Кипрская изгнанница, похороненная в соборе Святого

Людмила Хаустова
    
                «Блаженны изгнанные…»
                (Матф. 5.10)
   Среди многочисленных памятников и  монументов, украшающих собор Святого Петра в Риме, особый интерес вызывают  надгробия, связанные с именами женщин,      похороненных в этом величественном  и важнейшем храме Вечного города. Первой этой чести удостоилась  Матильда Тосканская (См. «Покаяние в Каноссе»), затем королева Кристина Шведская (См. «Философ и королева»)  и  Клементина Собеская (См. «Стюарты и Ватикан»).      Но есть ещё одна скромная женщина, которая покоится в ватиканских гротах, в сокрытой  от глаз усыпальнице многих римских понтификов.  Это Шарлотта - королева Иерусалима,  Кипра  и  Киликийской Армении. Впрочем, из  пышной формальной титулатуры    реальным  было  только недолгое её правление на острове Кипр.      
   Издревле  этот остров, занимавший стратегически выгодное положение в Средиземном море, захватывали поочередно ассирийцы, персы, египтяне. Не прошел мимо и Александр Македонский, завоевавший остров в 333 году до н. э.     Долгие века Кипр входил в состав Римской империи. Уроженцем Кипра был Варнава, который обратил в христианскую веру римского проконсула острова, а вместе с ним и всех киприотов, которые стали  одними из первых христиан  Европы. Отсюда  апостол Павел, в сопровождении  Варнавы,  отправлялся  в свои миссионерские путешествия.
   После распада Римской империи Кипр  вошел в состав Византии. С утверждением христианства на острове появились великолепные храмы и  многочисленные монастыри, которые привлекали не только паломников. В 1191 году рыцарское воинство  из  Англии, Франции и Священной Римской империи отправилось в третий крестовый поход в дерзновенном стремлении освободить Святую землю и Иерусалим от  «неверных». Английского короля  Ричарда I Львиное Сердце в священный поход сопровождали его невеста и сестра. Девушки плыли на отдельном корабле, и во время разыгравшегося шторма их судно потерпело крушение у берегов  Кипра.  Правителем острова был тогда кичливый  Исаак Комнин, который провозгласил себя  императором этого небольшого острова. Коварно заманив высокородных дам в свой замок, Исаак стал удерживать их у себя как пленниц.  Узнав об этом, разъяренный Ричард Львиное  Сердце в один миг  захватил остров, а Исаака отправил в заточение. Впрочем, чтобы получить средства для продолжения крестового похода, Ричарду вскоре пришлось продать  Кипр рыцарскому ордену тамплиеров. А уже на следующий год бывший  король Иерусалима  Ги де Лузиньян выкупил остров у ордена тамплиеров, основав там Кипрское королевство. Выходцы из французского графства Пуату,  Лузиньяны  триста лет  правили островом Кипр.
    Особенно тяжелыми  стали  последние годы, которые пришлись на правление  короля    Иоанна (Жана) III   из династии Лузиньянов. Ему постоянно приходилось  оборонять остров от подступавших из Малой Азии турок. Мало того, в это же время случилось губительное нашествие саранчи и продлившаяся 17 месяцев страшная эпидемия чумы, унесшая жизни тысяч киприотов. Вдобавок среди самих жителей  обнаружились разногласия, участились столкновения между грекоправославными и католиками.
    Да и личную жизнь короля вряд ли можно назвать счастливой. Первая жена, Медея умерла через два с небольшим месяца после свадьбы.  Вторым браком Иоанн (Жан) III был женат на  Елене Палеологине, византийской принцессе из династии Палеологов. Только вот характер у принцессы оказался необузданным и жестоким. От угодливых прислужников она проведала, что у короля в молодости, ещё в  добрачный период, был роман с некой гречанкой  Мариеттой де Патрас, от которой король к тому же  имел незаконнорождённого, любимого сына Жака.  Вознегодовавшая Елена решила расправиться с неприятельницей в духе худших византийских традиций, и   приказала подосланному изуверу  отрезать нос Мариетте.  Елена хотела, было, расправиться и с сыном Жаком, но король Иоанн  спешно назначил 14-летнего юношу архиепископом Никосийским. 
   По счастью,  Елена забеременела и надеялась сама родить королю сына. Но родилась дочка Клеофа.  Новая беременность  прошла в трепетном ожидании сына. И тут пришла беда: умерла малышка Клеофа, а через четыре дня Елена разродилась девочкой, которую назвали Шарлоттой. Воспитывали Шарлотту в строгих византийских традициях. От матери  она восприняла греческий язык, но могла  читать и писать по-французски, по-итальянски и на латыни. Как свидетельствуют  средневековые источники, Шарлотта была невысокого роста, но хорошо сложена, волосы у неё были черными,    черты лица носили восточный характер.
    В тяжелые времена, наступившие  после взятия  турками Константинополя, многие  подданные Византии бежали на Кипр.  Неизбежно возникали разногласия и распри.   Беспокоясь о судьбе своей единственной дочери и стремясь  обеспечить ей  необходимую  поддержку,  король Иоанн в 1456 году присвоил Шарлотте титул принцессы  Антиохии  и  выдал замуж за португальского инфанта Жуана, герцога де Коимбра, рыцаря ордена Золотого руна. Первый супруг Шарлотты был на 13 лет старше её. Вскоре по прибытии его в Никосию, заболевший король Иоанн назначил Жуана регентом Кипра при малолетней супруге. Однако это никак не устраивало королеву Елену, и уже год спустя Жуан умер при загадочных обстоятельствах, по слухам, отравленный своей тещей. 13-летняя  принцесса Шарлотта осталась вдовой. Впрочем,   королева Елена ненадолго пережила зятя, она умерла в апреле 1458 года в возрасте 30 лет. Однако беды в кипрском королевстве  неумолимо следовали одна за другой.  В июле того же года умер  король Кипра Иоанн II.
    Осиротевшая четырнадцатилетняя  Шарлотта  вступила в права наследования. Торжественная церемония коронации прошла  в Софийском соборе  Никосии. Даже выпустили серебряные монеты  с изображением королевы Шарлотты.  Но тут в противоборство с Шарлоттой  вступил Жак, единственный, но незаконнорожденный сын короля,  назначенный отцом  на высокую должность епископа Никосии. Однако духовная карьера нисколько не прельщала  амбициозного юношу, и он начал  заявлять свои претензии на власть.
      Юную королеву Шарлотту поддерживали высокопоставленные королевские придворные и дворянство. Однако  находились и другие, которые предпочитали видеть на троне Кипра более взрослого наследника мужского пола.
     Чтобы укрепить свою власть и обеспечить сохранность короны, Шарлотта, по совету ближайших сановников  в 1459 году вышла замуж во второй раз. Избранником её стал двоюродный брат -   принц Людовик Савойский, сын Анны де Лузиньян. Что особо важно, этот брак обеспечивал Шарлотте  поддержку могущественной в те годы Генуи. Шарлотта  сразу же короновала Людовика и сделала мужа  своим соправителем.
     В поисках спасения и поддержки Жак  вынужден был бежать. Безопасный приют он  нашел при дворе   султана Египта Инала аль-Ашрафа. Собрав при поддержке султана необходимые силы, Жак во главе отряда султанских  мамлюков в 1460 году  двинулся к острову  и  захватил его. Королева Шарлотта с мужем и немногочисленными сторонниками укрылись в надежно укрепленном замке Кирения. Три года они держали оборону, взывая о помощи. Запасы провизии истощились,       осажденным грозила голодная смерть или плен. На помощь пришли отважные генуэзские моряки. Пользуясь разыгравшимся ненастьем, они незаметно подкрались к стенам замка и спасли  несчастных.
    Сначала супруги с небольшим  штатом  верных придворных  укрылись на   острове Родос.  Здесь даже образовался  скромный королевский двор, и тут  у супругов родился единственный их сын. К несчастью, младенец  умер, не прожив и месяца.  По приглашению  римского Папы Пия II   Шарлотта с мужем  перебрались в Рим. Понтифик  так описал  изгнанницу: «королева Шарлотта, женщина около двадцати четырех лет, среднего роста. Глаза у неё светлые, цвет лица от темного до бледного. Речь гладкая и плавная, как обыкновенно  у греков. Но одета она во  французский костюм, и в манерах  её чувствуется королевская кровь".
    В это же время, в 1464 году, сводный брат  Шарлотты был провозглашен в Никосии королем Жаком II де Лузиньян. Одновременно он присвоил себе (все также  номинально) титул короля Иерусалима и Киликийской Армении. После коронации Жак щедро наградил за оказанную поддержку всех своих сторонников.  Ища покровительства могущественной на ту  пору Венеции, Жак II 20 июля 1468 года женился на 14-летней знатной венецианке Катерине Корнаро. Пышную церемонию заочного обручения провели в венецианском Дворце дожей. За невестой дали огромное приданое. Но Венеция при этом затребовала  для себя право на владение Кипрским королевством в случае, если будущие супруги - Жак и Катерина умрут, не оставив потомства. Повзрослевшая Катерина была доставлена  к мужу только осенью 1472 года в Фамагусту, где и прошла торжественная брачная церемония. Оглушительное недоумение вызвала неожиданная смерть короля Жака, случившаяся  всего несколько месяцев после свадьбы. Поползни разные слухи, подозрения легли на венецианских родственников Катерины. Но вскоре внимание переключилось и сосредоточилось на королеве Катерине. Она  к тому времени уже ожидала наследника, и, по заранее составленному мужем завещанию, была объявлена регентшей при будущем наследнике. Впрочем, родившийся мальчик Жак III тоже  вскорости  умер, не прожив и года, и тоже  при весьма загадочных обстоятельствах.  Катерина  Корнаро осталась  регентшей Кипрского королевства, но реальная власть на острове  принадлежала её родственникам, видным венецианским купцам и вельможам.
    Помимо скончавшегося законного наследника, у   покойного короля Жак II  имелось ещё четырех внебрачных ребенка: два мальчика и две девочки.   Последняя из них,   6-летняя Шарла, и  была использована в замысловатом плане, обеспечивающем непреходящую   преемственность династии Лузиньянов.
     По хитроумной  задумке неаполитанского    короля Фердинанда I бездетная Шарлотта Кипрская усыновила  незаконнорожденного сына короля Фердинанда - Алонсо д'Арагона. Затем Алонсо  обручили с  последней незаконнорожденной дочерью короля Жака II - c  Шарлой де Лузиньян. Заручившись поддержкой римского Папы и  при пособничестве неаполитанского короля, Шарлотта в сопровождении Алонсо в 1473 году на парусном судне  отправилась из Рима в Александрию.  Поселившись  в Каире, она несколько лет   вела  многотрудные переговоры с  египетским султаном Аль-Асрафа Халилом, которые султан вел с восточной неторопливостью.
    В конце концов, султан план одобрил, однако для его осуществления Шарлотте необходимо было получить опеку над  малолетней Шарлой. Противники свергнутой королевы Шарлотты,  прознав о задуманном,  отправили малышку Шарлу в тюрьму в Падуе, где она умерла в 1480 году,  не прожив  и 12 лет.  Позднее  неаполитанский король вознамерился организовать брак  между  своим внебрачным сыном Алонсо и вдОвой Катериной Конаро. Но и этот замысел  был сорван  венецианцами. Была даже предпринята военная попытка вернуть престол Шарлотте.  Однако, в дело вмешалась могущественная Венеция, которая сама стала претендовать на Кипр, и все планы Шарлотты расстроились.
   Вскоре по возвращении Шарлотты  в Рим   умер её муж   Людовик Савойский. Папа  Сикст IV  поселил овдовевшую королеву неподалеку от Ватикана, в палаццо на площади Скосcакавалли, где раньше жила  другая изгнанница, свергнутая турками королева Боснии Екатерина. Как писали современники, во время приёма во дворце Ватикана  Шарлотта  «сидела в кресле того же «роста и достоинства», что и Папа».
     Смирившись с утратой власти, Шарлотта в обмен на  приличную  годовую пенсию в феврале 1485 года уступила свои претензии на кипрский трон сыну своего кузена, Карлу I Савойскому, следующему за ней по  законной линии наследования. Однако в 1489 году Венеция принудила Катерину Корнаро  отречься от престола, после чего Кипр стал колонией Венецианской республики. Несмотря на это,  Савойская династия  ещё долго продолжала претендовать на это королевство.
   Шарлотта Кипрская умерла в Риме 16 июля 1487 года, вскоре после своего сорок третьего дня рождения. Похоронили королеву в гротах собора Святого Петра.  Все затраты взял на себя Папа Иннокентий VIII.
    Облик почетной кипрской изгнанницы и поныне можно видеть в   Сикстинской капелле Ватикана. К юбилейному 1475 году  Папа повелел подновить и расписать стены   капеллы  фресками на тему библейских сюжетов. На одной из картин, посвященных жизни Иисуса Христа, художник Козимо Расселли изобразил толпу, внимающую словам знаменитой Нагорной проповеди.  Склонив голову, Шарлотта Кипрская  слышит     утешительное: «Блаженны изгнанные…»