Чеченцы в Албании

Хасан Бакаев
Разговаривал на днях с албанцем по имени Эрвальдо, который прекрасно говорит по-русски (он в свое время закончил вуз в Москве). И он ошарашил меня сообщением, что южные албанцы называют своих северных соотечественников "чеченцами". Я, конечно, стал выяснять подробности и вот что Эрвальдо рассказал.

Албания разделена рекой Шкумбин на две почти равные части: южную и северную. Южане до Османского завоевания исповедовали православие, а северяне -- католицизм. После прихода турок те и другие стали исповедовать ислам, но былое конфессиональное разделение не было изжито.

Есть и другие различия. Южане считаются более "прогрессивными", а северяне, которые делятся на родовые кланы, придерживаются закона кровной мести и соблюдают древние обычаи, считаются более традиционалистским, патриархальным обществом. На юге Албании существовал феодализм (беи и зависимые от них крестьяне), а на севере феодализма не было, а был родовой строй. Северяне были главными сторонниками демократических реформ, а южане больше были заражены коммунистической идеологией. После краха коммунистов к власти в Албании пришел северянин Сали Бериша, по профессии врач-кардиолог.

Из-за мошеннических банковских афер (т.н. финансовых пирамид), албанцы потеряли около 2-х млрд долларов и весной 1997 года потребовали у правительства Сали Бериша компенсировать им потери. Правительство денег обманутым людям не вернуло и ограничилось запретом на создание финансовых пирамид. Южане восстали, стали захватывать склады с оружием и начались столкновения между восставшими южанами и правительственными войсками, причем, многие солдаты переходили на сторону восставших. Сали Бериша по примеру южан открыл для поддерживающих его северян склады с оружием. В результате столкновений погибло от 1,5 до 2 тыс. человек. Чтобы столкновения не переросли в полномасштабную гражданскую войну, в страну по просьбе албанского правительства были введены натовские войска (7-тысячный итальянский корпус) и волнения к осени улеглись.

Так вот, во время этих столкновений, южане называли северян "чеченцами", вкладывая в это определение тот смысл, что северяне такие же вспыльчивые, такие-же носители родовых (тайповых) традиций, такие же воинственные, как чеченцы, которые только что победно завершили Первую российско-чеченскую войну, и о которых в те времена очень много писали в газетах и говорили по телевидению.

Такая вот история. Русские называли чеченцев "чехами", а албанцы своих северных соотечественников -- "чеченцами". Как говорится, все смешалось в доме Облонских.