Генерал Кутепов

Вадим Елесин
  Очень сложная тема Гражданской войны в России 1917-1920 годов.

  Я хочу только прикоснуться к этой теме, а не заниматься фундаментальными исследованиями этой темы, да и возможно ли это, когда были написаны сотни книг, тысячи статей, сняты сотни фильмов и художественных и документальных.
Итоги Гражданской войны были катастрофичны для России, более 10 миллионов убитых, более 2-х миллионов человек эмигрировали из России в другие страны, не принявшие и не согласны с новой властью большевиков.

  Да я и не преследую цель найти или узнать что-то новое. Я хочу поделиться моими чувствами, эмоциями, воспоминаниями мой дорогой читатель.

  В своем рассказе о поездке в Париж в 2019 году, я говорил что целью номер один было посещение русского кладбища-пантеона Сент-Женевьев-де-Буа. Но никто не знал, что моей целью номер два было найти в центре Парижа место похищения и гибели генерала Кутепова в январе 1930 года.

  Задолго до поездки я изучил, просмотрел все возможные источники информации, фильмы, видио. Но все равно как у хорошего спортсмена перед стартом или у артиста перед выходом на сцену было волнение. Смогу ли я найти то место на пересечении улиц Росселе и Удино, где 26 января 1930 года было совершено это преступление. Смогу ли я прикоснуться к этой тайне которая так и не раскрыта по сей день, спустя почти 100 лет.

  Но мне хотелось бы немного рассказать о самом генерале Кутепове Александре Павловиче.

  Родился 28 сентября 1882 года в Череповце, генерал от инфантерии, активный участник Белого движения.

  Вступил на военную службу в 1901 году.
  Участник Русско-японской войны.
  С ноября 1906 года в лейб-гвардии Преображенском полку.
  В июле 1914 года принял 4-ую роту Преображенского полка и выступил на фронт
  Первой Мировой войны. Был ранен.
  Удостоен ордена Святого Георгия 4-ой степени.
  Командир батальона.
  В ноябре 1916 года произведен в полковники.
  С ноября 1917 года командир Преображенского полка.

  Февральскую революцию не принял. По словам сослуживца по полку В.Дейтриха:» Имя
  Кутепова стало нарицательным. Оно означает верность долгу, спокойную
  Решительность, напряженный жертвенный порыв, холодную, подчас жестокую волю…… и чистые руки - и все это принесенное и отданное на служению Родины».

  2 декабря 1917 года в связи с развалом Русской армии, отдал приказ о временном расформировании Преображенского полка и отбыл на Дон вступив в ряды Добровольческой армии. Участвовал в первом Кубанском «Ледяном походе».

  ………………………………………………………

  В ночь на 1 ноября 1920 года одним из последних покинул Крым на теплоходе «Саратов». Слова генерала Кутепова о первых днях в Голлиполе:
  « На молу, где бежал стадами белых волков прибой, на холодном дожде, вповалку, промокшие до нитки, топтались женщины, дети, солдаты. Это была измученная толпа, голодные, нищие, вываленные из черного нутра транспортов и кораблей, стонущая на ледяном дожде, поднятая ветром человеческая пыль…… И под дождем мокли, дымились, никли свернутые знамена».

 …… И вот я стою у двери дома номер 26 на улице Русселе в Париже, откуда 26 января 1930 года в последний раз вышел генерал Кутепов. В какой-то момент дверь открылась и вышел мужчина средних лет внешне похожий на Кутепова, только без усов и бородки и быстрой походкой пошел по улице в том же направлении к улице Севр.

  «Мистика какая-то!» подумал я и непроизвольно двинулся следом за этим человеком стараясь не терять его из вида. Как ни странно на углу улиц Русселе и Севр, мужчина так же повернул направо, словно указывая мне дорогу куда двигаться. Я также повернув направо на улицу Севр, и больше я этого человека не видел.

  «Мистика какая-то!» - опять подумал я.

  Пройдя метров 400 по улице Севр я оказался на углу Севр и бульвара Инвалидов, и опять направо и вперед метров 300-400 до той остановки, где Кутепов в тот день ожидал какого-то, и проезжавший мимо русский таксист заметил его, кивнул ему, но Кутепов не заметил таксиста, опустив голову о чем то думал.

  Я стоял на том же месте, казалось ничего не изменилось с того времени. Мимо проезжали машины и автобусы, по улице шли люди спешащие по своим делам.

  Я постоял немного и двинулся обратно, но уже как оказалось несколько непривычным для Кутепова маршрутом. Метров через 200 повернул налево на улицу Удино. Со стороны могло показаться, что Кутепов что-то забыл дома и решил вернуться непривычным для него маршрутом, не подозревая, что каждый шаг по улице Удино приближает его к гибели.

  На углу улиц Удино и Росселе его окликнул полицейский. Кутепов остановился не дойдя до своего дома метров 200……

  Я стоял на этом самом месте и казалось ничего не изменилось с того времени. Те же названия улиц и номера домов, только дождь немного накрапывал. Мимо проходили редкие прохожие которым не было никакого дела до мужчины стоявшего на углу улиц Удино и Росселе, приехавшего из далекой Канады почтить память генерала Кутепова.

  Я достал из рюкзака Георгиевскую ленточку, предусмотрительно захватив после Бессмертного полка, повязал на перила возле дома и почему-то вдруг вспомнились стихи Иосифа Бродского:

 ……»Да. Лучше поклоняться данности.
    С убогими ее мерилами,
    Которые потом до крайности,
    Послужат для тебя перилами
    ( хотя и не особо чистыми),
    Удерживающими в равновесии
    Твои храмающие истины
    На этой выщербленной лестнице «.