Книга Сновидений. Аннотация

Арминас
В первой части книги я исследую важнейшие, в моем понимании, темы, касающиеся сновидений, даю обзор различных теорий и комментирую их. Вторая часть посвящена моему собственному опыту, и читателю предоставлено право судить, насколько он вписывается в изложенные теории.

В первой части исследуются следующие темы.

1. Каким образом сон оказался связан со смертью.

2. Можно ли дать общее толкование сновидений, если разные люди видят различные сны, а кто-то вообще их не видит.

3. Обзор религиозных, философских, психоаналитических теорий сновидений. Все они, начиная с глубокой древности и заканчивая изысканиями психоаналитиков, делятся на четыре группы по разнице в восприятии дневной (явь) и ночной (сон) реальностей.

1) Сон реален, как и явь. Классическая и, возможно, оставшаяся непревзойденной по мудрости среди толкований всех групп притча Чжуан Чжоу о сне про бабочку.

2) Явь нереальна, как и сон. Подход, свойственный Упанишадам, Беркли, Шопенгауэру и популяризованный Л. Кэрроллом.

3) Сон реален, явь нереальна. Теория сна Бога, развитая суфизмом и в настоящее время представляющаяся гиперболой по очевидной причине: если явь нереальна, тогда нереально и толкование, данное наяву.

4) Явь реальна, сон нереален. Эта группа толкований превосходит три предыдущие в их совокупности. Все ее толкования сводятся к восприятию сна либо как бесполезной игры воображения, либо как процесса полезного для духовного, психического или физического здоровья. Причем пользу сон приносит независимо от своего источника, будь то послание от богов, от Бога или от организма спящего.

4. Существуют ли осознанные и управляемые сновидения, или они не по праву носят имя снов.

5. Взаимодействие с миром мертвых во снах.

Сны, описываемые и анализируемые во второй части, распределены по рубрикам.

1. Богатство реалистических снов. В этих снах нет чудесных событий, захватывающих приключений, волшебных существ. Обстановка, за некоторым исключением, приближена к дневной реальности. Но даже если сон не выходит за рамки яви, его обстановка богаче, насыщеннее деталями.

2. Ирония во снах. В иронических снах могут пародироваться логические цепочки и возвышенные идеи. В них реализуется с трудом достигаемая наяву самоирония, и часто появляются знаменитости.

3. Символика приключенческих снов. При анализе снов, наполненных приключениями, невыполнимой представляется задача выявления первичных мотивов – дневных впечатлений, внешних раздражений, подавленных желаний, бессознательных архетипов и др. – настолько они многочисленны и смешанны. Непонятно, как столь разнообразные мотивы могут складываться в последовательный сюжет, годный для запоминания. Однако приключенческие сны не внушают чувства иной реальности, а разве что повторяемости отдельных событий. Они символичны, но символы, за редким исключением, разгадке не подлежат. Можно лишь указать на преобладающее в них настроение.

4. Трансформация образов. Логика сновидения переменчива, беззаконна, но отнюдь не ложна. Напротив – логика яви в отношении того или иного образа может показаться случайной. Сны этой рубрики содержат нетипичные применения картин бодрствования.

5. Умершие, смерть и двойник во снах. Покойные родные и близкие, встречающиеся во снах, не воспринимаются как умершие и не вызывают ни утешения, ни облегчения, ни скорби, ни сострадания. Кроме того, в данную рубрику входят сны, в которых приходится претерпевать смерть и встречаться с собственным двойником.

6. Кошмары и кандидаты в кошмары. Сны, содержащие смерть или пророчество о смерти, лишены чувства страха. Страх вспыхивает при кошмарах, которые вызывают мгновенное пробуждение. Не объясняется ли оно угрозой для жизни? И кто меня будит – рассудок или инстинкт самосохранения, не склонный к постепенности?

7. Ностальгические сны. Извлечение из области бессознательного воспоминаний детства вполне осуществимо. Являются ли ностальгические сны такими извлечениями? Их настроение присуще не только детству, хотя в детстве оно ощущалось сильнее. Да и часть лиц и обстановки происходят не из детства.

8. Чудесные пейзажи. В две последние рубрики включены таинственные сны, по моему убеждению, приоткрывающие завесу между мирами. Завеса всего лишь приоткрывается. Какими бы чудесными ни были пейзажи, они по ряду признаков знаменуют границу иного мира. Часть признаков известна с древности, часть – приближена к современности.

9. Переживание волшебных снов. В волшебных снах тоже возникают вышеописанные локусы, но не они приковывают к себе внимание, а события и персонажи. Какое бы настроение ни владело мною, переживать волшебный сон – всегда праздник. Эти сны элитарны, хотя им присуща атмосфера всех рассмотренных рубрик.