Случайное соревнование

Алифтина Павловна Попова
 
     Возраст у меня такой большой, спасибо Господи, но любовь к лыжному спорту не проходит. Сейчас, конечно, это не стремление к победам. Лишь бы не упасть, наглотавшись на лыжне свежего воздуха в сосновом бору. Это, если с мужем выходим на лыжную прогулку. Как-то сделала себе лыжню на дачном участке. Пять кругов пройду и домой. Хожу по лыжне, вспоминаю своё участие в лыжных соревнованиях. Они вызывают у меня хорошее настроение.

     Первое участие в лыжных соревнованиях было для меня случайным. Обычно у нас  районные соревнования по лыжным гонкам проходили в акутихинском лесу, на кордоне. Там была большая поляна, на которой и соревновались спортсмены школ района зимой. Но я в том месте была только летом, когда ходили с мамой рвать ягоду. Зимой лыжню не видела здесь, как соревнуются лыжники, не знала.

   В Акутихинской семилетней школе я училась второй год. Мама купила в посёлке Акутиха дом, когда мы приехали с севера Томской области. В шестом классе пришла  зимой посмотреть на лыжные соревнования. Я первый раз увидела столько спортсменов-лыжников. Они приехали из разных сел, из разных школ, и стояли около своих учителей. А наш директор стоял в стороне один, смотрел озабоченно в сторону посёлка. Соревнования идут уже - лыжница из нашей школы не явилась. А тут он увидел меня на лыжах.

 Я участие в соревнованиях не принимала, поэтому стояла в сторонке, а забег участниц уже начался. Лыжницы бежали по большому кругу. Сначала был забег мальчиков, но я его не видела, так как подошла позднее. И вот, уже последняя лыжница зашагала по лыжне. Вдруг ко мне подошёл директор нашей школы. Он меня не учил, хотя и была я новенькой в семилетней школе, но примелькалась ему на переменах, поэтому он знал меня.
 
       – Ты умеешь кататься на лыжах?
       – Умею, – ответила я.
       – Тогда пробеги этот круг! А то наша лыжница не пришла, –  сказал мне директор и повёл к месту старта.  Подошёл учитель из другой школы, и они обменялись репликами.

      – Вот наша лыжница из Акутихинской семилетней школы. Запишите её! –  сказал директор. Тот  записал мои данные, и директор повёл меня к стартовой линии. Там стоял другой мужчина, который громко крикнул:
 – На старт! Внимание! Марш!
Но мне эти слова ни о чём не говорили, поэтому я ждала команду от нашего директора, продолжала стоять на месте. Директор сказал:
       – Беги! Догоняй их!

    Я побежала вперёд, быстро догнала последнюю девочку и топталась у неё за спиной, так как не знала, что дальше делать. Лыжница заспешила, упала и барахталась в снегу. Я подала ей руку, помогла девочке подняться и встать на лыжи.
       – Обгоняй, обгоняй её! – кричали наши школьники, которые пришли болеть за своих спортсменов. Лыжница стряхивала с одежды снег,  а в этот момент я её обогнала под одобрительные крики болельщиков. Впереди по лыжне ковыляли другие девочки-спортсменки. Догнав следующую, я какое-то время шла за ней, но она двигалась медленно, поэтому сойдя с лыжни, я обогнала её с правой стороны и покатила вновь по хорошо укатанной лыжне. Легко скользя по ней, я оставляла позади себя одну спортсменку за другой, хотя и всех других обогнала за пределами лыжни. Просто бежала по снегу. В то тремя ещё не знала о том, что нужно было кричать слово: – Лыжню! Тогда лыжница, идущая впереди,  должна была освободить одну лыжню, чтобы на другой побороться с противницей, которая, может быть, и не обгонит.

       И вот впереди меня на лыжне никого уже нет. Понимаю, что бегу по ней первая из лыжниц. Про финиш в то время ещё ничего не слышала. И как заканчивать дистанцию, тоже не знала. Увидела, что лыжня ведёт к месту, где стояли ученики  школ, лыжники, учителя. Вот я и устремилась в их сторону. Бегу и вижу, как мальчишки нашей школы начали поднимать руки вверх с зажатыми кулаками.  После каждого взмаха они кричали:
 –  Давай, давай!

        От их действий я пришла в смятение. Мысли вихрем пронеслись в голове. Подумала: «Что давать им? С собой  ничего не взяла. Кулаками машут, видно,  побьют за то, что всех обогнала!». Я метнула взгляд по сторонам в надежде отыскать место, куда можно убежать от них, – и остановилась. Решила подождать лыжницу, пропустить её вперёд, чтобы не так мне от них досталось. Стою и смотрю на ребят, не зная, что делать дальше, бежать вперёд или убегать с лыжни, пока не побили. Другая лыжня рядом уходила в сторону. Это была большая дистанция для мальчиков.

           Тут я оглянулась назад, увидела, что все лыжницы ковыляли по лыжне, отстав далеко от меня. Как будто впервые надели лыжи на валенки. А толпа у финиша замерла в недоумении. Мальчики заорали:
 – Беги! Беги вперёд! Беги быстрее! Кулаками уже не грозили – руки были опущены вниз. Я заскользила, продвигалась быстро вперёд и финишировала  первой. Все ребята нашей школы радостно кричали:
       –  Ура! Наша победила! Ура-а-а!

  Болельщики ликовали. Но их радость  была недолгой. Я не знала, что дальше делать и встала в сторонку. Физруки из других школ и наш директор столпились в кучу, спорили и ссорились. Ко мне подошли  незнакомые учителя, один из них спросил:
      – Ты, девочка, в каком классе учишься?
      –  В шестом, – ответила я.
      –  Врет, не верю! Она подставная, она семиклассница! – утверждал учитель упорно. Оказалось, что забег был учениц шестого класса. Я училась в шестом классе, но ростом была в папу, была высокая, поэтому мой рост мог вызвать сомнение у них, но и моё умение кататься на лыжах тоже. Они ведь не знали о том, что на лыжах я ходила уже с шести  лет. После того как папа смастерил мне маленькие лыжи и поставил на лыжню, которую он сам проложил в нашем огороде на своих охотничьих лыжах. Я часто ходила по ней, но и каталась с горки, которая была рядом с домом. И в первый класс ходила зимой на лыжах по дороге, когда была хорошая погода. Таким образом, можно было быстрее добраться до школы. Мы жили в то время в далёкой сибирской деревне, на севере Томской области.

       –  Не дадим ей первое место! Она подставная! – отстаивали своё мнение  учителя физической культуры других школ. Я стояла рядом с ними и не знала, что мне делать, стоять здесь или уже можно уходить. Наконец, подошел ко мне наш директор  и сказал  очень сердито:
      – Иди отсюда!
  Развернув лыжи, я покатила из леса в сторону дома. Чувства обиды  не испытывала. Не присудили мне они первое место, так я и не понимала какой-то значимости этих лыжных соревнований для меня. Быстро скользила по лыжне, не зная, что все мои победы будут ещё  впереди.
 
На фото автор.