Великие души стояли

Влад Лесной
и стоят на космическом дозоре эволюции человечества

Друзья!
Из Сети.

"Круглый стол «Разрушение музея есть разрушение страны»
30 января 2024 года исполнился 31 год со дня ухода из жизни всемирно известного художника и общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха. Как известно, он передал сохраненное им наследие Рерихов в Россию для создания общественного Музея имени Н.К. Рериха.
Под руководством известного ученого-индолога Людмилы Васильевны Шапошниковой, доверенного лица Святослава Николаевича Рериха, такой Музей был создан в Москве в усадьбе Лопухиных. Этот уникальный культурный и научный центр проработал в течение многих лет, проводя культурно-просветительскую деятельность на благо России.
В 2017 году Государственный музей Востока осуществил силовой захват территории и зданий старинной усадьбы Лопухиных, где размещался общественный Музей имени Н.К. Рериха. Министерство культуры незаконно изъяло все фонды общественного Музея, принадлежащие Международному Центру Рерихов.
Вся эта трагическая история странным образом повторяет события, которые произошли в США в 1935 году, когда вследствие предательства части сотрудников Рерихов был захвачен общественный Музей Николая Рериха в Нью-Йорке со всем его имуществом.
Темой Круглого стола 30 января 2024 года стали слова Николая Константиновича Рериха, которые он произнес в 1942 году: «Разрушение музея есть разрушение страны». В чем заключались причины, побудившие великого художника это сказать? В какой степени его слова касаются современной России? Эти важные и актуальные вопросы и обсуждались на Круглом столе".https://icr.su/
...Други!
Увы,власть предержащие словно не слышат этих грозных предостережений!? А страна уже пошла по гибельному пути!?
вл.Назаров
*******
1.Архип Иванович Куинджи. Учитель жизни

Томша Эдуард Антонович, руководитель Санкт-Петербургского отделения МЦР, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга
Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР проводят культурную программу «Значение наследия Рерихов для России», которая посвящена знаменательным датам: 150-летию со дня рождения Н.К.Рериха, 145-летию со дня рождения Е.И.Рерих и 120-летию со дня рождения С.Н.Рериха.
24 января 2024 года  в рамках программы состоялась лекция «Архип Иванович Куинджи. Учитель жизни», которая прошла в Доме общественных организаций в Москве.
Архип Иванович Куинджи (1842-1910) - один из самых ярких и самобытных русских художников XIX века. Своим творчеством он заложил новые тенденции для целого поколения живописцев, создал особый тип романтического пейзажа, который основан на реалистическом восприятии окружающего мира, но преображен творческой индивидуальностью Мастера живописи.
А.И.Куинджи постоянно экспериментировал, использовал в творчестве новейшие открытия науки того времени. Это было связано не только с формальными сторонами живописи, но и с особым восприятием единства мира и человека, которое стало особенно близким следующему поколению художников уже начала ХХ века. Он открывал перспективы для развития искусства в будущем -символизма, экспрессионизма, примитивизма, фовизма. Работал с цветом, красками, что нашло свое продолжение в творчестве многих его учеников - А.Рылова, К.Богаевского, Н.Крымова и других. Одним из них был Н.К.Рерих, в судьбе которого Куинджи сыграл важнейшую роль, поскольку сумел раскрыть в талантливом ученике многие грани его таланта, которые в будущем проявятся в разных жанрах художественного творчества Рериха.
Для Николая Константиновича А.И.Куинджи стал не только учителем живописи. И как художник, и как педагог, и особенно как человек Куинджи во многом отвечал идеалам Рериха. Но это восприятие Куинджи пришло к нему не сразу. Спустя годы Николай Константинович, вспоминая, как он пришел в знаменитую мастерскую, написал главное: «Один из самых важных шагов совершился проще простого. Стал Архип Иванович учителем не только живописи, но и всей жизни». Осознание духовного водительства как ведущего начала жизни для человека, опоры его творческих устремлений и формирования внутренней культуры станет для Н.К.Рериха незыблемым на всех его путях.
В лекции будет рассказано о жизни и творчестве А.И.Куинджи, его незабываемой личности как художника и наставника, человека высокой духовности, большой души и сердца. Память о своем учителе, который повлиял на становление Н.К.Рериха как выдающегося художника XX века, он пронесет через всю жизнь. Лекция сопровождается презентацией, в которой будут представлены исторические фотографии и документы.
Лектор: Э.А.Томша, руководитель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга.
****************
2.Выставка живописи Сучитры Кумари в ММТР (Индия)

22 декабря 2023 года в Международном Мемориальном Тресте Рерихов в Индии открылась выставка картин Сучитры Кумари. Экспозицию открыли Суреш Кумар, индийский куратор ММТР и Валентина Виноградова, помощник Российского куратора ММТР.
Индия - родина множества художников с мировым именем. Одними из самых успешных и новаторских художников в Индии сегодня являются женщины. В своих картинах они обращаются к самому широкому спектру жанров и тем. Героиня сегодняшнего рассказа -показательное явление для современной индийской культуры.
Сучитра Кумари - художница с необычной судьбой. Она - подполковник в отставке, тридцать пять лет служила в индийской армии. Увлечение живописью появилось у нее в 2007 году, но ей долго не удавалось выкроить время из своего плотного графика армейских будней и обязанностей. Однако она продолжала рисовать и написала около шестидесяти полотен, используя масло, акриловые краски и смешанную технику. В 2022 году Сучитра Кумари вышла в отставку и целиком посвятила себя живописи. Художница родом из Дели, но «решила поселиться в горах, чтобы пойти по стопам Николая Рериха».
Работы Кумари - это увлекательные истории, открытые для свободной зрительской интерпретации. Основной темой ее творчества стали Любовь и образ женского начала, его роль на земле. В одной из работ - богиня Парвати, бесстрашная и одновременно прекрасная воительница - в стремительном танце являет собой космическое равновесие, спасая мир от надвигающегося хаоса. Здесь же комментарий к другому женскому портрету: «В ее глазах видна сила, обретенная во время преодоления страданий».
Взаимоотношения возлюбленных показаны художницей в контексте их связи с природой, мирозданием, они осмыслены философски. Их сплетенные воедино, подобно деревьям, фигуры становятся частью и основой природы, они проносят свое чувство нетронутым сквозь быстротечный поток времени. Так, в работе с красноречивым названием «Вера, которая защищает» их образы становятся едиными перед лицом мира. На картине «Пожелание» - пара, озаренная льющимся с небес потоком света - так представлено единение двух душ в любви, узы которой неразрывны на земле и в иных мирах.
На другом полотне - глубокомысленный образ души, вырвавшейся из клетки на свободу и нашедшей свой духовный путь к свету, но он узок и труден - это бремя и благословение Свободы. Необычны и образы святых: на одной из картин изображен знаменитый подвижник и мудрец Чанакья, который стоял у истоков империи Маурьев, впервые в истории объединившей значительную часть Индии. Это взгляд из вечности - спустя столетия к нему тянется вереница людей.
Живопись Сучитры Кумари - яркое явление в современной культуре Индии. Она соединяет в себе глубину философской мысли, тонкое чувство красоты, обаяние, теплоту и нежность, особое ощущение цельности и гармонии, связи с жизнью, присущее искусству, созданному именно женщиной.
Елена Ивановна Рерих, выдающийся философ, отмечала: «Есть характерные особенности у каждого начала, и это создает всю красоту жизни. И особенности эти должны быть выявлены во всей мощи, тогда снова проснется в духе спасительная красота романтизма и героизма. ... Женщина, знающая свое высокое назначение, женщина, стремящаяся к красоте, к знанию, высоко подымет уровень жизни страны».
https://icr.su/
***************
3.Ко дню памяти Святослава Николаевича Рериха

30 января 2024 года исполнился 31 год со дня ухода Святослава Николаевича Рериха, уникального художника, философа, ученого, общественного деятеля, основателя Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве. Предлагаем вашему вниманию фрагмент из статьи академика Людмилы Васильевны Шапошниковой, о Святославе Николаевиче Рерихе.
Людмила Шапошникова. Весть Красоты (фрагмент)
Духовное поле Индии всегда привлекало к себе великих художников и великих мыслителей. Святослав Николаевич Рерих является одним из них. Его творчество было неразрывно связано с жизнью и культурой этой страны. «Большинство моих картин, - сказал он, выступая на выставке в 1960 г., - как вы знаете, посвящено ИнДии, потому что я живу в ИнДии, потому что я хотел отразить жизнь Индии, ту жизнь, которая меня особенно привлекала и которая, может быть, меня поражала».
Именно Индия подарила ему радость встреч с Высокими сущностями, стоящими много выше нас на лестнице космической эволюции. В Индии их называют Великими душами, Рерихи называли их Учителями. Благодаря родителям, говорил Святослав Николаевич, «я понял великие ценности жизни и имел контакты с Личностями, которые Давно прошли по великому и царственному пути самоосвобождения».
Великие души стояли и стоят на космическом дозоре эволюции человечества. В сотрудничестве со старшими Рерихами, и в первую очередь с Еленой Ивановной Рерих, они создали учение нового эволюционного витка - «Живую Этику» или «Агни Йогу», которая принесла человечеству новое, энергетическое мировоззрение. Пройдя по «великому и царственному пути самоосвобожДения» и совершенствования, они превратились из объектов космической эволюции в ее субъекты, получив возможность осознанно и целенаправленно влиять на энергетические процессы этой эволюции, мудро используя при этом Великие законы Космоса. Святослав Николаевич называет их более совершенными людьми, найти которых «может только тот, кто готов Для этого и кого они сами хотят встретить». В одном из своих выступлений он описал встречу с таким Учителем. Касаясь этой сокровенной темы, Святослав Николаевич проявляет высокое чувство такта и бережности по отношению к ним, представляющим Те Силы,
«которые так стараются к нам пробиться, чтобы олицетворить Себя здесь, на этой Земле». Он крайне осторожен в своих выражениях и может являться образцом для подражания. Ведь малокультурные и невежественные люди стараются сделать из факта существования Учителей и их «великого и царственного пути» расхожую сенсацию или средство для собственного возвышения. Нередко такие люди пытаются стать учителями и часто называют себя таковыми, не подозревая о том, что истинный Учитель никогда так себя не называет. Болезнью ложного учительства страдает и наше молодое рериховское движение, что приводит к умалению статуса ученика, важнейшего этапа на пути совершенствования человека. Святослав Николаевич, находясь в тесном взаимодействии с Великими душами, никогда не называл себя Учителем. Он просто являлся таковым. Он никогда не претендовал на всеобъемлющее знание «Живой Этики», которая создавалась на его глазах и с его помощью. Тем смешнее выглядят те, которые заявляют, а это иногда происходит в присутствии немалого количества людей, об абсолютном знании «Живой Этики»... Энергетическое влияние Святослава Николаевича, Ученика космического Иерарха, было велико и несомненно изменяло энергетику тех, кто входил с ним в контакт и чья энергетика была готова к такому изменению.
Осмысливая общечеловеческое значение творчества отца, Святослав Николаевич отмечает всегда одну важную его черту - тесную связь с Россией, истинный патриотизм и непреходящую любовь к Родине. То, что Рерихи были русскими, тоже, по всей видимости, не было случайностью. Русь-Индия встает огненным сполохом над их судьбой. Русь-Индия - не только как историческое и культурное понятие, но и как энергетическое, суть которого раскрывает эволюционную тайну такого сочетания. «Русь-Индия, два магнита, два устоя», - писал Николай Константинович, имея в виду их роль для будущего Планеты. Культура той и другой страны носит синтетический характер и включает в себя самые различные элементы мировой культуры. Изначально обе культуры имели общий источник происхождения. И в течение ряда веков существовало мало объяснимое тяготение их друг к другу. Если Индия являлась как бы энергетическим полюсом древнего мира, где зародились новый вид человечества и его новая духовноэнергетическая система, то Россия, расположенная на средоточии Востока и Запада, в преддверии нового эволюционного витка и формирования нового человечества принимает в наше время энергетическую эстафету от Индии. Нам надо помнить, что без энергетического поля индийской культуры не сформируется новый энергетический полюс в России. Одно без другого не сложится, одно без другого существовать не сможет. Новая энергетика складывается на старой, используя то необходимое, что было наработано этим старым центром.
«Я всегда верил, что России предопределена особая, исключительная роль. В России сошлись Восток и Запад. А потом ее размеры, географическое положение. Все это чрезвычайно важно...»
И то, что Рерихи, будучи русскими, именно в Индии и от индийских Учителей получили целую систему энергетического мировоззрения, называемую «Живой Этикой», само по себе является фактом великой значимости. В этом есть что-то символическое, как будто проявляется Веление самой Космической эволюции.
«России предопределена великая, по существу космическая роль на Земле», - говорил Святослав Николаевич.
И еще: «Россия - это пространство будущего». Это - страна эволюционной энергетики, сложившейся на ее великих просторах. Ее избрала сама эволюция, не освободив ни от трудностей, ни от препятствий, ни от страданий, ни от всякого рода противостояний и конфликтов.
Мне запомнился один из моих последних визитов в Бангалор в апреле-мае 1992 г. Мы были там вместе с Натальей Сергеевной Бондарчук, которая снимала фильм о Рерихах. Несмотря на некоторое недомогание, Святослав Николаевич был активен, общителен и охотно шел на всякого рода интервью, которые сопровождали съемки. Я же обсуждала с ним разные вопросы, связанные с работой Международного Центра Рерихов, рассказывала о тех трудностях, с которыми пришлось нам столкнуться в наше очень непростое время.
- Ничего не бойтесь, - сказал он. - Идите вперед, не оглядываясь. Все будет хорошо. Помните, все мы работаем для Будущего. Не огорчайтесь кратковременными неудачами. Думайте всегда прежде всего о Будущем.
https://icr.su/

*************
4.Очерк академика Л.В.Шапошниковой «На берегах иных миров», посвященный художнику М.К.Чюрлёнису

Очерк академика Л.В.Шапошниковой «На берегах иных миров» посвящен одному из ярчайших представителей Серебряного века -художнику М.К.Чюрлёнису: «В нем жил синтез искусств и мысли, соединивший в одно целое музыку, художество, слово и глубокую философию. В нем существовали два мира — земной и тот, иной, Красота которого звучала на его полотнах. Придя к живописи уже зрелым человеком, он совершил в ней революцию, которая не сразу была понята и осознана его современниками и до сих пор, полагаю, до конца не осмыслена потомками тех современников. Он изменил в человеческом сознании соотношение миров и снял с иного, Тонкого Мира пелену, мешающую видеть его реальность».
Исполнитель - актриса Лариса Винжегина.
Очерк «На берегах иных миров» продолжает культурно-просветительский проект «Русский космизм» Благотворительного Фонда имени Елены Ивановны Рерих.
Впервые текст очерка был опубликован в книге Л.В.Шапошниковой «Тернистый путь Красоты» (Международный Центр Рерихов, 2001).
https://icr.su/
**********
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
1 февраля 2024 года