Проклятие рода Романовых. Глава 2-я

Борис Углицких
Глава 2. Скромное обаяние «тишайшего» царя. Алексей Михайлович Романов

Ну ладно, первый блин, как говорится, получился комом. А что, действительно, следовало ожидать от царя, которого никто не обучал «царёвым» наукам? Которого, как мы понимаем, и выбирали «знатные бояре» для того, чтобы самим править страной, прикрываясь его именем. И уж теперь-то, когда династические законы обрели реальную силу, наследника уж точно можно было подготовить, никуда не торопясь, для достойного «государьского правления».

…До пяти лет будущий царь Алексей воспитывался в окружении царских «мамок». Потом эту заботу взяли на себя его «дядьки» - бояре Морозов и Стрешнев. Причем, Морозов, будучи «западником», делал упор на постижение юным царевичем современных образовательных норм, а Стрешнев более проповедовал религиозный мистицизм.

В 14 лет, когда престолонаследника впервые представили народу, он уже обладал знаниями, не только соответствующими человеку грамотному, но и по тому времени – превосходно образованному. А в 16 лет он, почти в одно время потеряв и отца, и мать, неожиданно для себя вступил на престол…

    Мягкий, добродушный и благочестивый по натуре, он очень ответственно отнёсся к свалившейся на него миссии: «Бог благословил и предал нам, Государю, править и рассуждать люди своя…», - сказал он боярскому сходу хорошо понимая, что «рассуждать» ему пока никто  не доверит. Но и потом… так случилось, что управление государством не стало для Алексея Михайловича таким делом, в котором бы ему надо было брать всё на себя. С самого начала он всецело привык полагаться на близких ему бояр и приказных «служилых» людей. Сперва за него правил боярин Борис Морозов, потом его сменил Никита Одоевский, затем много лет «напрягал» российский  народ своими заумными религиозными «новшествами» временщик – патриарх Никон. А в конце его жизни «государевыми» делами успешно «заправляли» бояре Ордин-Нащёкин и Матвеев.
 
…Женился Алексей Михайлович по любви. Правда, невесту выбирали ему всё тем же «доморощенным» способом, что и его отцу – путём выбора из собранных «со всея Руси» кандидаток. Для пущей важности в этом важном мероприятии присутствовал даже иноземный «дохтур». И, надо сказать, «дохтур», видимо, в деле благополучности брака сыграл далеко не последнюю роль – выбранная с его помощью девица из рода Милославских родила батюшке-государю аж 14 душ детей: 6 сыновей и 8 дочерей. Жену царь очень любил, но спал с ней в разных палатах. И только, когда «начинал тосковать», посылал за ней прислугу. Он вообще жил с женой порознь. В одиночку ходил на многочасовые моленья, ездил на любимую соколиную охоту, читал книги и писал разные «сочинения». Он даже трапезничал, назначая еду из 70 блюд, без жены, но в окружении близких бояр.

Когда Милославская умерла, царь был очень подавлен, но вскоре назначил новые «выборы» своей суженой. На этот раз всё было, как при нынешних конкурсах красоты – оценивались не только красота, но и ум (как пишут историки: выбирали «не только, как кобылу на базаре», но «по разговорному умению и манерам»). На этот раз царицей стала Наталья Нарышкина, будущая мать Петра I.

…Об Алексее Михайловиче осталось немало письменных свидетельств: как русских, так и иноземных людей, его знавших. Но эти источники противоречат в главном: описании его характера. В истории, как и в памяти большинства современников царя, он остался, как «тишайший», мягкий и незлобивый. Но есть свидетельства и тому, что, не будучи «на людях», он мог запросто кого угодно отдубасить палкой, а то и «за бороду выволочь».
А расправа над восставшими крестьянами под предводительством Степана Разина? Только по личному указанию царя было казнено 11 тысяч человек. А всего в ходе подавления мятежа было уничтожено свыше 100 тысяч человек. И всё это – с ведома «тишайшего»!

Ещё Алексей Михайлович был известен как стойкий аскет. Он мог неделями «сидеть» только на кашах, солёных огурцах, солёных грибах да на ржаном хлебушке. Однако с друзьями подчас «кушал изрядно» да и комплекцией был – довольно тучного вида.

…А чем же занимался Алексей Михайлович, давайте зададимся естественным вопросом, коли «государьские» дела его мало интересовали?

Первое – это истое и подробно соблюдаемое богослужение. Каждый день, помимо домашней молитвы, царь ездил на церковное богослужение и выслушивал все службы, начиная с «утрени» и кончая «вечерей». В праздники он выстаивал в церкви по 5-6 часов и «полагал» по 1000 (?!) земных поклонов. Частенько на целые месяцы царь с царицей уезжали в излюбленное ими «богоизбранное» место – Саввино-Сторожевский монастырь (что под Звенигородом).

Кстати: Известно, что царь останавливал свой "кортеж" за километр от монастыря и затем в сопровождении немногочисленной свиты шел к нему пешком. В монастыре до сих пор можно увидеть в комнатах, где проживали царь и его супруга сохранившуюся в первозданном виде мебель, посуду и другую бытовую утварь. Практически без изменений остался и молельный храм, где царь часами "полагал" земные поклоны. Мне, однажды побывавшему в этих святых местах, довелось испытать необыкновенное чувство прикосновения к святыням русской старины.

А второе – это соколиная охота (как же – чем не благородная царская забава?). Для этой «потехи» он держал более 3000 соколов и 100000 голубиных гнёзд для их корма. Ну и, разумеется, соответствующий штат сокольничьих. Кроме того, при дворе насчитывалось свыше 40000 лошадей, к которым было приставлено свыше 6000 человек конюхов, стремянных и прочей обслуги. Вот теперь можно представить масштабы царской охоты.

… Богоискательство и трепет царя перед умными служителями церкви и привели к тому, что в какой-то момент фактическим властителем Руси стал «Архипастырь Отца и всего народа русского» патриарх Никон. Этот самовлюбленный реформатор замахнулся исправить саму церковность, подвергая сомнению всё, что напечатано и вменено в каноны православия. Он поражал толпу пышностью – целые пуды жемчуга, золота и драгоценных камней шли на его одежды.

… Как-то стало принято сейчас оценивать того или иного представителя рода Романовых по его усилиям, направленным на «прирастание территорий». Видимо, по этим соображениям «тишайшего» царя историки сдержано, но хвалят.
В 1653 году, в ответ на просьбу гетмана Богдана Хмельницкого, Земский собор заявил о готовности принять Украину в русское подданство. Началась война России с Польшей. Вначале русские войска достигли значительного успеха –  заняли Смоленск, Витебск, Минск, Ковно, а на Украине совместно с отрядами Богдана Хмельницкого освободили западно-украинские земли вплоть до Львова. Но потом вмешалась Швеция.
В  1667 году было заключено Андрусовское перемирие на тринадцать с половиной лет, по которому за Россией закреплялся Смоленск и Левобережная Украина.

…А в Азии русские первопроходцы добрались до Тихого океана и утвердились на Амуре, потеснив находившихся там китайцев.

Коротенькая справка:

…Любопытно, что к тому периоду население европейских государств выглядело следующим образом:
Россия – 8 млн. человек;
Польша – 8 млн. человек;
Швеция – 2 млн. человек;
Англия – 5 млн. человек;
Франция – 19 млн. человек.

…В январе 1676 года Алексей Михайлович, вобщем-то ни на что не жаловавшийся, вдруг почувствовал себя очень худо. 28 января он благословил на царство сына Фёдора, простил всем своим должникам несколько тонн золота, приказал выпустить из темниц 300 смертников и раздать нищим 6000 венгерских червонцев. А на следующий день – умер в возрасте 47 лет.

       Продолжение следует