Азарт исторического поиска. Письмо В. Голофасту

Борис Докторов
Для меня историко-биографические исследование, касающиеся создателей американской рекламы и разработчиков методологии и технологии опросов общественного мнения, одновременно были и открытием Америки. На начало этих поисков – вторая половина 1990-х - я жил в Америке лишь несколько лет и, справедливо будет сказать – не знал ничего: ни истории, ни географии, ни культуры общения с людьми. Мне все открывалось постепенно в библиотеках и в переписке, с американскими специалистами, работавшими в соответствующих областях науки. Открывалась – в первую очередь – их доброжелательность и стремление помочь «новобранцу» американской жизни и избранного исследовательского направления.
Мне крупно повезло, это было время проникновения в научные исследования интернета, новых поисковых машин. Google родился в 1998 году в Стэнфорде, в получасе езды от меня. Я ежедневно проникал в историю Америки и историю заинтересовавших меня научных проблем. Покажу, как это было.


В одной из моих статей о жизни и научном наследии Джорджа Гэллапа (1901-1984), внесшего определяющий вклад в современную культуру и технологию изучения общественного мнения, я привел следующий пример многогранности его творчества. Так, при широком ознакомлении с литературой мне встретилось упоминание теста Гэллапа-Торндайка для измерения вербального интеллекта. Дальнейший поиск показал, что этот тест был опубликован в 1944 году в серьезном академическом издании «The Journal of General Psychology» и соавтором Гэллапа был сын одного из основоположников психологического измерения Эдварда Торндайка Роберт Торндайк, успешно работавший в области педагогики и психологии. В 1961 году эта статья была включена в фундаментальную хрестоматию по психологии интеллекта, содержащую наиболее принципиальные работы Гальтона, Спирмэна, Бине, Эдварда Торндайка, Терстоуна и других классиков тестирования.
В первой половине 1960-х я активно сотрудничал с ленинградскими психологами, которые тогда осваивали методы психологического тестирования, и мне встречалась фамилия Торндайка, поэтому меня заинтересовала упоминания теста Гэллапа-Торндайка.
Ниже приведено мое письмо коллеге и другу Валерию Борисовичу Голофасту (1941-2004) [1], [2] в котором описан процесс поиска базовой информации о тесте Гэллапа-Торндайка и рассказано об азарте, сопровождающем исторические изыскания. Письмо Голофасту было отправлено 22 сентября 2004 года просто в качестве иллюстрации характера моих регулярных историко-биографических поисков. Были и другие рассказы на эту тему, но 8 декабря 2007 года Валерия не стало... и многое изменилось в моей жизни...


22 Сентября, 2004

Валерий,
расскажу я тебе еще одну байку, сегодняшнюю… суть ее в том, что, помнишь: «и когда они добрались до самого дна пещеры, снизу им кто-то постучал…»?
Сегодня я такой стук и услышал…
В классической книге мэтра [БД: Джордж Гэллап] «The Pulse of Democracy» есть упоминание того факта, что гарвадский математик T.H. Brown был тем статистиком, который помог исследователям рынка определить зависимость точности данных от объема выборки. Сегодня эту формулу знают все студенты, но в начале 30-х это было проблемой. Ясно, что Браунов – как Петровых, но даже имени этого Брауна я найти не мог. Сегодня с утра начал снова, в сотый раз. Вдруг в сети нашел что-то обнадеживающее, уцепил... короче, раскрутил и обнаружил: Theodore Henry Brown. Потом пошло легче, отыскал кое-что о нем, годы жизни. Но что-то меня толкало дальше, в пещеру... И здесь я обнаружил, что был некий Irving D.Lorge, который начал проводить эмпирическую проверку формулы Брауна. Человек, хоть немного понимающий в аксиоматической природе математики и могущий воспроизвести формулу Брауна, никогда – в наше время – этого бы не делал. Но, опять же в начале 30-х, психологи этого не понимали. Меня заинтересовала судьба Irving D.Lorge, и я начал шерстить сеть, про него я многого не нашел (пока), но вдруг при каком-то поиске я обнаружил, мама рОдная, тест Gallup-Thorndike (1944 год).


Я придерживаюсь той точки зрения, что Гэллап – продолжатель классической школы психологического тестирования, но у меня и в мыслях не было, что у него была статья с Торндайком. По годам это было возможно, Edward L. Thorndike умер в 1949 году. За свою жизнь он опубликовал более (или чуть менее) полутысячи работ, но что-то мне не верилось, что в 1944 году он с Гэллапом что либо делал.
Оставался вопрос, кто же этот Торндайк, который делал работу с Гэллапом. Все же Торндайк, это не Smith, не Scott и так далее. Начинаю искать на тест Gallup-Thorndike и нахожу, что то был R.L. Thorndike, уже определеннее, и нашел название статьи, в которой этот тест был описан. Журнал очень научный: The Journal of General Psychology. Как опытный охотник я понимаю, надо идти дальше, прямо сейчас, а то кураж пропадет. Сажусь в машину и мчусь в Стенфорд, это близко от меня. Выехал я в 5 вечера, специально попозже, там в кампусе очень трудно с парковкой.


Стенфордский кампус – это чудо, красота безумная, огромная территория, в центре – здание в староиспанском стиле, внутри дворик, в котором копии Роденовских фигур, парк – в котором есть все, но доминируют высоченные пальмы. Пока я запарковался и вошел в the Business School (здешней библиотекой я пользуюсь), оказалось, что в 6 часов они закрываются, у них все еще летнее расписание. Поехал обратно в мою деревню, где пальмы есть, но нет даже копий Родена.
Что остается делать деревенскому жителю? Верно, опять в Интернет. И после получаса поисков я нашел в моей любимой чудо-библиотеке www.questia.com, что R.L. Thorndike был сыном великого Edward L .Thorndike и автором большого числа книг по психологии личности и тестированию. Но и это не все - я нашел, опять же в сети, хрестоматию по психологии (1961 года, 778 страниц), в которую включена искомая статья. Такое бывает лишь в романах.


Во-первых, это «забытая» статья Гэллапа, я на нее не видел ссылок. Во-вторых, это доказывает, что даже став очень опытным, известным исследователем рекламы и отцом опросов общественного мнения, он сохранил интерес к общей психологии. Это дает еще одну краску в портрете моего героя.
Вымотался, но хоть есть сухой остаток...
Боря

1. Докторов Б. Валерий Голофаст в 20 лет. Память и предвидение. http://proza.ru/2023/07/25/179
2. Докторов Б. Валерий Голофаст тосковал по свободе. http://proza.ru/2022/03/24/171