнику и архитектору XIV века  Джо;тто ди Бондо;не (1266 или 1267-  1337гг). Художник являлся одним из первых представителей проторенессанса, предвестником эпохи Высокого Возрождения, которое основано на смешении готического и византийского искусства. (Фото 1 на коллаже). Его произведения ценили Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти.

                Росписи в Капелле Скровеньи в Падуе до сих пор восхищают зрителей. На фреске  триумфальная процессия, направляющаяся в Иерусалим через те же ворота (Золотые южные ворота), через которые Христа позже поведут на распятие.
                «Иисус сидит боком на ослике по восточному обычаю. По церковной традиции  Его голова повёрнута в анфас, как бы у сидящего на троне.
                Апостолы  сгрудились за Христом, словно образуя царскую свиту. Двое молодых людей  влезли на пальмы, и обламывают ветви, чтобы приветствовать ими Мессию».
                На переднем плане люди снимают с себя одежды и бросают под ноги ослика - этот знак почитания (до сих пор встречается в восточных странах).
                Нижняя часть фрески находится на уровне глаз зрителя. «Он словно бы стоит на той же изображающей поверхность земли плоскости, что и фигуры на фреске, несмотря на то, что их видно снизу. Считается, что Джотто был первым, кто настолько приближал зрителя к месту действия. Он придал выписанным формам такую трехмерную реальность, что они кажутся вещественными и осязаемыми, как статуи» (https://www.art-giotto.ru/txt/5arh10.shtml).

                Вторая картина на коллаже (фото 4) принадлежит кисти  фламандского художника Антониса ван Дейка «Вход Христа в Иерусалим». Это монументальное произведение искусства размером 151 х 229,2 см. Написана она в 1617 году. Особый драматизм картине придаёт использование тёплых тонов. типичных для работ стиля барокко.
                Удивление вызывает возраст художника. На момент завершения этой картины Антонису ван Дейку было всего лишь восемнадцать лет!

                В Государственном Эрмитаже в С.Петербурге находится ещё одна известная картина «Въезд Христа в Иерусалим», принадлежащая кисти Орренте Педро, которая написана через двести с лишним лет после Джотто (фото 3 на коллаже).
                Мне кажется спорной её композиция и противоестественным изображение  атлетических фигур встречающих людей (особенно учитывая, что Орренте был большим почитателем Эль-Греко). Кроме того не понятно, куда смотрит большинство сгрудившихся на небольшом пространстве людей. Лица только трёх человек повёрнуты к Иисусу, остальные зачем-то смотрят в противоположную сторону.  (https://gallerix.ru/album/Hermitage-9/pic/glrx-475924682).


                И последние произведения, которые для меня явились открытием и произвели большое впечатление, это фрески в Храме Христа Спасителя современного русского художника Василия Нестеренко. (https://ru.wikipedia.org/wiki)
                Современную живопись я знаю намного хуже.
                Помню, что на месте Храма в советские времена размещался открытый бассейн «Москва». Бывал там не раз, даже плавал, а вот видеть, как строили Храм и побывать в нём, к сожалению, не довелось… Росписи храма не видел. Супруга моя в ноябре 2011 года побывала в Храме в момент демонстрации там части пояса Богородицы и поделилась впечатлениями.

                «Василий Нестеренко создал росписи  «Воскресение Христово» и «Святой Апостол и Евангелист Матфей». Они располагаются на северо-западном пилоне Храма. Оба сюжета композиционно объединены в одно целое, вместе их высота составляет двадцать три метра, что сопоставимо с восьмиэтажным домом. Две другие росписи: «Крещение Господне» и «Вход Господень во Иерусалим» находятся в полукруглых тимпанах северного и западного приделов. Длина каждой из росписей превышает двенадцать метров. Эту грандиозную работу художник выполнил в рекордно короткий срок, всего за семь с половиной месяцев»!
                Вернёмся к теме очерка. Из Евангелия знаем, что Иисус подошёл к концу земной жизни весьма популярным проповедником, имел многочисленных сторонников, собирал толпы народа. Молва о лечении больных и их исцелении летела впереди Него. А воскрешение из мёртвых Лазаря  на четвёртый день после смерти явилось чудом потрясающим, необыкновенным, выходящим за пределы разума.  Даже древним пророкам это было не под силу!
                Каким же образом известие о воскрешении Лазаря стало известно жителям Иерусалима и пришедшим на праздник из других городов и селений?  Во времена Иисуса газет не печатали.  Телевидение, слава Богу, отсутствовало. Оставались два источника информации: устные и письменные предания Священного писания и, так сказать, «сарафанное радио». Люди пересказывали то, что им рассказали другие, и как бы «играли в испорченный телефон», добавляли, убирали, перевирая услышанное. Кто-то верил, кто-то нет…
                К тому же вера в воскрешение в те времена основывалась на Священном Писании, а люди первого века были весьма религиозны и изучали его с детства. Писанию верили безоговорочно.
                Евреи первого века обладали гораздо большей степенью грамотности по сравнению с другими народами. Общий уровень грамотности составлял примерно около 3-х процентов (такого не было в Европе), но если убрать из общего числа населения женщин – они не участвовали в жизни общества, убрать детей до семи лет и пастухов в горах, не умеющих читать Тору, то грамотность мужчин в центрах сразу «подскакивает» до 20 процентов!
                Вспомните, как, например, обстояло дело с грамотностью в России? Вплоть до конца Х века народ был поголовно безграмотным. Только в ХI веке при князе Владимире (сам был безграмотным) и Ярославе стали обучать детей для последующего служения в церкви, а  в Иудее I века уже учили малышей Священному писанию!
         
                Вспомним любимого ученика Иисуса – Иоанна. Он был хорошо образован, и многие другие имели неплохое по тем временам образование. Среди евангелистов были корабельный врач, иконописец и литератор Лука, знающий несколько языков, выделялся высоким уровнем образования и Марк (кроме арамейского знал греческий язык и латынь). Недаром рыбак Пётр взял его в попутчики и переводчики (когда Пётр бежал от Ирода Агриппы в Рим). Особое место занимает один из двенадцати апостолов бывший мытарь Левий Матфей (Левий, а это значит, он был из древнего колена Левиев). Поскольку он собирал налоги – был достаточно образован. Ему приписывают создание первого Евангелия, хотя до сих пор это считается дискуссионным. Матфей играл ключевую роль в формировании и распространении христианского учения, являлся «мостом» между христианскими и еврейскими традициями.
                Можно продолжать. То есть среди последователей Иисуса, кроме землепашцев и рыбаков, было достаточно грамотных и образованных по тем меркам людей. Уж во всяком случае, почти все поголовно знали Священное писание, а в нём есть много примеров воскрешения мёртвых.

                Вера в воскрешение из мёртвых (тхият а-метим) является одним из фундаментальных понятий иудаизма и тут имеется в виду не воскрешение отдельного индивидуума – это касается всех поголовно!
                В Пятикнижии (Хумаш) воскрешение упоминается мельком, а в книгах пророков о нём говорится явно. Например, в книге Даниэля (12:2) сказано: «И многие из «спящих в прахе» земном проснутся: одни — для вечной жизни, а другие — на поношение и вечное омерзение».
                Тора говорит, что смерть – это всего лишь временный этап, и вечная жизнь уготовлена как душе, ТАК И ТЕЛУ! Со временем они обретут вечную жизнь! (Ничего это вам не напоминает?) «Бог сотворил два мира: нынешний, который является местом для служения и самоподготовки, и Мир Грядущий – место и время для должного воздаяния». Творец дал Адаму и всему человечеству возможность «вернуться обратно», исправить содеянное и заново обрести земное состояние (это вы не найдёте в Н.З.)!

                Как же это понимать? Выходит, что бессмертна не только душа, но и тело? Ответ есть в Устной Торе. Там сказано, что на самом деле тело не исчезает бесследно! Есть косточка под названием «Луз» (!), которая находится в одном из позвонков. Она, по мнению мудрецов, «не насладилась запретным» от древа познания добра и зла и осталась «бессмертной» в том плане, что она не разлагается до конца, и именно из неё в будущем будет заново «отстраивается» прежнее тело.
                А теперь вспомните о ДНК (!!!), которая находится в каждой клетке организма. В пробирках выращивают детей и, возможно, скоро увидим и человека из клетки.
                Велики дерзания твои, человек, и, на удивление, такие же великие догадки мудрых за более чем три тысячи лет назад! А ДНК открыта при моей жизни (учился в школе) в 1953 году Джеймсом Уотсоном и Фрэнсисом Криком.
                Прототип воскрешения из мёртвых еврейские мудрецы видели в посеве пшеницы. Семя «хоронят» в земле, где оно постепенно гниёт и разлагается, и вдруг… Вместо того, чтобы полностью раствориться в почве, произрастает заново, причём уже в совершенно новом качестве!

                Но вот что любопытно: еврейские мудрецы утверждали, что «воскрешение произойдёт ТОЛЬКО в границах Святой Земли, Земли Израиля, называемой «Землёй Жизни»! Тут уж во всей красе проявилась избранность евреев, их религиозное предназначение. Это они заключили союз с Богом Яхве, и появилась их религиозная миссия быть «поводырём всего мира»!
                Мудрецы считали, что все тела будут отстроены заново, каждый на своём месте, а затем по особым «тоннелям» они переместятся в Землю Израиля, и именно там души войдут в тела»! (Возможно, отсюда истоки реинкарнации?). Но не все: поколение грешников, погибших при Всемирном Потопе, не встанет из своих могил.

                А теперь напомню о воскрешениях, описываемых в Танахе*. Возможно, не все читали и помнят…
                Например, детей Элияу и Элишей, а также целое войско убитых солдат воскресил пророк Йехезкель (Иезекии;ль)**
                Пророк Илия воскресил  мальчика, скоропостижно скончавшегося в период общего голода  описанного в главе 17-й в третьей Книге Царств*** – девятый век до Р.Х!
                Пророк Елисей** воскресил мальчика (мать – Шунема) Об этом чуде рассказано в главе 4 и 8 в четвёртой Книге Царств. Произошло это между 900 и 835 г. до н. э.  (предположительные годы жизни пророка).
                Мало того,  там же в главе 13-й описан ещё один поразительный случай, когда Елисей умер, то к нему «подхоронили» некоего человека. И едва его кости коснулись чудесных останков святого – человек ожил (уж за какие подвиги его положили к Елисею, в Книге Царств не написано!)****.
                Однако воскрешение людей, умерших более одного дня назад, было ПОДВЛАСТНО ТОЛЬКО ОДНОМУ БОГУ! Так глаголет Писание.

                Попробуйте поставить себя на место религиозных жителей и гостей Иерусалима, если бы вы услышали, что Иисус воскресил смердящего Лазаря, умершего четыре дня назад… Поверили бы? Для этого надо было быть евреем I века и вырасти со Священным писанием в обнимку!
                Зачем, спросите вы, автор так подробно «рассусоливает» всё это? А для того, чтобы вы подходили к Евангельским событиям с позиции того времени, а не нынешнего. Чтобы вы поняли, что евреи были подготовлены Писанием к различного рода чудесам и верили в них. А больше всего ОНИ ХОТЕЛИ ВЕРИТЬ в приход Мессии, который их освободит от гнёта завоевателей. Люди жили и живут надеждой и тогда, и сейчас. Их природа не изменилась. Теперь вам понятно, кого ждали и что хотели от Иисуса?
                Как писал евангелист Марк:
                «Иисус завладел городом не властью, не силой страха или оружия, как «князья народов» и «властвующие вельможи», а был Он Царём мира»! (Мк.10:42).

                - «Возрадуйся, дочь Сиона! – ранее вещал пророк Захария (ориентировочно 520-515гг. до р.х.) - восклицай, дочь Иерусалима! Смотри! Твой царь грядёт к тебе: он праведен и приносит спасение, смирен и едет верхом на осле, на молодом осле, жеребёнке ослицы женского пола»***** (Захария 9:9).
                Отметим, что в тексте пророчеств Захария он не упоминает конкретно Иисуса, он говорит о царе на осле.
                Въезд Иисуса верхом именно на молодом осле имел глубоко символическое значение для правоверных евреев. На их глазах исполнялось древнее пророчество о мессианском Царе… Древние евреи очень чтили свои священные книги и прислушивались к предсказаниям, помещённым в них.

                Во время жизни Христа «брожение» и открытое недовольство, переходящее в противостояние народа Иудеи  Риму, усилилось многократно. Особенное недовольство вызвало дополнительное римское налогообложение. Оно явилось, как сейчас говорят, последней каплей терпения. Красной линией! Евреи массово саботировали уплату этого налога, считая законным только свой храмовый налог. Вспомните провокацию фарисеев, где Иисус сказал «Богу – Божье, Кесарю кесарево». Речь шла как раз о налогах. 

                К этому времени распространилось и мессианское движение, имевшее национально-политический характер: Мессия Царь явится и восстановит в Иудее независимое царство мира и справедливости. Зилоты и их радикальное крыло Сикарии подталкивали народ к восстанию.

                Так какого такого Мессию ждали евреи? Современному читателю необходимо разбираться в этом вопросе. Понимать и помнить, что смысл мечты о мессии в христианстве КАРДИНАЛЬНО  ОТЛИЧАЛСЯ от еврейской традиции в иудаизме. Это должны знать православные во избежание ералаша в голове.

                В еврейской традиции – Мессия это царь-герой, вождь, который возглавит народно-освободительное движение еврейского народа, и после победы и его освобождения от иностранного гнёта поведёт еврейский народ к процветанию и благоденствию, что позволит выполнить возложенную на него Богом Яхве миссию поводыря для всего остального мира! Древние пророки  Исаия, Иеремия, Михей, Захария связывали освобождение еврейского народа от захватчиков с приходом некого великого вождя, сравнимого разве что с Моисеем! Захария называет его Царём Израилевым!
                Вспомните, что на допросе у Пилата первым вопросом прозвучало:
                - Ты Царь Иудейский? – на что Иисус ответил:
                - Ты говоришь.
                То есть это само собой разумеется… Мол, ты и сам знаешь, что царь, а потому так и говоришь!  Так все Его и поняли. Это претензия стоила Ему жизни, хотя Он имел в виду другое, духовное Царство, которого никто, кроме Его Самого, понять не мог, даже ученики. Это сейчас все христиане ведают, что царство Иисуса на небе, а не на земле! А тогда это выглядело претензией на обычное царство.

                В христианстве МЕССИЯ – спаситель, зовущий к покаянию, и своей мученической смертью БЕРУЩИЙ НА СЕБЯ ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ ЛЮДЕЙ, чем и спасёт человечество.
 
                И тут и там Спаситель, но спасители по смыслу и жизни диаметрально противоположные друг другу! В этом и есть краеугольный камень понимания что именно произошло. Этого забывать нельзя.

                Ждали своего, еврейского  Мессию, Мессию - освободителя и встречали Иисуса с восторгом. Они ликовали, кричали «Осанна!» и устилали его путь своими одеждами и пальмовыми ветвями, надеясь, что он тот самый Мессия, новый Царь Иудейский, который может всё, Он пришёл освободить священный для них город от римлян, захвативших Иудею.

                Надо сказать, что их мечты основывались не на пустом месте. В прошлом еврейский народ вели за собой мудрые вожди, которых евреи тоже называли Мессиями: Моисей, Иисус Навин, Царь Давид, его сын Соломон. Таким же они хотели видеть и Иисуса – ведь он сотворил невообразимое чудо воскрешения, как Бог! Наверное, он и есть Мессия.
                Они наивно видели своего Мессию во многих проповедниках. Каждого они вопрошали:
                - Не ты ли Мессия?
                Но самым авторитетным кандидатом в Мессию того времни был, безусловно, Иоанн Креститель. До сих пор существует его секта, где верят, что Мессия – только Иоанн и никто больше. Основанием является его семейная история. Захария – отец Иоанна, пророчествуя о своём сыне Иоанне, говорил, что Бог "воздвиг нам рог спасения из дома Своего слуги Давида" (Лука 1:69). Таким образом, по мнению Захарии, его сын Иоанн и есть Спаситель…
                А в апокрифическом протоевангелии от Иакова (https://azbyka.ru/otechnik/6/protoevangelie-ot-iakova есть такие слова: «А Елизавета (родная сестра Марии), услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла (дальше гора расступилась и спрятала мать с ребёнком (Ик. 22:3). Царь Ирод ищет именно Иоанна. Он не на шутку зол:  «И Ирод в гневе сказал: сын его (Захарии) будет царём Израиля". (Ик. 23:2)
                То есть в представлении Ирода возможный царь Израиля не Иисус, а Иоанн!
                Не зря христианами не признаётся Евангелие от Иакова!
                Вообще, над  историями с мессиями предки евреев  решили посмеяться, и родился анекдот, разбавляющий серьёзный текст:
                Встречаются два еврея. Один говорит:
                - Я  Мессия! -  а другой:
                - Нет, это я Мессия! Меня сам Бог сюда послал!.
                - Нет, это меня Бог сюда послал!
                Решают спросить Мудреца. Смотрят: на валуне сидит старый осанистый еврей с большой бородой. Подходят к нему и просит рассудить, кого из них Бог послал на землю.
                Старик послушал, погладил бороду и говорит:
                - Пошли прочь, самозванцы! Я и Сам вездесущ! И никого никуда не посылал!

                Есть ещё одна серьёзная версия Мессии, связанная с Кумранскими рукописями, найденными в 1947 году. Они принадлежали секте Ессеев, в которых предположительно состояли Иоанн Креститель и Иисус (позже). В пустыню, опять же предположительно, отправился Иисус после крещения. Вспомните, что ессеи называли своё место жительство «пустыней» (Мк. 1:13), а евангельскими «ангелами», опять же возможно, стали монахи Кумрана.
                Так вот из Кумранских рукописей узнаём, что их идеологом, духовным лидером  являлся «Учитель Праведности». Он и был предшественником Иисуса Христа и его учения. Он по сути и являлся Мессией или Спасителем. Записанные его речи совпадают с евангельскими.
                Согласно Свиткам, Учитель непосредственно общался с Богом и получал от него Откровения. Его звали «Звездой», «Истолкователем знания», «Светом», «Истиной», «Избранником Бога, порождением Его и Духом Его Дыхания», «Законодателем». Сам же себя он называл «рабом Божьим». Вот какая интересная история!

                И на этом истории с Мессией не заканчиваются. После Христа Мессиями считали Симона бар Кохбу, возглавившего восстание против Римской империи в 132-135 годах. За ним появился Моисей Критский (не путайте с епископом Крита Андреем Критским), обещавший евреям провести их сухими по морю в Палестину и погубивший много народу (верили же евреи всякому проходимцу!  )). За ним следовал Абу Иса, «подбивавший» народ на восстание в Персии, и другие.

                Спрашиваю опять (не обессудьте), так какого Мессию ждали, и почему народ Иудеи после восторгов обрёк на смерть Иисуса и спас разбойника Варавву? Торжественная встреча… Ликование и вдруг прямо животная ненависть!

                А причины две. Первая, что фарисеи и старейшины сложа руки не сидели: их «агенты» лили в уши горожан ушаты грязи на Иисуса, называли его обманщиком и самозванцем.
                Этому способствовали деяния самого Иисуса. То он не соблюдал Шаббат, а это считается преступлением: соблюдение Шаббата есть одна из десяти заповедей, получен¬ных Моисеем от Бога на горе Синай, и, соот¬вет¬ственно, один из наиболее строгих религиозных законов иудаизма. 
                «Всякий, кто её (субботу) оскверняет, непременно должен быть предан смерти. Тот, кто выполняет какую-либо работу в этот день, должен быть изгнан из среды своего народа» (Исход 31:14-15). То произносил малопонятные речи, которые выглядели богохульством! И, конечно, главное  чудо воскрешения Лазаря никто, кроме кучки домочадцев, подтвердить не мог, да и в толпе встречающих свидетелей не было.
                Люди сочли Его обманщиком и самозванцем. Они не только "отвращались" от Него, но презирали и даже издевались над Ним. Вскоре та же толпа, подстрекаемая фарисеями, так восторженно встречающая Иисуса, огласит криками Иерусалим, требуя распять своего Царя.

                Иудеи ждали Мессию величественного,  вида победоносного, земного царя-завоевателя, ибо только так должен выглядеть Сын грозного Бога-отца, а Иисус Христос не обладал подобными отличиями. Все знали, что Он был родом из Назарета, рождён в вертепе, то есть в пещере. Общался не со знатными особами, а с мытарями и грешниками, имел непрезентабельный вид и был ничем не примечателен. И хотя он по слухам и совершал чудеса, излечивал болящих, народ всё равно не признавал в нём давно ожидаемого Мессию. А помощь… Она забывается быстро.
                Несмотря на то, что въехал Он в Иерусалим на осле, въехал в ночь перед праздником Песах, как это было предсказано пророками, Он не оправдал их ожиданий, хоть и объявил себя Царём Иудейским. По крайней мере так Его поняли жители вечного города…
                А как говорил мудрый грек Аристотель: «От любви до ненависти — один шаг, а от ненависти до любви — длинная дорога».
Окончание следует
Примечания:
* Тана;х  — Священное Писание» — название еврейской Библии, акроним названий трёх её разделов. Термин «Танах» вошёл в употребление в Средние века.Тексты Танаха написаны изначально в основном на древнееврейском языке, с некоторыми отрывками на арамейском языке. Включает в себя следующие разделы: То;ра - Закон; Невии;м  - Пророки и Ктуви;м  - Писания.
                По содержанию c Танахом совпадает Ветхий Завет христианской Библии, за исключением неканонических или второканонических книг.

** Иезекииль – в христианстве один из четырёх ветхозаветных «великих пророков»; в иудаизме - один из трёх «великих пророков» (Исаия, Иеремия, Иезекииль).
Елисей - библейский пророк в Израильском царстве IX веке до н. э. Аналогом Елисея в Коране является пророк Аль-Яса.

***В греческой Библии (Септуагинте) все четыре книги носят общее название «Книги Царств», потому что в первой и второй книгах изображаются события божественного (теократического) царства, какое свойственно было народу Божьему, и царства человеческого, какого возжелал Израиль по примеру языческих народов; а в третьей и четвёртой изображается судьба царств Иудейского и Израильского.
 
****Это воскрешение от прикосновения к костям святого Елисея показывает, что люди, которые приходят поклониться святым мощам, делают это не напрасно. Они, скорее всего, не читали книги царств, но через века «пробилась» легенда об этом чуде в каком-либо видоизмененном виде и достигла ушей потомков. Считается, что прикоснувшись к мощам можно решить проблемы со своим здоровьем. Знаю, что верующие люди будут приводить многочисленные примеры чудесного исцеления.  Не мне с ними спорить. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете» - говорил Чацкий в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
***** Это пророчество Захарии вызвало оживлённую дискуссию не по существу вопроса, а по количеству ослов. В Евангелии от Матфея написано: «Скажи дочери Сиона: "Смотри, твой царь грядёт к тебе, Смиренный, и сидит на осле, а [Кай] на молодом ослёнке» (Мф. 21:5). Очевидно, Матфей неверно истолковал оригинальный иврит и (или) греческий перевод: «ученики пошли и сделали, как велел им Иисус.  Они привели осла и молодого ослёнка и накинули на них свои плащи, и Он сел на них. (Мф. 21: 6-7). А Марк, Лука и Иоанн говорят, слава Богу, только об одном осле (Марка 11: 7; Луки 19: 35; Иоанна 12: 14-15), является реальной проблемой.
                Дальше отдельные спорщики толкуют это расхождение тем, у матери-ослицы был жеребёнок и ходил за ней. Целые трактаты написаны по этому поводу. Голову можно сломать!
                Кстати, в еврейской традиции было два представления о том, каким будет явление Божьего Посланца. Первое изложено в книге пророка Даниила (7.13): «Сын человеческий явится на облаках». А о втором, принадлежащем Захарии, было сказано выше.

Особая благодарность другу В.Теняеву, коего я мучил своими очерками всё это время.