Есть, что вспомнить

Георгий Иванченко
В сентябре 1959 года молодым специалистом с красным дипломом и
молодой женой я прибыл по направлению в Северо-Эвенск Магаданской
области. Это был настолько глухой и удаленный район, что по условиям
 жизни и оплаты труда он впоследствии был приравнен к Чукотке.   

При первой возможности вышли познакомиться с посёлком и его
окрестностями.  Два-три десятка жилых домов, производственные цеха
рыбокомбината, рядом взлётная полоса для малых самолётов, остальное
пространство занимает свинцовое осеннее море и серые сопки вокруг.
Потом я узнал, что эта картина может быть радостной и оптимистичной,
когда на нее смотришь из окна взлетающего самолёта.

Из достопримечательностей  увидели дощатый киоск, где продавали
мелкую ягоду оранжево-красноватого цвета.  Поразительной была
высокая цена -3 руб 50 коп. за килограмм. Это почти как шоколадные
конфеты. Оказалось, икра лососевая. Решили попробовать. Продавщица
небрежно черпанула деревянной лопаточкой из стоящей рядом бочки,
шмякнула 200-300 граммов содержимого на лист пергамента на весах,
 свернула из него аккуратный конвертик - на здоровье.

Попробовали. Супруга скорчила рожицу - фу, солёная. Я мужественно ел,
как кашу, заедая хлебом. Деньги уплачены, не выбрасывать же?

Через какое-то время решил угостить родителей, живших в сибирском селе.
Набил плотно поллитровую банку из-под кофе и отправил   бандеролью.
Месяца через полтора-два получаю от мамы сообщение.

- Ягоды, что ты прислал, не понравились. Рыбой пахнут. Но отец ест.

Это было удивительно, потому что отец в еде был очень разборчив.

Конечно, наше заблуждение скоро рассеялось, и этот продукт,
не скажу, что в изобилии, но вошел в наш обычный тогдашний рацион.

Год спустя работал на таком же, но ещё более глухом рыбокомбинате
в районе недоброй славы Ямских островов.  Холостяковал, жена уехала
 доучиваться на провизора.  Работа была адская - путина. С кормежкой
скудно.  До сих пор помнятся болгарские конфитюры, очищенные
помидоры без кожицы, и китайская тушенка марки «Великая стена».
Взять что-то на производстве для личных нужд я считал недопустимым.

И вот я стал замечать на подоконнике моей комнаты время от времени
стаа появляться точно такой же пергаментный конвертик с икрой, как
 тот -  первый. К тому времени  я уже приобрёл опыт обращения с этим
продуктом и нашёл ему достойное применение.

До сих пор не знаю, кто это делал? Хотя предположения есть.
В соседнем доме жила красивая молодая женщина, икорный мастер.
 Она мимо моих окон ходила на работу и с работы, форточка не
закрывалась. Я даже не знал, замужем ли она или нет, и вообще,
«облико-морале» на уровне - граница на замке.

Вполне мог проявить товарищескую заботу директор. Ему достаточно 
было намекнуть. На воскресниках, которые были регулярными, он
оберегал меня от приставаний с выпивкой. Чисто по-отечески:
ему уже за 50, мне около 24. 

Ещё через год-полтора  мне пришлось временно состоять в команде
рыболовного сейнера. Подробно об этом есть рассказ см.
http://proza.ru/2022/01/07/646.
Когда усталость одолевала до невозможности, потихоньку спускаешься в
 кубрик. Там большая семейная чашка с хлебом, вторая со сливочным
маслом, третья с сахаром, четвёртая с красной икрой до краев. И чайник
 литра на три с горячим хорошо заваренным чаем. Быстренько
заготавливаешь один-другой бутерброд на ширину булки, подзаправился
– и через 15-20 минут снова готов к работе.

В трудах-заботах время летит быстро и неудержимо.
Прошло десять лет. Я был направлен в Москву доучиваться для
дальнейшей нужной и серьёзной работы.  Жил с семьей в
бронированной квартире товарища-северянина.

Звонок в дверь. Забежал навестить товарищ по прежней работе,
направляющийся проездом через столицу отдыхать на юг.
Перешагивает порог, что-то выскальзывает из его рук, с грохотом
падает на пол и разбивается на груду мелких осколков. Это была
трехлитровая стеклянная банка с красной икрой, которую он вёз
нам в подарок от родного коллектива.

Гляжу - на нём лица нет. Пришлось успокаивать и заверять,
что ничего страшного не случилось. Жертв и разрушений нет.

Посидели. Вспомнили молодость. Собственно, тогда она ещё продолжалась
и впереди было ещё много интересного и увлекательного. Но такого
количества красной икры я больше никогда не встречал на своем
жизненном пути