38. Жора

Владимир Войновский
Предыдущее "Ситуация" http://proza.ru/2024/01/29/1407


          Мне тогда было двенадцать. Последний летний месяц. Не зная, куда себя деть, мы с ребятами, кто на каникулах оставался в посёлке, проводили большую часть времени на тундре. Собирали грибы, ягоды. Их разнообразие поражало даже нас. Успели съездить в верховье реки Большая, где в кедраче собирали шишки. Хорошо, когда у одноклассника свой мотор, а лодка на берегу подойдёт любая, главное знать, чья и подгадать так, чтобы хозяин не кинулся её искать.

          Вечерами ходили в клуб, где присутствовали на репетициях нашего местного ВИА и учились играть, разучивая репертуар группы. Старшие ребята проявляли к нашему занятию свой интерес, стремясь воспитать второй состав. Очень редко на танцах в выходные дни нас выпускали на сцену. Мы исполняли две песни и прощались с благодарными зрителями.

          В тот раз мы с Сергеем смешались с танцующими и остались в зале. Людей было много: студенты, сезонники, местные, залётные из районного центра. Интересно было наблюдать за разношёрстной и многонациональной толпой. Завораживали исполнители народных танцев под ритмы современной музыки.

          И вдруг поднялся шум. Женщины кричали, мужчины, засучив рукава, стремясь в центр, где завязалась драка, и кто-то крикнул: «Наших бьют!». Я прижался спиной к стенке и мало что понимал в происходящем. Вставал на цыпочки, чтобы хоть что-то увидеть.

          В какой-то момент народ, словно по команде, расступился. В получившемся кольце стоял наш поселковый парень. Он то поднимал плечи, то крутил руками, смотрел на присутствующих остекленевшим взглядом. К нему ринулись трое, которые через мгновение лежали на полу. Как и они, я не понимал, что произошло.

          Руководитель ВИА взял микрофон:

- Мужики, если продолжать, то идите на улицу. В противном случае мы сворачиваемся, танцы окончены.

          Заиграла бас гитара, вступил ударник, клавишник набирал свою партию. На подхвате ритм гитары запел солист: «Крутится волчок…». Толпа начала пританцовывать.

          Передо мной возникла фигура человека из драки. От него несло перегаром.

- Чего смотришь? Ты кто?

- Вова…

          Мужик замахнулся. Я зажмурил глаза. Кулак впечатался выше моей головы. Я приподнял веки.

- Не страшно? – на его лице было удивление.

- Очень…

- Почему не убежал?

- Я не трус.

- Жора, – он протянул растопыренными пальцами ладонь. – И что ты здесь делаешь? Детское время вышло.

- Я уже уходил, – стараюсь отойти.

- Живёшь где?

- На Пушкинской.

- Дом?

- Двадцать четыре.

- Нам по пути. Проводишь меня?

          Я качнул головой.

- Вовка, пошли отсюда, – подскочил Сергей

- Это твой друг?

- Да!

          Мы идём по улице ночного посёлка, направляясь по домам. Редко где горели фонари, поэтому мы спотыкались, попадая в ямки или наскакивая на кочки. Молодой мужчина смешно реагировал, ругался, но ни одного мата.

- Вот моя хата, – показал Жора.

- Там наш одноклассник живёт, Валерка.

- Какой?

- Сын дяди Васи с первой квартиры.

- Знаю. Беспризорник при живых родителях… Пока! Вовка, погоди. Я завтра на смене. Приходи в больничный гараж.

          Пошли с другом дальше. Наверное, уже было поздно или устали за день, тёрли кулаками глаза и зевали.

- Ты знаешь, кто это? – Сергей задаёт вопрос возле своего подъезда.

- Видел, но… нет.

- Жорж. Я тебе про него рассказывал. Его все в посёлке боятся. Он дерётся как чёрт. Никто ещё с ним не справился, такой ловкий и прыткий.

- Хорошо! – спокойно говорю другу, жмём руки и расходимся.
 
          Вот так всех проводил, а самому ещё метров триста шлёпать.


          Вернувшись с реки часа в три дня, я вспомнил про Жору.
 
- Привет! Молодец, что пришёл, – новый знакомый приятно улыбался, протягивая ладонь. – Ты на УАЗе ездил за рулём?

- Сам нет. Прошлым летом папа давал рулить, но я у него на коленках сидел. Потом осенью брат в Крыму по полям мне давал самому ездить, но на «Победе»…

- Значит, навык есть. Пошли.

          Я даже не задумывался, зачем ему это надо, мне было интересно, как любому ребёнку. Парень в течение небольшого количества времени посмотрел, как я справляюсь с управлением машины на месте, потом в движении по кругу во дворе больничного гаража.

- И чего притворялся? Здорово получается. Сейчас в район поедем. Эту машину бросаем, приедем, я её загоню в бокс. На моём «головастике» поедем.

          В кузове УАЗ-469 стояли коробки. Мы разместились в кабине и поехали. Оставив пограничную заставу позади, водитель остановил автомобиль, выключил передачу:

- Меняемся. Не боишься?

- Нет!

- Тогда в путь.

          Вернувшись в посёлок, я помог Жоре убраться в кузове, ополоснуть машину. Мы всё время с ним разговаривали, он рассказывал о себе, я про своё. Получалось, молодой человек родился и жил в Октябрьском. Закончил десять классов. Поступил в ПТУ, выучился на автокрановщика. Получив диплом, убыл на срочную службу, которую проходил в Приморском крае. Когда приехал домой, устроился в больничный гараж и уже пять лет работает в нём, периодически уходя на путину в рыболовецкую бригаду.

- Вова, пойдём со мной в одно место сходим. С тобой хотят познакомиться.

- Куда?

- Не дрейф. Я рядом, значит, с тобой ничего не случится. Там человек хотел поговорить. О чём, не спрашивай, не знаю.

          Мы пришли в одноэтажное здание барачного типа, где вход в каждую квартиру был отдельный с улицы. Новый знакомый постучал сигналом, который потом расшифровал как «дай, дай покурить».  Нам открыла женщина, осмотрела меня с ног до головы, отступила назад:

- Входите.

          Раздевшись в узкой прихожей, мы с нею прошли в комнату, где над столом, стоящим в центре, горела лампочка, а вокруг сидело трое мужчин за игрой в карты. Окно было закрыто занавесками. Табачный дым висел под потолком. Я кашлянул.

- Здравствуйте!

          Присутствующие обернулись.

- Жорж, примастырь пацана на каркас, – знакомый придвинул стул, на который я присел. – Я «Гром» для тебя, дядя Сеня. Это мои кореша. Как живёшь, пацан?

- Хорошо!

- Корынец как?

- Кто?

         «Гром» недовольно сжал лицо, посмотрел на Жору:

- Не догоняет…

- Папа как твой? – шепнул парень.

- Не знаю. В последнем письме писал, работает.

- Он когда к хозяину заехал?

- К кому?

- На зону когда попал, – переводит новый знакомый.

- В конце прошлого лета.

- Баланду не травит, не баламутит… мужик... Тебе весточку шлёт. Жорж, калякай.

- Отец твой на зоне нормально живёт. Работает бригадиром строителей. За его услугу ваша семья под нашей защитой, – он говорил быстро, а я понимал через слово. Главное, у папки всё хорошо. – Если он себя поведёт неправильно, то и вам будет не «сахар». Теперь вы с ним как одно целое. Вы плохо будете понимать, что от вас хотят, ему там будет плохо.

          Не знаю почему, но именно это я понял отлично.

- А что я должен делать? – уже со страхом переспрашиваю.

- Молчать. Жорж твой поводырь. С любой проблемой к нему. Мы вам, батя, нам. Матери ни слова.

          Из этого разговора я тогда вынес только одно – чтобы у отца не было проблем, не надо обращаться к этим людям. Так и жил до его освобождения, вздрагивая и озираясь, дабы не сделать ничего такого, за что мне помогут, а папа будет обязан.

          С Жорой я периодически встречался, ездил с ним и в район, и в город. По дороге мы с ним менялись за рулём. В какой-то момент он начал меня учить драться. Мы уходили на берег моря, подальше от людских глаз. Он бил меня в пол силы, а я защищался и старался в него попасть, но все мои попытки были тщетны. В какой-то момент парень наносил удар, и я валился на песок, сгибался от боли или скатывался в воду. Однако, как штык, я приходил вновь.

- Вова, погляди, какой подарок, – мама держит сумку, а в ней овощи, фрукты, куры, завёрнутые в бумагу.

- Откуда? Купила? Но…

- Нет! Иду домой. Меня мужчина такой высокий, интеллигентный… в плаще чёрном, останавливает, говорит: «Подгон от мужа» и отдаёт всё это. Папка про нас помнит. Помогать старается. Вон и письмо внутри.

          У меня всё внутри перевернулось. Это был дядя Семён.

- Мам, ты больше у него ничего не бери, пожалуйста.

- Ой, сынок, причём здесь он, это же нам от вашего отца, – она счастливая, со слезами на глазах обнимает нас с сестрёнкой.

          «Пусть будет так. Зачем огорчать её сейчас… и потом, не буду говорить. В сумке сложенные листочки, значит, батя организовал передачу, значит, так надо», – успокаиваю себя, прижимаясь к маме.


Следующее "Корюшка" http://proza.ru/2024/01/18/1264