Рыбные места

Галина Саржина
На рыбалку собирались с вечера. Копали с папой червяков. В сухое лето приходилось идти через всю деревню на огород к тете Тоне и искать червей в навозной куче у хлева. Там были лучшие червячки - 3-4 см длиной, красные. У нас огорода не было, влажная рыхлая земля была только за крыльцом, куда выливали воду. Там под крапивой  попадались розовые и белые червяки. Папа копал, я растряхивала землю и выбирала червей. Полбанки наберем и хватит. Сверху присыпала землей, чтобы они не расползались. Утром до восхода солнца, как посветлеет, отправлялись в путь. Туман висел над рекой,  на траве серебрилась холодная роса. Трава вдоль тропки высокая, штаны выше сапог промокали. Если накануне шел дождь, то холодные капли падали за шиворот с кустов, если заденешь удилищем. Леска должна быть плотно обмотана  на удочке. Схалтуришь -  леска провиснет, обязательно зацепится за ветку. И тут уж изрядно разозлишься, намокнешь, пока отцепляешь. Может леска порваться, что не раз бывало или крючок отцепится и вопьется в одежду или в руку. Морока - с удочками по кустам ходить.  Намокнуть не боялись - солнце взойдет, высушит быстро. После нас оставались зеленые дорожки среди серебряного поля. Эти утренние походы были настоящим приключением. Деревня спит, а мы в тумане, как призраки, пробираемся вдоль реки, стараясь не шуметь, мечтая, что именно в это утро поймаем неуловимого язя, леща или огромного окуня.   
   В Яне не везде можно было ловить рыбу с берега. У нас были свои насиженные места. Чаще всего шли к Старой мельнице подальше от деревни. Эта сторона реки была полностью в нашем распоряжении. Кругом - ни души! Парень, приезжавший к бабушке, жившей на другом конце деревни, рыбачил ниже по течению. В той стороне был Ряков хутор, дальше - Гостичево. Рыбаков больше было, хотя гостичевские предпочитали рыбачить на Плюссе. Со стороны нашего края деревни никаких поселений не было, только леса бескрайние.  Не помню, чтобы хоть раз встретила на берегу или в лесу человека.
    Сначала располагались у камня на полпути к Старой мельнице. На берегу кусты были расчищены напротив глубокой ямы. Там попадались плотвички и окуни.  Трава густая на берегу, кругом деревья и комаров всегда туча. Если не клевало, шли дальше к Старой мельнице. Там было место открытое, ветер комаров сдувал. В омуте под перекатом клевали в основном уклейки, плотва и густера. Течение быстрое и удочку нужно было все время закидывать заново. Глубину большую делать было нельзя - крючок то и дело цеплялся за бревна на дне. Дернешь посильнее и леска обрывается, а, если с поплавком, то приходилось плыть за ним и доставать. Надоедала эта суета и шли дальше до отличного местечка с песчаным бережком, который плавно спускается в глубину. Шикарный пляж! Место открытое, течение плавное, одно удовольствие сидеть на теплом песке, наблюдая за поплавком, проплывающим мимо. Брат на спиннинг учился ловить щук. И вот к нашему восторгу щука прицепилась! В волнении сматывал леску, тащил сопротивляющуюся рыбину от противоположного берега,  уже вытащил и тут она сорвалась! Стала неистово биться на берегу и в воду упрыгала. Мы кричим - лови! лови! Рядом рубашка лежала, схватил, давай щуку ловить в воде. Она еще не очухалась, не успела рвануть в глубину  и брату удалось ее зацепить рубашкой. Ему тогда было лет двенадцать и это была первая серьезная рыбина - победа! Домой шел гордый, в полном восторге, на весь вечер рассказов хватило. Щуку жарить не стали, а завялили, чтобы смог родителям в городе показать.
Щуки подкарауливали добычу, затаившись среди камышей или в тени под берегом. Если подойти тихонько, увидишь щучку, которая стоит неподвижно, но  тут же стремительно рванет в глубину. Рыбы слышат шум и видят рыбака. Мы договаривались не шуметь на берегу, но это было трудно, когда братья приходили рыбачить. Топали по берегу, как слоны, хохотали. Бегали туда-сюда за каждым червяком.  Если  у Бориса начинался клев, Толя тоже устремлялся в это место и забрасывал поплавок рядом. Борька уходил в другое место и история повторялась. Потом начинались споры и обиды. Какая уж тут тишина. С Борькой мы ладили, он был младше меня на два года, а Толька был младше на три года. Мы не любили брать его с собой, тайком убегали. Бабушка Вера его пасла, купаться не разрешала, пачкаться не велела. А мы с Борькой купались, сколько угодно и не докладывали, куда уходили. Однажды Толька полез на дерево и в воду свалился, а потом бабушке сказал, что мы его послали в речку блесну доставать. Такой ябеда был.
Сестра Наташа и брат Миша были маленькие и с нами не ходили, играли около дома. Поэтому основными рыбаками были папа, я и Бориска. Я была заводилой и командовала братом - вместе на Могильник ходили, землянку рыли, сетки и переметы ставили, собаку дрессировали.
С уловом возвращались поздно вечером после вечернего клева.
 Самое противное в рыбалке - это вечером чистить рыбу на речке. Особенно колючих окуней. У них чешуя плотная, летит во все стороны. Макаешь хвост в сухой песок, чтобы не скользил, прижимаешь к камню и ножом сдираешь чешую. Обязательно уколет своими колючками! Потом вытаскиваешь внутренности и жабры. Плотвичек, уклеек, щук чистить проще. Конечно, чешуя потом везде - на лице, в волосах, к рукам прилипнет, не отодрать - рыбий клей. Хорошо, что на реке и не нужно, как в городе, отмывать кухню.  На пир толпой сбегались горькушки, моментально растаскивали рыбьи потроха. В реке ничего не пропадает - каждой пище найдется применение. Раньше в Яне водились раки, а потом вывелись - говорят вода стала не достаточно чистая. Раков приманивали на рыбьи останки, ловили руками и сажали в ведро. Мне было лет пять, не больше, когда я с ними познакомилась. Они шуршали в ведре, усами шевелили, клешни высовывали. Хотела потрогать, а рак здоровенный вцепился в палец клешней. Рассказывают, что я на всю деревню орала: "Пусти, дурак!".
Интересные создания. Однажды купила в магазине живого рака - детям показать. Запустила в таз. Налюбовались и понесли на Северо-Муринский ручей отпускать на волю. Вряд ли в той воде рак прожил долгую жизнь... А вдруг адаптировался?
Так и не поняла удовольствия от поедания раков. Грамулька мяса в клешнях и хвосте и гора отходов... Красивые, необыкновенные животные! У меня в аквариуме долго жил краб. Наблюдать за ним - большее удовольствие, чем есть крабовое мясо.
В детстве я была беспощаднее, ловила несчастную рыбу, не задумываясь. А теперь стало неприятно червяков на крючок насаживать...
   Летом поеду на речку, буду красоты фотографировать и наблюдать, как плотвички играют в реке, поблескивая боками на солнце, как стайка окуней шныряет между камыша, словно в лесу, отыскивая пищу, как стрекозы зависают над водой.
Зачем их ловить?...   Живые интереснее!