НебрюллОв. Зарисовка

Эгрант
                „Главная трагедия в жизни — прекращение борьбы.“
                — Николай Алексеевич Островский

Было это в то советское время, когда жёсткая цензура была и в оформлении музеев. Они, эти, порой невежды, решали не только, какие картины выставлять, но и порядок их размещения в залах. Не был исключением и Русский музей в Ленинграде, в котором служила экскурсоводом знакомая нашей семьи – Наталья Павловна. Как-то мы с женой заехали к ней на работу, и Наталья предложила провести нас по музею, рассказать подробно о произведениях искусства находящихся в нём.

Мы переходили от картины к картине. Морские пейзажи Айвазовского, галерея портретов Брюллова, и ещё множество картин великих живописцев прошлого.

Вот, мы подходим к табличке, на которой стрелкой показано направление в залы "Искусство советского периода". Узкий коридор с окнами, выходящими во двор музея. Четыре ступеньки вниз, и попадаешь в большой выставочный зал. У входа большая картина, на которой изображена сцена из жизни простых тружеников. Лица, лица, лица. И, как же они всё-таки отличались от лиц выписанных художниками, картины которых мы видели, проходя по предыдущим залам.

Мы с женой вопросительно посмотрели на Наталью.

Она, показывая на эту картину, произнесла с грустной улыбкой, понизив голос:
- Каждый раз, когда посетители входят в этот зал, у них, как и у вас теперь, возникает вопрос: "На лицах людей, на полотнах живописцев прошлого читаешь удовольствие жить. Но почему же на современных картинах у народа, даже если они и улыбаются, на рожах написана такая решимость идти в бой? И не важно, за что, а кого бить, тебе подскажут". И если я вижу, что аудитория такая, что можно, позволяю себе пошалить. А вы на свои взгляните.

PS.
Теперь время иное и нет цензуры. Ну, а лица...

Репродукции с картин:
"Итальянский полдень(Итальянка, снимающая виноград)" Живописец Брюллов.
"Герои у нас (Ударник)" Художник Адливанкин.