По-людски или по-конски?

Фима Жиганец
Газета "Наше время" от 26 января  2024 г.

Беседы о воспалённой кобыле, русалке, панде с граблями и вреде курения


"ПРИХОДИ К НАМ, ТЁТЯ ЛОШАДЬ..."
Чувствую себя в роли тамады, который приплёлся на свадьбу, когда уже порваны три баяна и от самогона остался лёгкий сивушный запах. Но возбуждённый читательский народ просит: дядя Саша, произнеси! Вставь свои две копейки! И хотя двухкопеечная монета давно не в ходу, супротив общества пойтить не могу.

Так об чём речь? Да об ней же, о воспалённой красной кобыле, которая непонятно с какого бодуна представляла Тихий Дон на выставке-форуме ВДНХ «Россия». Не кобыла, а конь? Нехай конь, только кто ему под хвост заглядывал? Насчёт гендерной принадлежности непонятка: на выставке красной животине срамное место для приличия ковылём прикрыли. Так что я всё ж таки к лошади больше склоняюсь – по причине душевного влечения до женского пола.

Напомню, что кобылка человеческим голосом докладывала посетителям выставки о достижениях Ростовской области.

Это так понравилось областному руководству, что министр экономического развития Ростовской области пригрозил привезти говорящее чудо в донскую столицу и установить на видном месте – чтобы все желающие могли с ним побеседовать (с конём, а не с министром). Критиканы с ходу бросились надсмешки строить: мол, почему о выдающихся успехах рапортовала кобыла? Нет ли тут тайного оскорбительного смысла?

Гнусные инсинуации. Император Священной Римской империи Карл V Габсбург ещё в XVI веке признавался: «Я говорю по-испански с Богом, по-итальянски с женщинами, по-французски с мужчинами, а по-немецки со своей лошадью». Чем мы хуже?

Опять же вспомним песенку, где мышкина мамаша прибежала на конюшню с мольбой:

 Приходи к нам, тётя лошадь,

 Нашу детку покачать!

 «Иго-го, – поёт лошадка,

 – Спи, мышонок, сладко-сладко»…

А сладкие песни для народа – то, что доктор прописал. Люди нынче пошли дюже нервные. Может, с ними надо на манер императора Карлы – по-немецки? «Млеко, яйка, хенде хох»?

Не грех обратиться и к Джонатану нашему Свифту с его Гулливером. Свифт как-то загнал своего героя на остров разумных лошадей – гуигнгнмов. Там Гулливер выяснил, что граждане конского происхождения – мудрые, благородные существа, а люди в сравнении с ними – дегенераты. Потому что в лошадином обществе «не было ни врачей, чтобы разрушить моё тело, ни юристов, чтобы разорить меня, ни доносчиков, чтобы подслушивать мои слова; не было клеветников, карманных воров, разбойников, взломщиков, сводников, насильников, убийц, мошенников; не было членов политических партий, вельмож, судей и учителей танцев».

Да, есть чему поучиться у краснопузых жеребчиков. Но предлагаю слегка подправить монумент: придать ему уже привычные нам черты говорящего коня Юлия из мультсериала о трёх богатырях. Того самого, который заявлял: «Мы, кони, – основа прогресса и шахмат!» и признавался: «Как я обожаю Германию, особенно Лондон»… Только пусть не отвечает на вопросы о надоях пшеницы и намолоте сливочного масла, а рассказывает анекдоты о Штирлице и поручике Ржевском. Оно и духоподъёмнее, и слушателей поболее соберётся.

РОССИЯ - РОДИНА СЛОНОВ
Традиция ошарашивать почтеннейшую публику у нас в крови. Так, в сентябре 2008 года на VII Международном инвестиционном форуме в Сочи Донской край представил Лукоморье с дубом, опоясанным золотой цепью, по которой «гулял» кот. Рядом живая белка грызла орехи. А в большом аквариуме плавала русалка – девушка с рыбьим хвостом. Русалок изображали спортсменки-синхронистки из ростовской школы олимпийского резерва. Однако с русалкой всё понятно. В экспозиции были обыграны пушкинские строки о Лукоморье, которое многие связывают с Таганрогским заливом. И название дали соответственное: «Ростовская область – сказочные возможности».

А с жеребцом – дело мутное. Ну вот разве что… Есть в благородном воровском мире такая присказка: «С тобой как – по-людски или по-конски?». По-конски – значит, с помощью копыт и какой-то матери. Неужто с нами решили всё-таки по-конски?

Впрочем, подумаешь, лошадь… Как-то журналист ростовской газеты «Город N» решил выяснить: можно ли воздвигнуть в донской столице памятник монументального идиотизма? И обратился к чиновникам с предложением увековечить... панду с граблями. Мол, по заказу китайских крестьян. Услышав о сумме сделки, чиновники радостно закивали: да хоть крокодила с пулеметом!

Так что нам, родимые, ещё сильно повезло.

Думаете, это шутка? Так я вам напомню другой перфоманс. В том же 2008-м, когда в Сочи плескалась олимпийская русалка, на территории музея-заповедника Михаила Шолохова (станица Вёшенская) состоялась презентация проекта «Роман под открытым небом», который представили художники направления «ленд-арт» (творения на свежем воздухе из естественных материалов – земли, древесины, воды, камней и прочего). Изюминкой проекта стали семь огромных деревянных слонов, бредущих в чистом поле – работа группы «арткухня» (Катя Кандыба и Дмитрий Демиденко). Казалось бы, зачем в степи слоники и какое они имеют отношение к «Тихому Дону»? Но тут впору вспомнить размышления литератора Ольги Газизовой «Россия – родина слонов»:

«Семь беломраморных слоников стояли в домах у советских людей на телевизорах и комодах. Слон – тотемное животное России, потеснившее привычного медведя... Слон – это символ и нашей географии, необъятной и несоизмеримой, и нашего характера с его основательностью, неуклюжием и мощью… слонница действует эффективнее всякой конницы. НЭП уступил место эпохе коллективизации – а слоники всё стояли; вспыхнула и отгремела война – а слоники продолжали чинно идти вперёд; пал жертвой ледоруба Лев Давыдович – а слоникам хоть бы хны; Хрущёв колотил башмаком по трибуне – но вера в слоников оставалась незыблемой, цементируя всё советское общество».

Так что объяснить можно любой бред. Помните скандал 2017 года, когда компания «Донинвестстрой Ростов», рекламируя жилой комплекс «Дом на Береговой», разместила баннеры с персонажем «ДОН БУДЁН»? Бравый такой тип в будёновке, с усами из двух рыбин с лихо закрученными вверх хвостами – на манер усов командарма Семёна Будённого. Ростовчане возмутились, зато «эксперты» грудями стали на защиту собратьев. Коммерческий директор рекламного агентства «Альбион» Наталья Теплинская отметила, что шум вокруг «Дона Будёна» – это стопроцентный успех. Другие её коллеги подтвердили, что реклама «должна цеплять», иначе грош ей цена. А задевает она кого-то или нет – это мелкие детали. К счастью, федеральная антимонопольная служба запретила скандальные баннеры.

Как-то я смотрел рекламные ролики, которые на Западе попали под цензуру. В одном из них рыболовецкое судно закидывает приманку и лихо выуживает добычу, развешивая её вниз головами на крюках. Когда же камера наезжает и демонстрирует улов, оказывается, что за ноги подвешены… люди, у которых в зубах «приманка» – банки «Кока-колы»! Обхохочешься.

Может, и с говорящей кобылой надо бы как-то… аккуратнее?

МИНЗДРАВ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ ШОЛОХОВА
Раз уж мы упомянули Шолохова, скажу так: меня вообще сильно напрягают инициативы «креативных» чиновников – как созидательные, так и запретительные. При чём тут Шолохов? А вот при чём. Ростовчанам хорошо известен памятник Михаилу Александровичу, который высится на набережной. Он был установлен  25 мая 2000 года – к 95-летию писателя. Событие это не обошлось без анекдотических подробностей. Не ручаюсь за их достоверность, однако в нашей стране нет ничего невозможного.

Майским днём 2000 года в кабинете губернатора Ростовской области Владимира Чуба раздался звонок из Москвы министра культуры Михаила Швыдкого. Он раскритиковал памятник Шолохову: мол, Кремль (якобы в лице самого Путина) выразил неудовольствие тем, что в правой руке великий русский писатель держит папиросу. Чему скульпторы учат молодёжь?!

Требовалось срочно «устранить недостатки». Монумент не снесёшь – открывали его с большой помпой. Остается отучить «каменного гостя» от дурной привычки. Но как? Было предложено три варианта. Вместо папиросы вставить в руку Шолохова: а) кепку; б) газету; в) книгу. От кепки отказались сразу – слишком напоминает Ильича

№ 1. Отвергли и газету: она часто используется известно где, а это может вызвать ненужные ассоциации. Третий вариант нареканий не вызвал. Вопрос лишь в том, какую книгу вручить писателю – «Тихий Дон» или брошюру о вреде курения?

Повторяю: это всего лишь байка. Во всяком случае, когда я в последний раз разглядывал памятник, Шолохов был с папироской.

Однако анекдотец очень смахивает на реальность. И вот почему. Наши чинуши так яростно нынче бросились исполнять совет российского президента, что благое дело превратилось в маразм. Включите телевизор – и увидите, что в фильмах и сериалах сигареты «заблюриваются» – то есть их изображение размывается. Якобы для того, чтобы так бороться с «пагубным пристрастием».

Аббалдеть… Смотрю боевик «Джон Уик» с Киану Ривзом: герой вспарывает врагам животы, из простреленных голов мозги разлетаются по стенам, людям выдавливают глаза, перерезают глотки… Ничего, всё нормально. Но как только в руках персонажей появляются сигареты, их тут же «замазывают». Дети, режьте и крошите друг дружку без проблем, а курить – ни-ни!

Кстати, никто не замывает сцены с безудержными пьянками и даже – о ужас! – процесс введения в вену наркотиков или вдыхание кокаиновых «дорожек». Видимо, это очень полезно для здоровья.

Для справки: сам я – некурящий. Терпеть не могу папиросный и сигаретный дым с детских лет. Но психика не выдерживает: я хочу видеть, как люди на экране курят! И чем чаще «замывают» этот процесс, тем упорнее. А как быть со старыми фильмами, где герои дымят на каждом шагу, даже в постели? А бедный Шерлок Холмс с его неразлучной трубкой?

Но мы отвлеклись от конской темы. А вот и нет. Я к тому, что любые чиновные позывы должны находиться под бдительным контролем общества. Иначе красные кони нас научат ржать…

Рассказывают, что из фильма Леонида Гайдая «Операция Ы» цензоры порывались вырезать один эпизод. Тот, где Шурик сечёт розгами хулигана Федю со словами: «Надо, Федя… Надо!». Оказывается, в дипломатических советских кругах Федей дружески называли Фиделя Кастро! Нехорошо…

Эпизод удалось отстоять. И это радует. Потому что побуждает. Так хочется порою взять розги и со вздохом сказать не в меру буйным «творцам» и «запретителям»: «Надо, Федя… Надо!»