Пожалели, что сдали родственнику комнату

Михаил Лекс
Николай приехал в Москву! Учиться. Окончательно он ещё не решил, где и на кого. Но был уверен, что скоро определится с выбором будущей профессии. Из плацкартного вагона поезда он вышел последним. Огляделся. Вдохнул полной грудью густого столичного воздуха, почувствовал себя счастливым и улыбнулся.

— Вот она! — радостно кивая в сторону вокзала, сообщил Николай, стоявшей рядом молодой проводнице. — Москва! А запах! Прямо как дома.

— Дома — это где? — спросила проводница.

Николай сказал где.

— Не были у нас? — спросил он.

— Нет, — ответила проводница и усмехнулась.

— Напрасно, — серьёзно произнёс Николай. — У нас там замечательный камерный театр.

— А в Москву зачем? — усмехнувшись, ответила проводница. — Работать? Или учиться?

— Учиться, — ответил Николай.

— На кого? На артиста, наверное?

— Может, и на артиста. А может, на следователя. Мне и то, и другое нравится. Всё от обстоятельств зависит.

— Вроде того, что каждый следователь, как правило, хороший артист? — улыбаясь, спросила проводница.

Николай с интересом посмотрел на неё.

— Тебя как зовут, шутница?

— Настя.

— Я, Настя, возлагаю на Москву большие надежды.

— Большому кораблю, как говорится... — произнесла Настя.

Николай снова с интересом посмотрел на неё.

— Замужем? — поинтересовался он.

— Нет, — ответила Настя. — А ты?

А Николай как будто только и ждал этого вопроса. Он с удовольствием пустился в обстоятельные разъяснения всех нюансов своей недолгой, но насыщенной жизни. Чего-чего, а поговорить он любил.

Выяснилось, что Николаю двадцать лет. И нет у него ни жены, ни детей. А в Москве у него живут родственники. Мамин брат родной, дядя Максим, и жена его, тётя Наташа.

— Своих-то детей у них нет, — охотно сообщал Николай. — И поэтому сейчас я прямиком к ним и поеду. На метро. Метро где здесь?

— Там, — показала Настя рукой в сторону здания вокзала.

Николай серьёзно посмотрел в указанном направлении.

— Рассчитываю на их гостеприимство, — задумчиво произнёс он, глядя в даль. — Уверен, что они очень мне обрадуются, — он посмотрел на Настю. — Ну, а как не обрадоваться-то? А? Всё-таки единственный их племянник. Как-никак! Скрашу их немолодые денёчки.

— А сколько им? — спросила Настя.

— Им-то, — Николай задумался. — Дяде Максиму скоро сорок пять. А тётя Наташа чуть моложе. А я, между прочим, их единственный наследник.

Николай ещё немного поговорил с Настей о смысле жизни вообще и о Москве в частности. Поинтересовался зарплатой проводниц. Выяснил, что и Настя тоже не местная, не замужем, детей нет, год назад приехала работать в Москву, живёт в общежитии. А недавно она рассталась со своим молодым человеком.

— А что, Настя?! — произнёс Николай. — Может, это судьба?! Взяла и свела нас?!

— Может, и судьба, — на всякий случай, согласилась Настя, — будущее покажет.

«Кто его знает, — подумала она. — А парень он шустрый. С таким и не соскучишься и не пропадёшь. Тем более что и родственники у него имеются, в центре Москвы, в огромной квартире. А он — их единственный наследник. Сейчас у меня на примете всё равно никого лучше нет. Так почему и не он?»

«Хорошая девчонка, — подумал Николай. — Смышлёная. В её возрасте некоторые в куклы играют. А эта! На ответственной должности! Проводницей работает. Пожалуй, женюсь на ней. У меня ведь всё равно пока никого нет. Вот только с жильём решу вопрос».

Николай взял у Насти телефончик, пообещал на днях позвонить и пошёл в сторону метро. А вскоре он уже стоял у подъезда нужного ему дома.

— Хороший дом, — серьёзно сообщил Николай бабушке, сидевшей тут же у подъезда на лавочке. — И территория придомовая мне очень нравится. Чистенько. Деревья растут. Вроде центр, а не шумно. Очень хороший дом. Вас как зовут?

— Степанида Ильинична, — растерянно ответила бабушка.

— А что, Степанида Ильинична, — произнёс Николай, кивая в сторону мусорных контейнеров, — мусор-то регулярно вывозят? Без задержек?

— Последнее время, слава богу, регулярно, — ответила Степанида Ильинична. — Раньше-то бывали задержки, но теперь каждый день.

— Так это хорошо, Степанида Ильинична! А вот скажите, вы тоже здесь живёте?

— Здесь. А вы, собственно, кто? И почему интересуетесь? Вы, случайно, не следователь? Не по поводу кражи в десятой квартире?

— Нет, Степанида Ильинична. Я не по поводу кражи. А у вас кража была?

Степанида Ильинична рассказала всё, что знала про кражу.

— Скажите на милость, — задумчиво произнёс Николай. — Кража! Впрочем, я не насчёт этого. Я по другому вопросу. Но! Может быть, и я когда-нибудь стану следователем. Или артистом. Я ещё не решил.

— А здесь-то ты, милок, чего делаешь?

Николай только и ждал этого вопроса. Он с радостью представился и сообщил Степаниде Ильиничне почти всё то же самое, что до этого рассказал молодой проводнице, на которой в ближайшее время собрался жениться. Сказал, что теперь тоже будет жить в этом доме.

— У кого же это? — спросила Степанида Ильинична.

Николай ответил, что собирается жить у дяди с тётей из 54-ой квартиры.

— Это у Максима и Натальи, что ли? — спросила Степанида Ильинична.

— У них. А вы их хорошо знаете?

— Ну, как хорошо? По-соседски.

— А что вы можете о них сказать, Степанида Ильинична? — серьёзно спросил Николай. — По-соседски.

— А что сказать? — ответила старушка. — Ничего плохого сказать про родственников твоих не могу. Хорошие люди. Вежливые. В списках должников по квартплате никогда их не видела. Чтобы скандалы какие, или ругань — этого нет. И на собрания жильцов дома всегда приходят. Хорошие люди.

— А к ним кто-нибудь ещё ходит? Родственники там? Или знакомые?

— Честно скажу, никого не видела. Наверное, никто к ним не ходит.

— Это хорошо, Степанида Ильинична, что никто к ним не ходит, — задумчиво произнёс Николай. — Ну, а что ещё вы можете про них рассказать? Вы поймите, я почему интересуюсь. Мне ведь жить с ними. А в таком деле каждая мелочь важна.

— Я понимаю.

И Степанида Ильинична рассказала ещё кое-что. Из чего Николай заключил, что родственники его — люди простые. И затруднений с ними не будет.

— Ну, я пошёл, — сказал Николай, когда понял, что Степанида Ильинична рассказала всё, что знала, и большего от неё не добиться. — Спасибо, что поговорили со мной.

— А иди милый. Иди. Да! И напомни родственникам, что завтра очередное собрание жильцов.

— Обязательно напомню.

Дверь открыл Максим.

— Здравствуй, дядя! — радостно закричал Николай.

— Племянник?! — радостно ответил ему дядя. — Ты, что ли?

— Я, дядечка, я.

— Чего же не позвонил? Не предупредил? Мы бы встретили! Как мама? Ты заходи. Наталья, смотри кто приехал? А вырос-то! Вырос как! Наталья!

— Беспокоить не хотел, — сказал Николай, входя в квартиру, снимая ботинки. — Где тут у вас тапки? Ага, вижу. А мама что? Нормально у неё всё. Жива, здорова. Привет вам передаёт. Замуж собирается. За Василия Петровича. Вы его не знаете. Хороший мужчина, правда, немного странный.

— Странный? — удивился Максим.

— Неразговорчивый, — ответил Николай. — Всё время молчит. Кстати. Степанида Ильинична из второй квартиры просила напомнить, что завтра собрание жильцов. Так вот, я напоминаю.

— Спасибо. Будем.

— А вы что, ремонт недавно сделали? — спросил Николай.

— Сделали!

В прихожую вышла Наталья.

— Тётя! — радостно закричал Николай. — Как же я рад вас видеть.

— Привет-привет, — ответила Наталья. — Мы тоже рады. Ты надолго к нам?

— Да на недельку. Дела кое-какие образовались. Не выгоните, тётя Наташа? — шутливым тоном поинтересовался Николай. — Племянника единственного приютите?!

— Ну, если на неделю, — шутливо ответила Наталья, — то приютим.

— Как же я вас люблю, тётя Наташа. И вас, дядя Максим, я тоже очень люблю. Кстати, тётя Наташа, вы очень хорошо выглядите.

— Пошли обедать, — пригласила к столу Наталья.

Неделя пролетела быстро.
Николай решил, на кого будет учиться, и подал документы в соответствующее учебное заведение. И теперь Николаю необходимо было сказать родственникам, что в ближайшие лет тридцать он из Москвы выезжать не собирается, и поэтому хочет остаться жить у родственников надолго.

— Как это? — не понял Максим.

— А так, — спокойно, глядя на дядю широко открытыми глазами, ответил Николай. — Решил я в Москве задержаться.

— Надолго?

— Сначала, пока учёбу не закончу, а там видно будет, — ответил Николай.

— А на кого же ты учиться собрался?

— На следователя, — гордо ответил Николай. — Вот чувствую, что это моё. Я уже и документы подал.

— Учиться — это хорошо, — произнёс Максим. — Но почему ты хочешь жить у нас?

— А чтобы скрасить ваши ненастные дни. А то вы всё вдвоём и вдвоём. К вам и не ходит никто. Я же вижу, невесело у вас. А тут я рядом буду. Всё радостнее.

— Да нам, вроде как, и без тебя совсем не грустно, — произнесла Наталья.

— Это только так кажется, — уверенно ответил Николай. — В действительности, у вас тут тоска зелёная. Детей-то у вас нет! Вы вон даже телевизор почти не смотрите. Всё книжки читаете.

— И чего? — не понял Максим.

— А я вам, вроде как, вместо сына буду.

Но дядя и тётя отказали племяннику. Сказали, что хоть у них нерадостно и нет у них детей, но и племянник им тоже без надобности. В общем, отказали. Но посоветовали!

— Ты если решил в Москве надолго задержаться, — сказал Максим, — то найди себе съёмное жильё! Тем более что в Москве этого добра полным-полно. На любой вкус и кошелёк.

— Значит, не приютите родного племянника?

— Нет, — весело ответила Наталья.

— Советуете квартирку снять?

— Советуем, — ответил Максим. — Или в общежитие перебирайся. При вашем учебном заведении, наверное, есть общежитие.

— Как не быть, — мрачно ответил Николай, — есть, скорее всего.

«Экие вы, — подумал Николай, — непослушные. Ну, ничего. Я вас перевоспитаю. Дайте срок».

— А я так и сделаю, — радостно воскликнул Николай и подмигнул дяде.

— В общежитие переедешь? — спросила Наталья.

— Нет, — ответил Николай. — В крайности впадать не стану. Квартиру сниму!

— Вот и молодец, — произнёс Максим.

И Николай пошёл искать себе новое жильё. Но! Изучив московские цены, Николай загрустил. Понял, что отдельную квартиру ему не потянуть. Если только очень далеко от места учёбы. А в комнате с чужими людьми жить не охота. И тогда он предложил родственникам сдать ему комнату в их квартире.

— Слушайте, родственники! — сказал Николай. — Я, как будущий сотрудник правоохранительных органов, вот чего подумал. Вы правильно поступили, что отказали мне в проживании.

— Надеюсь, ты не обиделся? — спросил Максим.

— Нисколько, — уверенно ответил Николай. — Правильно поступили. И в этом я полностью на вашей стороне. Потому как незачем поощрять наглость родственную. Сегодня я напросился пожить бесплатно и безвременно. А завтра, что?

— Хорошо, что ты сам это понимаешь, — произнесла Наталья.

— Очень хорошо понимаю, тётя. Спасибо и вам за вашу принципиальность.

— Да мы что, — сказал Максим. — Тебе спасибо, что понимаешь и не сердишься.

— Сержусь? Я? Да на что же сердиться-то, дядя? Всё правильно. Так и надо. И поэтому у меня к вам будет другое предложение.

— Какое?

— А сдайте мне комнату. Я вам деньги платить буду. По-моему, это будет правильно.

— На что ты комнату снимать собрался? — спросил Максим. — Ты ведь не работаешь?

— Мне мама будет каждый месяц присылать. Мы с ней договорились. Так что? Сдаёте комнатку?

— Нет, — ответила Наталья.

— То есть? — не понял Николай. — Что значит «нет»?

— А то и значит, что обойдёшься, — спокойно ответил Николай.

«Да вы ж, мои хорошие, — подумал Николай. — Вы только посмотрите на них. И тут упрямятся!»

— Понимаю, — сказал Николай. — Не осуждаю. Но поймите и вы меня, дорогие родственники. Я — человек молодой. Москву толком не знаю. Боюсь, обманут меня. Сниму комнату, а потом выяснится, что у жуликов снял. Это я вам как будущий следователь говорю. Понимаете? А я бы у вас годик комнатку поснимал, и за это время к городу бы вашему большому привык. Людей бы узнал. Ведь люди-то разные встречаются на моём пути. Хороших, конечно, больше. Но ведь иногда встречаются и плохие. Вдруг именно на них и попаду? А? Вот у таких и сниму квартиру? Почему нет? Всякое может быть?

И прежде чем продолжить, Николай выдержал небольшую паузу. Он надеялся, что родственники что-то скажут. Но они молчали.

— Вот как ты, дядя Максим, — продолжал Николай, — будешь моей маме, своей сестре в глаза смотреть, если со мной что-то случится? А со мной обязательно что-то случится. Я чувствую.

Николай ещё немного помолчал, прежде чем продолжить. Молчание родственников продолжалось.

— Ну, что вам, жалко, что ли? — спросил он, — Не можете выделить мне одну комнатку? У вас ведь их три! Ну, хотя бы самую маленькую!

И снова молчаливая пауза. Николай ждал решения. А Максим и Наталья молчали, с интересом разглядывая племянника.

И Николай снова заговорил. О большом городе. О разных людях. О роковых случайностях, которые подстерегают молодых людей на каждом углу. Много чего ещё сказал. Привёл немало тревожных, но убедительных аргументов в защиту своей позиции. И...

И, в конце концов, родственники не выдержали и согласились.

— Ладно, — сказал Максим. — Живи.

— Но только один год, — предупредила Наталья. — Надеюсь, что за это время ты и город узнаешь, и жителей его.

— Само собой год, — ответил Николай. — Куда мне больше. Через год я, может, уже свою квартиру куплю. Теперь давайте с ценой определимся. Сколько же вы возьмёте с меня, дорогие родственники, за самую маленькую комнатку в вашей квартире.

— Ну, — рассудительно начал отвечать Максим, — чтобы не запрашивать с тебя лишнее, — он немного подумал, — учитывая расположение дома, размер всей квартиры и размер комнаты, в которой ты будешь жить. — Максим ещё немного подумал. — Тридцать пять тысяч, думаю, в самый раз.

— Побойтесь бога, дядя, — чуть не плача, воскликнул Николай. — За самую маленькую комнату такие деньжищи?! Креста на вас нет. Да за такие деньги я могу квартиру снять.

— Снимай, — равнодушно ответил Максим.

— Вам меня совсем не жаль, дядя?

— А как ты хотел? — вмешалась Наталья. — Тихий центр. Станция метро — в двух минутах. Комната твоя, хоть и самая маленькая, но тридцать пять метров. С балконом. К тому же в твоём распоряжении оборудованная кухня. Большая ванная. Туалет.

— Меня не жалеете, дядя, так сестру свою пожалейте. Это ведь её деньги.

— Между прочим, — произнёс Максим, — в квартире недавно ремонт был сделан. И сестру мне совсем не жалко.

— Поэтому, — добавила Наталья. — Меньше никак нельзя.

— Ну, хоть десять тысяч скиньте, — взмолился Николай.

— Рубля не скинем, — за двоих ответила Наталья. — И деньги — за два месяца вперёд.

Долго торговались. Сошлись на тридцати тысячах и коммунальные услуги пополам.

И вот после этого у Натальи с Максимом начались проблемы со своим новым жильцом. И грязи в квартире стало больше. И люди посторонние начали в квартиру приходить. А самое главное, женился Николай. На той самой Насте. И привёл в свою комнату.

— Вы уж не прогоняйте её, — жалобно попросил Николай. — Она ведь жена моя.

Николай показал документы.

— Не прогоняйте меня, — жалобно просила Настя. — Потому что мне теперь идти некуда.

— Потому что у нас денег лишних нет, — сказал Николай. — Мы поэтому решили и свадьбу не справлять. Расписались, и всё.

— А я так мечтала о белом платье, — сообщила Настя.

Максим и Наталья настолько растерялись, что просто не знали, что делать.

— В самом деле, — сказал Максим, — не выгонять же их.

— Пусть живут, — согласилась Наталья.

А Николай решил под этим предлогом освободиться от арендной платы.

— Дядя Максим, — плакался он. — Тётя Наташа. А можно мы с Настей у вас бесплатно жить будет.

— Нет! — в один голос ответили Максим и Наталья.

— Ну и родственники у тебя, — произнесла Настя, когда была с мужем наедине — Жадные!

— Ничего-ничего, — успокаивал её Николай. — Перевоспитаем.

— Натрави на них других родственников, — посоветовала Настя.

— Так и сделаю, — согласился Николай, с уважением глядя на свою молодую жену. — И соседей по подъезду тоже натравлю.

И вскоре после это другие родственники стали звонить и укорять Максима и Наталью, что они на Николае и на его молодой жене наживаются.

— Как вам не стыдно? — звонили по телефону и по очереди кричали на Максима и Наталью мама Николая и её новый муж. — Ребёнок приехал в Москву! Учиться! Только женился. А вы? Наживаетесь!

Стали звонить и другие родственники, о которых Максим и Наталья даже не знали. И тоже ругались. А тут и соседи по подъезду подключились. Здороваться перестали и смотрят косо. А Степанида Ильинична прямо в глаза Максиму и Наталье сказала, что о них думает.

— Я была о вас лучшего мнения, — произнесла она, — и все были о вас лучшего мнения. Такие, как вы, Москву позорят.

А Николай и Настя совсем обнаглели. По-родственному. Ванну и туалет надолго занимают. Один вышел, другая заходит. Телевизор смотрят громко. Гостей приводят. Посуду за собой не моют. В местах общего пользования не убираются. Из холодильника без спроса берут чужие продукты, нагло заявляя, что они — не чужие, потому что в этой квартире все — родственники.

— Мы ведь по-родственному, тётя Наташа, дядя Максим, — оправдывался Николай, когда те делали ему замечание, что он и Настя едят чужой сыр, яйца, масло и колбасу. — Ведь все деньги, что мне мама присылает, я вам за комнату отдаю. Я учусь. А зарплату Насти мы на квартиру копим. Нам на колбасу и сыр не хватает. А вам жалко? Да? Пожалели кусок масла родственникам? Десяток яиц пожалели? Я ведь ваш единственный наследник. Ведь после вас это всё моё будет. А вы?

Устали Максим и Наталья от всего происходящего. Недолго посовещались и сказали Николаю и Насте, что отказывают им в аренде.

— Проваливайте сегодня же из нашей квартиры!

— Куда?

— Куда хотите. Нам всё равно.

И тут выясняется, что никуда Николай и Настя не поедут, потому что Настя ждёт ребёнка.

— Не выгоните же вы меня в таком положении на улицу? — нагло поинтересовалась Настя.

— Выгоним, — уверенно ответила Наталья.

— Можете не сомневаться, — спокойно добавил Максим.

Настя посмотрела на мужа.

— Вы не посмеете, — произнёс Николай.

— А что нам помешает? — спросила Наталья.

— Совесть! — уверенно ответил Николай. — Что же ещё.

— Ты уверен?

— Абсолютно. И мне странно, тётя, что вы этого не знали.

— Не знали, чего? — спросил Максим.

— Что у каждого человека есть совесть, — ответил Николай. — И именно благодаря ей он и остаётся человеком. Понимаете теперь?

Максим и Наталья переглянулись и усмехнулись. А через два часа Николай и Настя с чемоданами вышли из подъезда.

***
— Неужто выгнали? — воскликнула сидящая на лавочке Степанида Ильинична.

— Бабушка, — ласково сказала Настя, — а можно мы у вас комнатку снимем? Нам идти некуда. А я ребёночка жду.

— В самом деле, Степанида Ильинична, — подключился к разговору Николай. — Вы ведь одна в двухкомнатной квартире. А нас и маленькая комната устроит. Она у вас сколько метров.

— Сорок, — ответила Степанида Ильинична.

— Нас устроит, — сказал Николай.

— А мы вам по хозяйству помогать станем, — продолжила Настя. — В квартире будем убираться. По магазинам ходить.

— Можно? — ныл Николай. — А? У вас ведь доброе сердце, Степанида Ильинична.

— Да можно, конечно, — радостно ответила Степанида Ильинична, — можно. Почему нет-то. Восемьдесят пять тысяч в месяц платите и живите, сколько хотите. Разве же я против. Можете хоть сейчас заезжать.

Настя и Николай, не говоря Степаниде Ильиничне больше ни слова и не прощаясь с ней, пошли в сторону метро. 

© Михаил Лекс,автор рассказа (28.10.2023)
Оригинальное название: «Пожалели, что сдали родственнику комнату в своей квартире».
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые истории.
Опубликован впервые на Дзен.Платформе на канале: «Как стать счастливым?»
Благодарю, #МихаилЛекс #РассказыДзен_mleks