Цветные карандаши

Тамара Давидова
     Иногда любознательные люди задаются конкретным вопросом - художниками рождаются или становятся? Общаясь в художественной среде, пришла к мысли, что нет односложного ответа, потому что, безусловно, и профессиональное обучение должно быть, и психологические, физиологические задатки, которые заложены генетически, но не менее важным является среда, встречи с людьми, случайности, обстоятельства…

     Вспоминаю себя в далеком детстве…время это было послевоенное, жили мы в Хабаровске, детей было много, и мы целыми днями пропадали во дворе, играли в «войнушку», были глупые шутки: «Ахтун-Ахтун! Вчера под мостом поймали Гитлера с хвостом!» - и дружный детский смех. Мы не понимали, что такое война, но чувствовали себя русскими победителями. Мне почему-то всегда доставалась роль Зои Космодемьянской, которую казнили, но «русские» мальчишки отбивали меня из плена от «немцев».
 
     Отец был военным, военным его сделала война. У него была офицерская планшетка, которая вкусно пахла кожей, а там - «волшебный» карандаш, с одной стороны красный, а с другой – синий. Отец бережно точил этот карандаш и разрешал им порисовать.  Ой, как ярко и красиво получалось, когда "послюнишь" этот карандаш и раскрасишь яблоки, которые росли на нарисованном дереве за забором и деревянным домиком с трубой.
 
     Как мне не хватало цветных карандашей, ведь все вокруг было таким цветным! И каждый вечер, когда я ложилась спать, то начинала мечтать, что по улице проедет большая грузовая машина, нагруженная коробками с цветными карандашами. И одна коробка упадет с машины, и я подберу ее, а там!!! карандаши разных-разных цветов. И представляла, что этот карандаш сиреневый, а этот розовый, а это – желтый, а этот - немного черный, а этот – зеленый как листья весной на нашем тополином дереве, а этот зеленый как у папы гимнастерка и т. д… и засыпала.

     Помню первую коробку цветных карандашей, которую купили мне к школе. Это было 7 карандашей. Тогда я впервые узнала, что цвета можно смешивать. У меня случайно получился оранжевый цвет, когда я решила ее нарисовать морковку. Взяла настоящую морковь, положила ее на бумагу, обвела карандашом, а потом стала срисовывать все черточки на ней, а раскрасить было не чем, красный не подходил. Тогда я случайно сделала открытие, когда рисунок морковки слегка покрасила красным, а сверху послюнявила и помазала желтым карандашом. О, произошло чудо, морковка получилась как настоящая! Перед всем классом учительница показала мой рисунок, похвалила и сказала, что эта девочка станет художником.

     Много цветных карандашей и красок прошло за школьные и студенческие годы. Но детская мечта сбывается. Однажды, когда я училась в Москве, в аспирантуре, зашла в знаменитый магазин «Детский мир», и встала, прилипла к витрине, увидев пачку карандашей в 96 цветов! Коробка была открытой, где рядами, выше и выше стояло много-много разных цветов и оттенков. Я купила свою мечту - пачку карандашей, которую потеряла мимо проезжающая машина. Ехала в метро с этим пакетом и мне казалось, что все смотрят на меня, что у меня есть цветные карандаши. Вспоминаю те чувства, с каким удовольствием я их точила, расставляла по оттенкам.

     И где эти 96 оттенков цветных карандашей, они рассыпались дальше по жизни и цветную "морковку" я уже не создала.

    Тамара Давидова, 2021

   (Продолжение следует)

    В аспирантуре я пошла учиться к Наливиной Татьяне Ивановне, доценту кафедры декоративно-прикладного искусства МПГУ по курсу «Цветоведение». Закончив аспирантуру и вернувшись на педагогическую работу, и находясь на должности декана худграфа, первым делом я внесла изменения в учебный план, ввела изучение цвета на первом курсе как обязательной учебной дисциплины.