День Сурка

Александр Скрыпник
В  окно было видно, как тяжело роняли снежные рукава черные ветки яблонь. С крыши капало.
Иван допил стакан и поддел вилкой жареную картошку.

- Вот всякий раз удивляюсь, Куралес – как тебе удается так вкусно ее готовить? И почему у Янки  не получается? Научил бы ты сестру жарить так же!

- Не получится, - Куралес рассеянно разглядывал остатки «хреновухи» в своем стакане. – Янка на чем готовит еду? Правильно – на газу. Да разве ж на нем получится так , как в печи?

- О как! Я даже не подумал… А вот «хреновуха»  у тебя в этот раз вышла жестковатой. Я думаю, меду добавить надо было.  Для мягкости.

Куралес критику пропустил мимо ушей, задумавшись о чем-то своем.

-  Эй, сосед! Ты чего? По второй налить, что ли? Или опробуем твой коньячок, наконец?

Шутка была дежурной. В углу на полке,  где у бабы Мани стоит  икона,  у Куралеса стояла высокая нарядная бутылка грузинского коньяка «Асканели». Подарок дочери.  Первое время Иван все ждал, что когда-нибудь они опробуют это чудо, но вскоре стал подозревать, что Куралес молится на этот подарок, как на икону.

- Это успеется, Иван, - вздохнул Куралес -  Я вот сегодня задумался, как мы живем…

С ним  такие лирические отступления случались обычно зимой, когда стадо не надо было гнать на выпас , и досуга было в избытке. Тогда он или изобретал что-нибудь, или ударялся в философию.

- Вот глянь в окно, Иван: тот же сад, что вчера. И снег тот же. И мы с тобой так же будем выпивать завтра, как выпивали вчера.  И Янка твоя за это нам выпишет… Понимаешь, о чем я?

- Если честно, то не очень…

- А я о том, что ничего в нашей  с тобой жизни не происходит.  Пришло время, когда нас замкнуло на одно и том же, и нового нам не дождаться. День Сурка для нас, Иван!

                ***
После оттепели подморозило, тропинка взялась льдом, и по ней, опираясь на палку , осторожно двигалась навстречу Ивану баба Маня.

- Привет, баб Мань! Довести?

- Ты доведешь… уронишь скорей…

- Да ладно! Слушай – что-то я Куралеса не вижу второй день уже. Куда это он пропал?

- А его «скорая» забрала, когда вы с Янкой в городе были.

- О господи! Что серьезное?

- Да уж куда серьезней! На операцию, говорят, повезли. Что-то удалять будут, пузырь какой-то…

                ***

На мартовском солнце южная обочина дороги стала рыхлой и потемнела, а у перекошенной калитки Куралеса образовалась лужа. Иван ее обошел,  увидел, сощурившись на солнце,  хозяина в окне, помахал рукой и вошел в хату.
К нему навстречу повернулся сидящий за столом Куралес… Иван покачнулся и невольно схватился за притолоку.
 
- Что, Иван? Впечатляет облик?

- Да нет… я тут о порог…

- Ну да, ну да… Да ты проходи, садись за стол.

Стол впечатлял . Да, жаренная картошка на сковородке… но!  «Асканели» посреди стола, зеленая бутылка минералки, и даже невесть откуда взявшиеся два бокала.

- Вот это да! – Иван сел, покрутил в руках бутылку и вопросительно взглянул на хозяина.

- Открывай, наливай и не тушуйся… нет, нет, только себе. У меня свое, - Куралес плеснул в свой бокал минералки и поставил рядом , взяв с подоконника, тарелку с какой-то кашицей.

- Да как же… - потерялся Иван. – Это что ж? Я буду пить и закусывать… а ты?

- А я буду смотреть на тебя и радоваться, Вань. И знаешь, что я тебе скажу – какой  я был дурак! Как же это было здорово – День Сурка! Когда каждый  новый день был не хуже предыдущего!

Выпили за здоровье, глядя в окно, где в палисаднике солнце осветило куст калины с мерзлыми ягодами, которые бодро склевывала стайка снегирей.