А на небе тонкие следы ч 87

Тамара Пимонова
Отправить Оленьку одну к тёте Варе или Александре теоретически было можно. Только она категорически была против. Она боялась бросить своих родных — вдруг что-то случится? А уехать всей семьёй они не могли. Как бросить дом, животных? Да и чем заниматься на чужбине? Продать жильё в городе, который постоянно обстреливают, невозможно, где-то снимать квартиру они не смогут по материальным соображениям, а поселиться у родственников можно дня на три-четыре. Каждый уже привык распоряжаться своей жизнью сам. Ирине Андреевне Аля предлагала переехать к ней, как только вернутся из Москвы Мария с Костей, но как в такие трудные времена для дочери она могла их покинуть? Как говорят: «Куда ни кинь — всюду клин!». Время тянулось медленно, хотя, с другой стороны, день только начинался, уже наступал вечер. Оленька ходила в школу во вторую смену, училась хорошо, гуляла с Мани. А Ирина Андреевна иногда даже встречалась с подругами, но не у себя, а в городе где-нибудь в кафе. Они подбадривали друг друга, подшучивали по поводу возраста и даже хвастались обновками. Ну нельзя же всё время быть в унынии, если так судьба распорядилась, что они живут на юге России, на границе? Никто из них, живших в Советском Союзе, не мог никогда представить себе такое, что их братья славяне совсем потеряют разум и начнут возрождать фашизм… И где в это время были Боги?
Светлана, приехавшая в сентябре из Москвы, собрала подруг у себя дома, вручила им небольшие сувениры и наконец поведала свою историю неудачного замужества:
- Мы учились в МГУ на разных факультетах, Игорь мечтал быть геологом. Наверное, это в нём и подкупило, я же вам рассказывала, что папа у меня геолог и посетил много стран. Ну а я со своим экономическим образованием, как мне тогда казалось, везде смогу устроиться на работу. Увы, распад Союза порушил все планы. С Игорем мы встречались два года, вроде бы любили друг друга, и на пятом курсе решили пожениться. Нам сразу дали комнату в общежитии. И я  случайно забеременела, хотя предохранялась. У мужа это вызвало панику:
- Света, ты с ума сошла! Какой ребёнок? Скоро распределение, я вероятнее всего уеду в экспедицию, а ты одна с ним останешься! В Грузию к своим не сможешь уехать, там сейчас такая русофобия, что твои родители, скорее всего, сами вынуждены будут оттуда удирать. Мои тем более не помогут, живут далеко, да и мама бросить работу не сможет. Нет, Светик, не подумай, что я совсем против детей, но не сейчас… Не вовремя всё это. А кто тебя на работу с ребёнком возьмёт? А на квартиру? Ведь общежитие придётся освободить. А как с твоей аспирантурой? Родная, мне даже не хочется произносить это слово… Но выхода у нас нет.
- Конечно, подруги мои, все его доводы были логичны, я со всем согласилась и сделала аборт. Вроде бы, всё прошло хорошо. Мы сдали экзамены, защитили дипломные работы, месяц отдыхали на море, а потом я осталась аспиранткой в общежитии, а Игорь улетел на Колыму. Вы, наверное, понимаете, что значит экспедиция. Письма приходят редко, а позвонить из тайги невозможно… А тут родители срочно эвакуировались из Грузии, в нашем городе у папы жил родной брат и племянники. Сначала родственники их приютили, потом папа нашёл съёмное жильё. Моя мамочка, как я уже говорила, не выдержала переезда, через три месяца умерла. Мне пришлось взять академический отпуск и ехать к папе, он был в очень плохом состоянии. Когда я написала обо всём Игорю, то узнала, что у него там появилась гражданская жена, а жить со мной да ещё и со стариком, он не собирается. Он приехал в отпуск, и нас быстро развели… На фоне потери дорогой мамы и болезни отца развод мне дался не так болезненно. Наверное, порог чувствительности был низким, мне было всё равно, лишь бы папу выходить. Кто не знает, именно тогда я познакомилась с Ириной Андреевной, именно она помогла мне выходить папу, не жалея своего времени. Через два месяца он стал на ноги — характер у него сильный и дух несгибаемый. Сколько раз пытались сломить, а он пригнётся, наберётся сил, и снова в бой! Он сам пошёл в администрацию города, в Совет ветеранов, ещё куда-то. Через месяц ему дали вот эту квартиру. Да, небольшую, но свою! Мне пришлось перевестись в местный университет и здесь защитить кандидатскую. Замуж больше не звали, да я и не стремилась ни с кем познакомиться. Жалею только о том, что ребёнка не родила. Вот так, мои дорогие. Когда папы не стало, для меня всё было поздно… А с Ириной мы изредка перезванивались, но время было трудное, все были озабочены добыванием денег, поэтому практически не виделись. Потом случайно встретились в нашем ансамбле «Подружки», с тех пор и поддерживаем друг друга. Когда у неё появилась внучка, она мне предложила стать её крёстной. Мы теперь почти родственницы… Видите, у всех женщин, у кого ни спроси, свои горести и беды. А кто нам вообще гарантировал, что мы рождены для счастья?
- Наверное, счастье уже в том, что мы живы, особенно в нашей обстановке. И я очень рада, что мы с тобой через твоего папу познакомились, - заметила Ирина, наливая себе чай. - Кому-то ещё налить?
- Нет, спасибо, - Ксения сегодня была задумчивой и даже печальной. - Получается, что женское счастье - это миф! Вы хоть одну семью знаете, чтобы супруги прожили до глубокой старости в любви и согласии?
- Мои родители, - ответила Нина. - Но они жили в то время, когда разводы были запрещены, ведь мама с папой были венчаны. Не скажу, что всё у них было гладко, но прожили сорок лет, до папиной смерти. Мама пережила его на пять лет. А в современной жизни я не припомню ни одной семьи без разводов. Печальная статистика. Женщины одни воспитывают детей, а отсюда инфантильность сыновей, которые стали для мамы единственной любовью. Или в таких неполных семьях вырастают озлобленные сыновья. А теперь ещё и молодых вдов много… Господи, Ирочка, как мы все рады, что Костя остался жив! Да, ранен, калека, но жив!
- Спасибо, мои дорогие! Пора расходиться, Оля скоро из школы придёт, покормить нужно. Дай Бог, ещё увидимся!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
 Мы жили в СССР при коммунизме, только поняли это сейчас...