Пленэрная картинка

Тамара Давидова
     Наверное, у каждого человека есть свои памятные воспоминания, связанные с людьми, которые были на той жестокой войне или слышали рассказы про это страшное время.
      Совершенно случайно я стала участником одного эмоционально трогательного события, запавшего в душу, сердце, память. Это было в 1968 году, когда наш 2 курс проходил рисовальную практику в селе Малышево, недалеко от Хабаровска. Все, кто учился на художественных факультетах, знают все радости и тяготы пленэрной жизни. 28 дней от рассвета и до заката, в жару и дождь, покусанные мошкой и обгоревшие на солнце, студенты бродят по селу в поисках мотивов для своих зарисовок, этюдов. Вот и я в конце практики, казалось бы, изрисовав все что можно, присела на лавочку около поленницы, в раздумьях, чтобы еще «увековечить» на своей бумаге. Раскрывать этюдник не хотелось, потому что время подходило к обеду. Стала рассматривать дом, увидела надпись, ничего особенного для меня не говорящую: «Дом героев Великой Отечественной войны».
     Вышла женщина, тогда мне она показалась бабушкой, подсев ко мне, мы разговорились. Она расспрашивала про нашу студенческую жизнь, а потом предложила зайти к ней во двор и нарисовать ее замечательную козу! Чувствовалось, что хозяюшка работящая, двор чистый, ухоженный, с цветами и важно шагающим, почти ручным петухом. Присев на ступеньки крылечка, я, без удовольствия стала рисовать эту козу-непоседу.  Рисунок понравился бабушке, и я его подарила.
«Ну, что ж, доченька, мы сидим, пойдем в хату, пообедаем, у меня свеже-пожаренные карасики есть, сама наловила…». В доме было уютно, от окна светились ярко-охристые, недавно покрашенные полы, с цветными, самодельными полосатыми дорожками, которые вели к кровати с пирамидой подушек. В красном углу располагалась икона, прикрытая полотенцами, везде висели фотографии. Неудобно было рассматривать фотографии.
      Присев на табуретку за стол, где стояли перевернутые чистые кружки, прикрытые полотенцем. Бабушка взяла с печки и поставила большую сковородку с карасями, принесла большую тарелку со сваренной картошкой. Ох, как вкусно пахнет молодая картошечка, со шкварками и свежим укропчиком! Пили чай с крыжовенным вареньем.
      Было видно, что бабушка живет одна, но на столе столько много кружек? Я спросила, зачем она так много еды готовит. Бабушка ответила, что всегда своих детей ждет. Я подумала, что дети живут где-то далеко и иногда к ней приезжают.  Поблагодарив за угощение, вышли во двор, я взялась за свой этюдник, и бабушка поинтересовалась, что у меня в этом ящичке. Ответила, что там кисточки, краски и разбавитель для рисования картинок. Вдруг, она так неожиданно откликнулась на слово «картинка», глаза у нее заблестели и улыбнувшись, произнесла: «Доченька, а не сможешь ты меня с моей козой на картине нарисовать …?
     Мне понравилась идея, портрет бабушки с козой, и тем более, большая картонка у меня была. «Конечно, нарисую, но не судите строго, если не очень вам понравится». И мы стали готовиться к творческому сеансу. Бабушка быстро, чтобы не терять время, зашла в дом, и вышла такая нарядная, повязанная белым платочком, в новой блузке и бусами! Поставив табуретку около крылечка, она величественно села, как в фотоателье для фотографии, и позвала свою любимую козу.
      Такое красивое зрелище получилось, и я подумала, что надо будет так организовать на плоскости, чтобы не только бабушка с козой были, но и крылечко, и небольшое окошко с синими ставнями тоже вошли бы в композицию. Пока я размышляла, слышу: «Да, погоди, доченька…!». Бабушка ушла в дом и вынесла три стула, поставила их рядом со своей табуреткой, два слева, а одно справа. Потом принесла из дома горшки с цветами и поставила их около стульев. Потом вынесла из дома фотографии, где каждая фотография была покрыта красивым, вручную вышитым полотенцем, как и ее домашняя икона. Она любовно расставила три фотографии, на каждый стул под одной фотографии и сама села с козой в центре. Сказала, что хотела бы на картине быть со своими двумя сыновьями и мужем, которые все погибли на фронте.
      Я была со слезами на глазах, и от слов бабушки, и от такой картины, и тем, что не войдут все на мою небольшую картонку, но стала рисовать. «Да, погоди, доченька, я сейчас…». И вынесла толстого черного кота и посадила к себе на колени. Я продолжаю рисовать, и вдруг, взлетает этот важный петух, который независимо ходил по двору, и садится бабушке на плечо! Представляете, какая картина перед моими глазами? Бабушка в белом платочке, в цветной блузке, с черным котом, к коленям прижалась коза и завершается петухом на плече, в окружении фотографий в белых полотенцах, расставленных на стульях с розовой геранью в горшках, да все это на фоне крылечка и окошечка с синими ставнями! И в оранжевом освещении заходящего солнца!
      Для такой композиции огромный холст нужен! Конечно, моя картинка была слабым подобием того великого состояния, тех сложных и сильных чувств, где переплелись: и материнская любовь, и женская вера, чувства надежды на встречу… и кружки на столе уже лет 15 стоят, когда сыновья придут….

     Тамара Давидова, 2021

     Через два года я решила взять эту тему на дипломную работу по живописи, специально приехала, но бабушки уже не было и окна на доме были забиты досками. Не успела..