В Орловской губернии - первая узкоколейка в России

Александр Бельский Город Орёл
                24.12.2021

Орловский краеведческий музей

150 лет назад открылось движение по Ливенской узкоколейной железной дороге

Ливенская узкоколейная железная дорога была открыта для грузового движения 28 апреля (15 апреля по ст. ст.) 1871 г. Пассажирские поезда начали курсировать спустя два дня – 30 (17) апреля.

Несмотря на то, что ещё в XVIII в. на заводах России для удобства гужевой транспортировки грузов сооружали деревянные, а затем металлические узкоколейные рельсы, первой узкоколейкой нашей страны в её классическом понимании - с шириной колеи менее 1524 мм - соединившей населённые пункты и создавшей всю сопутствующую инфраструктуру, является Ливенская железная дорога Орловской губернии.

150 лет назад открылось движение по Ливенской узкоколейной железной дороге., изображение №1

Во второй половине XIX века в России возросшие транспортные потребности экономики превышали финансовые возможности строительства. Поэтому, вопреки распространённому в то время мнению, что узкоколейная дорога ненадёжна в эксплуатации, более подвержена авариям, чем широкая колея, в правительстве страны всё чаще поднимался вопрос об удешевлении железнодорожного строительства. Основными причинами строительства более дешёвого магистрального пути становились: во – первых, ситуация, когда экономическое значение территории было невелико и не ожидалось существенного увеличения грузо- и пассажирооборота в последующие годы эксплуатации дорог (т.е. устройство так называемых «подвозных» дорог, соединявших основную железнодорожную сеть с районами, в которых невыгодно создавать обычные железные дороги); во-вторых, узкоколейные дороги не нуждаются в насыпях (следовательно, их проще и дешевле строить); в-третьих, сравнительно небольшие размеры подвижного состава позволяют обойтись облегчёнными мостами и тоннелями меньшего диаметра. Помимо всего вышеперечисленного, среди государственных задач было апробирование эффективности строительства и эксплуатации узкоколеек по сравнению с магистралями стандартной ширины для реализации проектируемой Транссибирской магистрали (строительство началось в 1891 г.).

Для изучения передового опыта в 1870 году члены российской императорской технической комиссии посетили первую в истории Англии узкоколейную железнодорожную ветку Ffestiniog. В числе прочего гостям из России продемонстрировали сочленённый паровоз «тяни-толкай» системы Роберта Ферли, который и появился в 1871 году на Ливенской узкоколейке с момента её открытия. Во время эксплуатации локомотивам присвоили собственные имена: «Река Любовша», «Ливны», «Верховье», «Русский Брод», «Роберт Ферли».

Паровоз системы Ферли. Изображение взято с сайта:
Почти сразу после поездки в Англию российская сторона приняла решение построить Ливенскую и Новгородскую железные дороги с колеёй 1067 мм - данные направления остались в стороне от действующих ширококолейных дорог (Новгородская узкоколейка открылась в конце мая 1871 г.). Вопрос о соединении с центральными железнодорожными сетями уездного торгового города Ливны неоднократно поднимался местными купцами. Но предложения о строительстве классической ширококолейной ветки всегда отстранялись ввиду неопределённости экономической эффективности данного направления в перспективном развитии. Таким образом, решение о строительстве узкоколейки было единственным спасительным вариантом для ливенских купцов.

Новую ветвь решили начать от станции Верховье Орловско – Грязской железной дороги, введённой в эксплуатацию в 1870 году. На протяжении 8 вёрст (; 8,5 км) дорога была проложена по территории Новосильского уезда Тульской губернии, на территории которой и располагалась станция Верховье. Остальные 49 вёрст (; 52 км) главного пути прошли по территории Орловской губернии. Первоначально определили пять станций: две конечные – Верховье и Ливны, и три промежуточные – Русский Брод, Бобровка и Здоровец.

Станция Бобровка. Изображение взято с сайта: https://vita-life777.livejournal.com/22874.html

В 1898 г. Ливенская узкоколейная железная дорога была заменена железнодорожной линией широкой колеи, пролегавшей по тому же направлению. Причиной, вероятно, послужило исключение перегрузки товаров и пересадки пассажиров на станции Верховье. Подвижной состав был передан на узкоколейную железную дорогу Охочёвка – Колпны.

Работы по перешивке колеи. Изображение взято с сайта: https://vita-life777.livejournal.com/22874.html

(Материал из Интернет-сайта)