Мир глазами персонажа

Монева Оксана Николаевна
Это самая сложная тема.
Но, идея великолепная, хотя автор ее прячется где-то в веках, до нас дошли легендарные примеры такого повествования.
Мы можем называть это психологическим повествованием или картиной изнутри, как на полотнах великих художников.
Так в произведении Сальвадора Дали " Иисус на кресте» мы видим мир глазами героя, измученный и распятый он смотрит на планету у его ног, словно благословляя ее своим великим подвигом, жертвуя всем  во имя его мучителей.
Эту идею Дали почерпнул в трудах испанского святого Иоанна Креста, видения которого вдохновили " космический сон» художника, придав полотну невероятную энергию близкую к метафизической красоте Бога.
Однако искусство, как известно, требует жертв. В нашем случае мир глазами персонажа затуманивается огромным количество мыслей, способных вывести из себя даже самых долготерпеливых юзеров.
Правда, ни одного «смертельного», то есть делающего процесс описания невозможным, обнаружено не было, зато разбросанных и потерянных мелочей вагон.

Взгляд через глаза главного героя — это именно то, что было нужно для очерка. В итоге кинематографичность( так назовем этот метод) оказывается выше всяких похвал, когда дело касается погружения во внутреннее состояние героя. Вы буквально можете ощутить каждый водоворот происходящих событий, большинство эпизодов многое потеряли, если бы мы смотрели на повествование со стороны.

Портрет самого себя даже при максимальном увеличении не превращается в груду мало связанных между собой деталей, а становится психоанализом. Более того, ведь часто мы не то, что  показываем другим, а то, что скрываем ото всех, а взгляд изнутри дает реальное описание героя.
 Урбанистические характеристики внешности хороши и понятны как ночью, так и днем: длинная каланча окажется стройной недоступной королевой, а полный колобок — шутником и балагуром.
Да и возможности осмотреть собственного героя нас никто не лишил. Вид от третьего лица доступен, например, авторских отступлениях.

Сначала вы можете почувствовать себя слегка неуютно, но это ощущение быстро проходит, и дальше действие уже происходит вокруг вас. Это сам персонаж( то есть Я) бродит по залитым светом улицам, пьет пиво в забегаловке, яростно спорит с оппонентами, которые то смеются, то тычут в лицо газетами, например.

Процедура описания за кадровых моментов тоже несет с собой решения многих проблем, ведь они не нужны, если мы их не видим. Постоянно появляется элемент неординарности происходящего, новаторства процесса, который проходит не по канонам жанра. Что именно в системе не то, так и остается непонятным, но на дальнейшей судьбе произведения это никак не сказывается, а интрига сохраняется, даже увеличивается.

Бывает, что авторы сталкивались с ситуациями, когда их герой лишался головы, что по понятным причинам не давало ему возможности вести полноценную жизнь и диалог с читателем, а в потоке мыслей терялся сам герой-не только его слушающий страдалец. Или внезапно глупел, сменив костюм. Или нужный персонаж вдруг оказывался в категорически недоступном месте, что делало обычное повествование невыполнимым. Тогда поток мыслей героя становился палочкой-выручалочкой для Автора. Как читатель поймет, так и нужно.
 Кстати, по-видимому, из-за этого произведение может похвастаться продолжительностью.

Есть, правда, момент, где вида от третьего лица не хватает, — это сексуальные сцены. Хотя взгляд «из глаз героя» и здесь несет определенную смысловую нагрузку: во-первых, решает задачи погружения, а во-вторых, каждая из этих сцен — определенный поворотный пункт во взаимоотношениях героя с окружением, а потому должна быть максимально персонифицирована, и все же…
Авторское решение заслужило твердую пятерку и Вашего рассмотрения.