Художник и философ Лёша

Федор Лапшинский
31 января 2024 года, одному моему другу, Лёше Червякову, исполнилось бы ровно 60 лет. Но его не стало уже где-то одиннадцать лет назад, - в начале марта 2013 года; и Лёша, так сказать, перестал существовать на нашем земном плане. Он даже своё 50-летие не успел отметить; в кругу многочисленных друзей и подруг, которых у него было довольно много; художник и философ Лёша был популярной и харизматичной личностью. С ним же я познакомился в далёком 1990 году, на Арбате, где мы тогда продавали свои рисунки. Лёша был известный московский карикатурист и его часто печатали в тогдашних перестроечных газетах. А на Арбате же он продавал, раскрашенные карандашом, ксерокопии своих график, то есть не оригиналы; по одному доллару за штучку. Иностранцы у него часто покупали, и Лёша не знал в те годы лишений и нищеты. Он курил дорогие сигареты, - армейский «Camel» без фильтра, и выпивал хороший коньяк, коим и меня угощал; не будучи жадным. Лёше нравилось моё творчество, и поэтому, наверное, он мне тогда сильно помогал. И он даже сводил меня в редакцию газеты «Мегаполис-Экспресс», и там мои рисунки начали печатать. Это была популярная в те годы еженедельная серьёзная политическая газета, это потом она стала жёлтой прессой. Ну и, потом мы с Лёшей съездили в город Ригу, за его счёт; Лёша пригласил меня поехать с ним за компанию, сходить в редакцию одной популярной рижской газеты. Я с радостью согласился, ну и мы там недельку пожили в центре Риги, ужиная в ресторанах и получая удовольствие от молодого бытия. Лёше тогда было 26, а мне – 24... А где-то в самом конце 1991 года, Лёша уехал в Голландию, где и прожил два года. У него там были выставки, и голландцы даже издали каталог его рисунков. Потом Лёша вернулся в Москву и больше никуда из столицы не уезжал. Рисовал свои странные картинки (после Голландии Лёша немного как-бы «спятил»), которые никто не покупал, кроме одного странного француза Патрика Дарю и моей жены (она его часто поддерживала на плаву). Возможно, у Лёши были ещё другие покупатели, но я их не знаю… Так что, практически все свои последние двадцать лет жизни Лёша был беден. Хорошо, что у него была однокомнатная квартира у метро «Красногвардейская», доставшиеся ему от бабушки, где он и обитал. Лёша нигде не работал и был свободным художником. Рисовал он по ночам, а днём обычно спал, - до 2 часов дня. В основном, у него был такой вот, не очень нормальный образ жизни. При этом, Лёша постоянно слушал модную электронную музыку и читал модные книжки (Керруак, Берроуз и так далее). Он не смотрел телевизор и не интересовался политикой, будучи выше всей этой мирской суеты. И ещё Лёша очень любил выпить пива, - это был его любимый напиток. При этом, Лёша был худым и подтянутым. Лёша исповедовал либеральные ценности и из моих друзей он был, пожалуй, самым умным, добрым и толерантным. У Лёши были любящие его подруги, но он так и не женился во второй раз. Его первая жена его бросила, когда они жили в Голландии (по каким причинам я не знаю). Возможно, это и нанесло ему сердечную рану. При этом, именно Лёша и познакомил меня с моей будущей супругой. Я мог бы вообще не жениться, и ушёл бы в мир иной тоже раньше нормального срока. И меня вряд ли, кто-то бы вспоминал, как моего друга Лёшу. Ну да ладно, не надо ему завидовать. Хотя, кто его знает, возможно, там, где он сейчас, царят - Мир и Радость, Свободное Творчество и Гармония… и Лёша продолжает философствовать и рисовать свои странные картинки…