Первый семестр

Дмитрий Гендин
1.
Я не ожидал во всей уверенности, что поступлю в МГУ имени Ломоносова. Я ходил на курсы только по обществознанию. Курсы, где только спрашивают, не стоят денег. Спрашивать может хоть старший брат. Кстати, мой брат Игорь так мне и сказал: «Ты должен учиться в МГУ».
«Школу юного философа» вела женщина с кафедры русской философии. Благодаря ей узнал моего нового. Она рассказал вкратце всю историю философии. Дала схему, как писать сочинение по обществознанию. Я его написал на отлично. Как и предварительное сочинение (дали диплом).
Тему по литературе мне полностью рассказала ещё в школе учительница. Шукшин, «Чудик», «Срезал». «Отлично» по литературе при поступлении в МГУ не реально. Я получил твёрдое «хорошо». Я написал, что герои Шукшина живут по нравственному императиву Канта (узнал на курсах). Рассказ «Срезал» я вообще забыл, вылетело из головы. Я писал: «...И в рассказе “Срезал” тоже самое». Экзамен по истории Отечества сдал на «хорошо». В школе нам большей частью рассказали о ВОВ. Я не знал лишь, что такое «железнодорожная война», основные битвы я изложил. Второй вопрос был про декабристов. Я родился в Иркутске, куда их ссылали.
С нами поступала певица Земфира. Я набрал на два балла больше, без «троек».  Она бросила МГУ. Хотя и сыграла нам в День первокурсника. Ни с кем почти не общалась, вся в делах и на мобильной связи. Учитель английского вынудил её как-то читать текст. В её песнях есть «философинка», так считал наш декан.
На Философском факультете было три бюджетных отделения: философия, политология, религиоведение. Я выбрал философию, раз факультет такой. Мотивом была и кафедра эстетики, где я мог писать работы по любимому писателю Набокову. Тем более, что в МГУ можно посещать дополнительно любые семинары и лекции университета. Я ходил к филологам, где проявил себя набоковедом.
Школу я закончил с серебряной медалью. Философия — синтетическое знание о разном. Хотелось найти путь в жизни, прикоснуться к мудрости. Найти смыслы, которых так не хватает юноше. Я думал, что после МГУ открыты все двери. Я наивно хотел перевестись во ВГИК. Я бы поступал во ВГИК, если бы у меня на тот момент была видеокамера и готовые работы. На журналистику в МГУ требовали публикации. У меня была только одна, случайная (газета «Пионерская правда», текст в защиту семьи как лучшей компании для человека).          

Я мог попасть в на философию в РУДН (два направления: западная философия и восточная философия). Мне подыграли в школе. В аттестате поставили неправильно мою дату рождения (сделали меня на год моложе). Задержали документы, и доступа к экзамену в РУДН не было. Я плюнул и поехал подавать документы в МГУ. Там с документами было не так строго. Плюс своя поликлиника. В РУДН, надо сказать, есть хорошие специалисты по Индии. 

2.
На курсах был дружок, который дал мне почитать «Тошноту» Сартра. Он не поступил. Уже на занятиях в университете у меня появился друг, с которым дружим почти двадцать лет.
В МГУ я влюбился в сокурсницу из нашей группы (похожа на певицу Ализе). У неё, правда, был жених в Орле. И она была ему верна. У меня в личной жизни был бардак. У меня никого не было, мои влюблённости оказались безответными. Страшная обида затаились во мне.
Та девушка пленяла своей красотой не меня одного. Чёрные волосы и глаза. Я написал ей одно весьма удачное стихотворение. Она оценила стихи как весьма философские. За ней пытался приударить и другой студент. Мой враг на то время.
Много лет спустя я пожму руку её возлюбленного из Орла. Это был красивый жест. Со мной она однажды съездила в библиотеку иностранной литературы.
Она перевелась на кафедру политической психологии. Я как-то подкараулил её и вручил первоклассного пластилинового человечка.

3.
Нас учили интересно. История философии Древнего Востока. Психология. Демография. Право. Математика. Из сложного: английский язык и логика. Философия науки немного скучна, но тоже интересно. Физкультура скучнее. 
В начале обучения нас приманивали на свои кафедры заведующие. Разделение по кафедрам на втором курсе. Я выбрал своего будущего научного руководителя.
Студенты Философского факультета — интеллигенция. Читают, ходят в театр. Фотографируют. У первокурсников глаза горят. «Только радость впереди».
Психология — историю психологии. Разные школы, подходы. Что-то хотелось оспорить. Психология — оружие. Стоит ли давать её методы всем? Лектор нас развлекал задачами.
Демография — насущная вещь. Для России особенно. В реферате я изложил мысль, что разврат снижает рождаемость. Получил «автомат». Формулы я не запомнил.
На математике мы решали задачи с кругами Эйлера. Лекции были доходчивыми. Логика сложнее. Теорема Гёделя о неполноте меня смутила. Важность её я оценил много лет спустя.
Право. Лектор изложил мысль, что при демократии большинство может ошибиться. Мы выбирали старосту курса. Победил мой кандидат. С перевесом в один голос. Я его выбрал, потому что видел его чаще.
Восток. Египет — сказка. Принцип маат. Понятие времени. Индия сложна, но этим и завораживает. Веды, упанишады, Бхагавадгита (у меня был советский перевод, бабушка брала в Средней Азии). Ведущий семинаров шутил, что нужен спецкурс по «Кама-сутре». Кафедра зарубежной философии очень интересна, но там надо много читать, читать сложные тексты. Зарубежная философия была на всех курсах. У меня было много конспектов, мне зачли зачёт.
Был на обсуждении Канта. Учёные спорили о нём. «Можно ли всегда говорить правду?» Что сказать убийце, который ищет твоего друга, и ты знаешь, где он? Ответ в том, что значит знать. Можно соврать и угадать истинное его месторасположение (это пример Сартра). Я в обсуждение не влезал.
Застал академика Чанышева. У него неплохой учебник по философии Древнего мира (учебник хорошо, но нам советовали читать первоисточники). В его схеме философия объединяет науку, религию и искусство. Чанышев писал стихи.
Хорошая штука методичка. Жаль на других курсах их не было.

4.
Меня журили в учебной части за наплевательское отношение к банковской карточке и стипендии.
В первом семестре я уже был философом. Вёл горячие дискуссии. Сам что-то выдумывал, писал. Читал «Смысл любви» Владимира Соловьёва, сидя по-турецки у пруда. Писал много бреда. В том числе на конкурс «Философия: призвание или профессия?» Но это было необходимо, чтобы развился мой стиль.
Читал Набокова и Бодлера. И, кажется, Бердяева. Считал себя их последователем. Читал хрестоматию с выдержками из разных философов.
Книга «Русский Эрос или философия любви в России» меня заворожила.
Я искал ответа на вопросы любви в книгах. Так себе стратегия. А как ещё любить правильно? Любовь должна быть на практике. Духовная любовь. Разврат слишком прост и греховен. Любовь — это не секс.
Зачем нужна безответная любовь? Для поэзии?
Философия любви — круг моих интересов. Лучше любить, а не думать о любви. Я — безнадёжный романтик. Мужчины становятся грубыми в отношении пола, а я так не могу.

5.
В первом корпусе гуманитарных факультетов хорошая библиотека и букинист.  В букинисте я купал много книг о Набокове. Да и просто интересные книги продают.
Потом построят отдельную библиотеку и новый корпус для гуманитариев.
В те годы праздновали 250 лет МГУ. Вышли юбилейные учебники. У меня есть по демографии, этике и истории зарубежной философии. В последнем кое-что написал наш ведущий семинаров.
В корпусах МГУ много курят. Хотя не думаю, что и в главном здании тоже (высотка).
Вход в внутрь только по студенческому. Я как-то охране показал проездной, да так уверенно, что они пропустили.
На уроки английского языка тащил большущий словарь. У нас было три английских: грамматика, история философии на английском и английская литература. Я запомнил 116-й сонет Шекспира. Он про любовь. Перевод нашей преподавательницы оказался самым лучшим.          
 
Я не так много читал, что нужно. Выбирал самое интересное. Что-то прочитаю  позже. Аристотель не хуже Платона. «Смерть Запада» Бьюкенена с удовольствием прочитаю (эту книгу советовал лектор на демографии).
Я объявил себя противником фрейдизма. Основатель психоанализа развратил мир. Много я на себя взял. Читал из Фрейда только атеистическую статью и отрывок в хрестоматии. Ну, и толкование тут только одно, можно не вчитываться.

6.
Из окна нашего факультета была видна вся Москва. Утренняя заря.   
Главное здание (высотка) подавляла своим величием. Там в подвале бассейн. Я не показал способность умения плавать. Не показал себя я и как шахматиста.
Напротив нашего корпуса горел вечный огонь.
Сидим как-то на лекции по психологии, а из окон виден пожар в соседнем корпусе. Лектор даже обиделся, что пожар интереснее его лекции.
Уж не помню, когда, но была сценка с лектором по логике. Стоит он, читает лекцию. Студент вдруг его спрашивает:
-А если на лектора упадёт лампа?
-Ну, это маловероятно...
Все посмотрели на потолок: одна лампа кое-как держалась на одном креплении.

Много было забавного.

7.
Первый курс — золотое и волнительное время. Все дороги открыты для юного философа.   

P.S.
А ещё недалеко от университета продавали вкусные беляши с мясом.