Почему Господь Бог не спас Николая второго?

Владимир Иноземцев
1. Царь-батюшка и Господь Бог

На начало 20-го века подавляющее большинство населения  Российской империи были верующими. 87% - называли себя христианами, остальные были магометанами или исповедовали другие религии. Не иметь никакого вероисповедания не допускалось. За выход из православия по закону полагалась каторга до десяти лет.
Атеистами называли себя только отдельные писатели и критики.

Власть в Российской империи была наследственной монархией во главе с царём.
Власти считали, что если народ верит в Бога, то тем самым он признаёт Помазанника божьего - царя, и то, что Батюшка-царь управлял подданными от имени Бога. В церквях прихожанам внушали  что Батюшка-царь не может быть грешным.

Фактически император Николай второй был крупнейшим в стране собственником. К началу ХХ века Царской семье принадлежало 8,6 млн. гектаров земли, в том числе 2,6 млн. гектаров леса, Нерчинские, Алтайские, Ленские золотые копи, Кузнецкий железо-угольный бассейн, чайные, свеклосахарные и виноградные плантации, 860 торговых заведений и много другой собственности.

Ещё около 20% российских земель была во владении помещиков. Эту землю у землевладельцев арендовали крестьяне.

Существовало также значительное купеческое сословие и промышленники. При отсутствии трудового законодательства хозяева заводов и фабрик эксплуатировали рабочих, в том числе и несовершеннолетних, не заботясь об их здоровье.

Царскую власть опиралась на состоятельные слои, которые опасались всё потерять во время революции.

Император Николай второй был человеком глубоко верующим. Николай Александрович много молился и, как его учили, верил, что Бог спасёт его и его империю от смуты.
Вероятно поэтому, Царь радикальных реформ не проводил. Он держался за свою власть, и надеялся. что Россия будет жить так же, как жила во время его деда, потом отца, а ещё до них при других Рюриковичах.
Он надеялся на находящихся в его распоряжении жандармерия и армия могут подавить смуту, которую затевали революционеры.

2. Противники самодержавия

Революции происходят, когда значительная часть населения не довольна властью. А в Росси до 1917 года большинство населения было неграмотным. Беднякам недоступна была медицина, да к тому же в стране периодически случался голод. Среди населения существовало колоссальное имущественное расслоение.

Значительная часть народа находилась в отчаянном положении и эти люди были готовы перейти к протестным действиям. Однако были и те, которые ожидали, что царь услышит об их нуждах и пойдёт им навстречу.
 
Но, судя по всему, самодержец считал, что недовольные со своими просьбами должны обращаться непосредственно к Богу.
С этой целью в каждом городе и селе империи для граждан были построены церкви. Те, кто не верили в нашего Господа Всемогущего, с молитвами могли обращаться к Аллаху, либо ещё к другому своему богу, но только не бунтовать и не покушаться на власть царя.

Однако не все надеялись на Бога. Были и те, кто считали, что власть должна существовать для народа. Они призывали власть провести такие реформы, какие уже были проведены в других странах Европе и выступали за переход России к демократической форме правления.
Они добивались проведения всенародных выборов и формирование ответственного перед депутатами правительства.

Впервые об этом заявили несколько человек, собравшиеся в 1903 году  в Швейцарии. Небольшая группа политических деятелей объявила о создании нелегального политического движения Союз освобождения. Союз ставил цель добиваться политических свобод в России. Они стремились создать широкий фронт сторонников, чтобы в последствии на легальном Земском съезде его представители могли принять конституционную резолюцию.

Члены Союза добивались предоставления избирательного права населению, народного представительства и перехода страны к конституционной монархии, Члены союза планировали проводить осаду самодержавия с помощью публичных массовых кампаний.

3. Духовенство

Большинство населения России ходили на проповеди в церкви. Авторитет церкви поддерживался широко отмечаемыми в народе церковными праздниками.

А император всегда опирался на лояльное монархии духовенство. Священники в своих проповедях доказывали людям законность самодержавия. За такую разъяснительную работу церковь получала от царя разнообразные привилегии. Священники проповедовали, что Батюшка-царь получил власть над народом непосредственно от Бога.

Вместе с тем в империи было достаточно и образованных людей. Они разъясняли, что доктрина, излагаемая священниками, радикально отличается от научного взгляда на природу и общество. Попросту говоря, они использовали невежество населения и занимались антинаучной пропагандой, обманывая народ, для того. чтобы обосновать власть эксплуататоров над тёмными людьми.

С точки зрения церкви - человек был рабом божьим, а раб должен быть покорным наместнику Бога царю. Христианин должен был жить по божьим законам и соблюдать религиозные нормы. Для нарушителей церковных запретов и, прежде всего, для бунтовщиков священники грозили наказанием, если не на земле, то, уж точно, после смерти вечным страданием душ грешников в аду.
Религиозная пропаганда до определённого времени удерживала население от преступлений и бунтов.

4. Первая русская революция

Однако в начале 20-го века в России произошли две революции, в ходе которых российский народ пережил чудовищную трагедию. В 1917 году империя была низвергнута, а в последовавшей за революцией Гражданской войне погибли около 10 миллионов человек.

То есть, вопреки молитвам императора, священников и наперекор всенародным молениям Господь не спас ни императора, ни российский народ от бед.

Почти все крестьяне в России должны были посещать церкви. На проповедях батюшки убеждали мирян в легитимности власти царя, который был поставлен Богом радеть о народном благе.
Однако, вопреки проповедям, реальное положение крестьян ухудшалось. Причина крестьянских бедствий была в падении среднего сбора хлеба на душу населения. А в 1891—1892 годах из-за недобора зерна в стране случился голод.

Всё больше людей в стране требовали от власти проведения реформ. Во многих местах принимались земские петиции с требованием ограничения власти чиновников и привлечения к управлению государством общественности.
 
Своим положением были недовольны и рабочие. Пролетарии проводили стачки и требовали сокращения рабочего дня, увеличения отпусков, увеличения заработной платы и сокращение штрафов.

Николай второй продолжал верить в своё божественное предназначение и активных действий не принимал. Свои усилия он направлял на охранение основ самодержавия.

В конце концов, против курса царя стали выступать все слои населения, которые ждали от него политических реформ. По стране прошли 25,8 тыс. крестьянских выступлений. В ходе этих бунтов было уничтожено 4 тыс. помещичьих усадеб.

5. Церковь в революцию

Царская власть и высшее духовенство старались подавить, возникающие по всей стране очаги смуты. Под патронатом жандармерии создавались организации, которые вели религиозно-монархическую пропаганду среди пролетариата и не допускали перехода от требований улучшить условия труда к политической борьбе.
Синод призывал паству чтить царя и повиноваться властям. Прихожан призывали «очнуться, проснуться» и быть готовыми «умереть за царя и Русь».

Однако и некоторые священники выступали за обновление церкви. Обновленцы заявляли «мы обязаны поддерживать в народе веру в лучшее и более светлое будущее, требуя от него, оставив всякое насилие, идти путём мира, доброго соглашения, взаимной уступчивости и уважения друг к другу».

6. Почему Господь Бог не спас императора?

«Боже царя храни...» - это слова из гимна Российской империи. Однако, несмотря на многократные его хоровые исполнения, просьбы и молитвы, Бог не оказал последнему российскому императору никакой помощи.
Можно сказать, что он бросил в беде этого несчастного легковерного искренне верящего ему человека, а заодно не не оказал помощи никому из миллионов его подданных, которые ему верили и молились в церквях по всей России.
 
А конфликт между властью и недовольным населением разрешился в результате революции и победы революционных сил.
В марте 1917 года Государственная Дума приняла решение об отрешении монарха. Решение это было антизаконно и Николай второй мог бы его не исполнять и подавить думский бунт. Но царя отказались поддерживать почти все командующие фронтами. а кроме того, его не поддерживала армия и население. Он уже не мог опереться на армию, которая разложилась к тому времени из-за бессмысленной войны.
Господь Бог тоже отказался помогать императору.
15 мата Николай второй подписал манифест о своём отречении. Так закончилась более, чем трехсотлетняя история правления династии Романовых.

Николай второй был вынужден написать «Я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи - в руках Господа, Который поставил меня на то место, где я нахожусь; что бы ни случилось, я склонюсь перед Его волей».

В дальнейшем его судьба, как и судьба его семьи закончилась трагически. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года во исполнение постановления исполкома Уральского областного Совета рабочих, бывший император вместе со всей его семьёй были расстреляны.
Постановление не было Судом, на Совет его не приводили и там не было его адвокатов. Романова поставили перед фактом и казнили.
О казни своего бывшего монарха и его семьи жители России узнали позже. Отношение людей к этому злодеянию было разным.
Но в любом случае Николай второй не был преступником и решение Совета, не было приговором суда. Тем более ни в чём не были виноваты члены его семьи.
Позже Русская православная церковь причислила бывшего императора к лику святых.

Однако обычно не вспоминают, о погибших в ходе революции и в Гражданской войне его подданных. Этим людям православная церковь статуса святых не присвоила. Хотя среди простых людей тоже были миллионы погибших безвинно.

7. Была ли у Николая второго возможность избежать трагедии?

Я полагаю, наверняка. Он мог бы не только спастись сам, но и спасти свою семью и всю империю.
Царь, очевидно, легкомысленно положился на Бога. В то же время, он не понимал, что его правление должно было устраивать нард.

Россия Николая второго давно созрела и перезрела для реформ. И революционеры обещали народу его проблемы решить.
Императору мог бы сам возглавить реформы в интересах народа и не отдавать эти козыри революционерам.

Кроме того, насущными проблемами подданных он должен был напрямую заниматься сам и общаться с гражданами. По его словам и по делам люди должны были понимать,  что он задумал, как эти действия улучшит их жизнь.
Вместо этого он общался с народом через посредников. которыми были назначены священники. Но батюшки, как известно, ничего конкретного пообещать пастве не могли, а лишь призывали к покорности царю.
Таким образом, он растерял свой мнимый авторитет, который для него создавала церковь.

Революционеры предлагали народу простые и понятные решения. О том, к чему их обещания приведут, об этом станет известно позже.

Если бы царь поставил не на Бога, а на народ, с ним бы такая трагедия не случилась. Ему нужно было добиваться улучшение жизни широких слоёв, даже если ради этого пришлось бы ему оказаться от короны и пойти на конфликт с собственниками. При этом, конечно, ему нужно было искать компромисс между разными слоями, ради сохранения национального единства.

8. Невыученный урок

К сожалению, урок, за который последний император заплатил своей жизнью, не выучили современные наши политики.
В России построены или продолжаются строиться тысячи церквей, и храмов.
На строительство храмов тратятся огромные средства, в том числе и из госбюджета.
Из разных источников идёт финансирование на содержание церковной недвижимости и монастырей.
Кроме того, паства финансирует служителей церкви.

Какая польза от религиозных учреждений? Верующие люди ходят в храмы молиться Всемогущему, для того чтобы он им помог и спас.

И объяснить этим людям, что Всевышний никогда и никому не помог, бесполезно. Они продолжают туда ходить и молиться. А печальная судьба российского императора, легкомысленно понадеявшегося на Бога, их ничему не научила.

Сегодня у церкви появились огромные возможности для пропаганды своего антинаучного учения. На ТВ есть религиозный канал, где никогда не приводится ни одного факта того, что какая-та молитва Господом была услышана. На государственных каналах широко обсуждаются действия РПЦ.

К добру ли такое внимание чиновников к церкви?
Может быть, нужно чаще вспоминать историю, чтобы не повторять старые ошибки?

Спасти народ, может только сам народ, если элиты договорятся и среди населения не будет ущемлённых групп. Тогда все люди будут ощущать единым народом, у которого единые цели и будущее.
А надежда на выдуманное существо, только мешает адекватному пониманию положения дел и может закончиться общенациональным конфликтом и катастрофой для народа.