Сашка

Илья Рыков
   Однажды, по роду своей новой деятельности, мне нужно было поехать в детский приют, чтобы поговорить и провести занимательную викторину с ребятами, волею судеб попавшими туда. Откровенно говоря, мне было совсем не по себе и по дороге туда чувство жалости к детям уже заочно переполняло моё сердце. Мне было очень странно, что ребята оказались никому не нужными. Правда у кого-то была любящая бабушка, у кого-то заботливый дядя или старший брат. Но вот с родителями у большинства воспитанников не задалось. И нельзя сказать, что это были сплошь асоциальные элементы, напротив у подъезда к приюту (дело было в среду, у них как раз был родительский день) мне встречались вполне адекватные, опрятно одетые, без малейшего намёка на злоупотребления мамы, папы и другие родственники, шедшие к своим... детям, чтобы дать им какую-то игрушку, конфетку или ещё что-то в этом роде. А потом до следующего раза, если конечно всё сложится.
   И надо было видеть, как своих родных ждали ребята!!! Без слез не взглянешь… Что и говорить, буря  эмоций переполняла меня в тот момент, когда я вместе с моей  прекрасной руководительницей, милой приятной  женщиной с звучным и громким голосом, зашел в спортивный( он же и актовый) зал.
  Большинство ребят уже сидели и тихо, немного испуганно перешептывались с невольным страхом и интересом всматриваясь в меня и мою начальницу:
-  Здравствуйте ребята! - весело и громко начал я с ними свой разговор
 - Здраавствуййтее,-  с неохотой и по-прежнему пугливо отвечали мне ребята. В стареньком, но очень опрятном спорт зале сидело на стульчиках около 30 ребят. Они были разного возраста: от 3-4 летних малышей до девушек и юношей лет 15-16. Малыши освоились и привыкли к нам достаточно быстро и уже через несколько минут после начала беседы тепло и по-детски наивно улыбались мне и начальнице, отвечая почти хором на те наводящие вопросы, которые я или она у них спрашивали. С ребятами постарше ситуация была совершенно другой.  Девчонки смотрели немного свысока,  весьма апатично и совершенно не участвовали в беседе,  как будто пришли отбывать  номер, а ребята... Продолжали стесняться и иногда отвечали, но как-то робко, однофразно, смущаясь.
 Исключение составлял лишь живой черноволосый довольно высокий парень лет 12-13. Он включился в разговор сразу же, после моих первых фраз,  а на некоторые вопросы отвечал вообще один. Ну а когда разговор зашёл о спорте, моём любимом баскетболе, паренька было просто не остановить:
 - Ты знаешь, что это за элемент? - спросил я паренька, довольно коряво показывая дриблинг, возраст да и хроническая недотренерованность сказывались, хотя когда-то  я играл за сборную области.
 - Конечно, могу показать! -  бодро ответил он мне
 - Давай, посмотрим!-  подзадоривал я его. Мальчишка выскочил на середину зала и неистово стал водить мяч в разные стороны обеими руками. Затем он стал довольно уверенно водить мяч между ног и за спиной.
 - Красавец! Тебя как зовут? -  удивленно спросил я его
- Александр,- серьёзно ответил мне мальчишка, он даже почему-то немного сморщился от напряжения и на некоторое время стал похож на остальных ребят, по прежнему  озабоченно сидевших на своих местах и как будто говоривших всем своим внешним видом: «Не лезьте к нам.» Увидев своеобразную реакцию паренька на, как мне казалось, совсем безобидный вопрос, я решил немного подбодрить его, сказав:
 - Слушай, ты очень неплохо обращаешься с мячом, хоть в команду бери, ты наверно тренировался у нас в ДЮСШке?
 -Да! 4 года почти.
 - Здорово! А у кого?-  заинтересовался я.
 - У Валерия Палыча!
 - Короля?! -  почти крикнул я от радости, ведь это был и мой первый  тренер, потом я немного осекся и с более серьёзным видом полуофициально спросил,-  Королькова?
 - Да у него, - по особенному  заулыбался мне в ответ Сашка, видимо поняв что имеет дело со «своим», баскетболистом.  Да и у меня тогда возникло ощущение, что нас теперь что-то связывает. Он уже не отходил от меня, ни во время дальнейшей беседы, ни во время викторины, на которой паренёк с удовольствием помогал мне. Сашка вел себя очень весело, бойко и добродушно. Но на вопрос викторины, что же такое счастье, он опять, правда на совсем непродолжительное время, загрустил,  чуть опустив  свой очаровательный и искрящийся взгляд. Я спрашивал по очереди у каждого, что же это?  Многие ребята отвечали однофразно и куда то спеша о том, что для них это близость с родными или семья, или любовь к кому-то или даже деньги. Когда подошла очередь Сашки он, вдумчиво, с морщинив лоб, ответил:
 - По моему счастье - это когда ты занимаешься любимым делом, а твои любимые люди любят тебя и ждут,- после награждения за викторину и раздачи
подарков, когда я уже распустил ребят и многие вышли из спорт. зала, он подошёл ко мне и тихо сказал:
 - Как бы я опять хотел заниматься баскетболом.
 - Я думаю, что это можно устроить,-  сказал я с уверенной улыбкой. Тогда мне приходилось иногда замещать тренера любительской команды, поэтому кой какой навык у меня уже был. После того, как всё ушли, я поднялся к директору и спросил у неё:
 - Вероника Ильинична, подскажите, могу ли я заниматься с ребятами физкультурой и основами баскетбола?
 - Да, конечно! -  ответила она, благодарно улыбаясь,-  Когда вы бы хотели заниматься.
 - Мне было бы удобно в понедельник или пятницу, как ребята смогут, нужно около двух часов.
 - Хорошо давайте в пятницу  с 15! И вам  можно заниматься  и больше двух часов!
 - Спасибо, - сказал я и вдруг мне захотелось спросить о Сашке,-  Расскажите пожалуйста немного про «вашего» Александра!
 - А что случилось? - насторожилась она
 - Да, знаете,  очень уж он мне понравился:  общительный и активный, сметливый,  всем бы так!!
 - Такой он у нас! -  выдохнула она и сказала двусмысленно, -  активный, ничего не скажешь. Он у нас совсем недавно. У него в семье случилось неприятное… В-общем, родители развелись.
 - И что? -  удивленно сказал я, перебив свою собеседницу, -  Ребенок, то причём? Кто-нибудь же должен был его забрать.
 - Да уж…. Делили, решали между собой свои вопросы, а про ребенка и не подумали! Отец хоть посещает его, когда в город N приезжает, он сейчас в другом городе работает, помогает, вещи приносит, книги, а мать... Нашла себе кого-то и уехала в Москву. Совсем про ребенка забыла.
 - Ну дела!-  ответил я озадаченно, подспудно отгоняя от себя мысли осуждения, которые всё лепились «в один клубок», -  что же будет с мальчишкой?
 - Чуть погодя соберём комиссию, -  сказала заведующая глубоко вздохнув,- Но  вообще, надеюсь, что  может кто из родителей одумается и они его заберут.

  Я вышел тогда из приюта,  «будто в тумане».  Мне было так обидно за мальчишку! До слёз… «Как же так» -  думал я про себя,-«взрослые не смогли решить друг с другом, а  он то причём!?».
С такими мыслями, полными сострадания к Сашке и негодования к его близким (осуждение всё таки взяло верх надо мной), я проходил  и проработал всю следующую неделю. Параллельно я старался  вспомнить как можно больше из того, что могло пригодиться мне на тренировке, также я взял несколько баскетбольных мячей, один из которых хотел подарить этому смышленому пареньку.
 
 В следующую среду я снова поехали в уже знакомый мне приют. И вот, уже около калитки,  ведущей на территорию соц. приюта, меня окликнули:
 - Здрастее, рад вас видеть! -  звонкий голос показался мне очень знакомым, почти что родным. Я обернулся и увидел Сашку, улыбающегося мне своей игривой и весёлой улыбкой. Однако  он показался мне немного другим, нежели  я его встретил неделю назад. Облачко озабоченности в его взгляде словно улетучилось, он выпрямился и смотрел на меня не так собранно, можно сказать даже слегка расслабленно:
 - Здравствуй, Саша, -  с тихой радостной улыбкой ответил ему я,-  рад тебя видеть. Ты где это был?
 - Да в школе!
 - А после школы сюда?
 - Да нет! -  весело и как-то совсем уж бойко ответил он мне, -  просто увидел вас и решил поздороваться, - я опешил от удивления:
 - Как это тебе не сюда? А куда тогда?
 - Да меня  батя  забрал!  В понедельник! А  ещё кроссы купил, показать? -  спросил он у меня,
немного смущаясь.
 - Конечно,- ответил я с интересом, больше притворным, чем явным. Ведь мне было понятно тогда, что парень очень хотел поделиться своей радостью и, при этом, именно со мной. Я был рад этому! Он вынул из сменного мешка новые баскетбольные кроссовки сине-красного цвета. Как только я увидел их,  то зацокал языком от мнимого восторга и сказал ему:
 - Крутые, теперь с ними ты всех порвешь!
 - А то,-  довольно и очень ещё наивно  ответил он, прибавив,-  ладно я пойду
 - Погоди,-  остановил я паренька, взяв его за руку,-  у меня для тебя то же подарок,-  на этих словах я достал из своей сумки баскетбольный мяч, которым играли тогда в профессиональном спорте.
 - Спасибо,-  парень просто светился от счастья и благодарности. Мы с ним тепло попрощались, и он спешно пошёл домой. Я же всё смотрел ему вслед и думал про себя через слезы, которые непослушно текли с моих щёк: "Как здорово, что всё так вышло!! Здорово!!".