Единственный народ Газиев

Руслан Исаев
Единственный народ Газиев

          Слово «Газии» в переводе с арабского означает «носители веры» и знакомо читателям в составе слова «Газават» («Защита веры»). Естественно, носители веры, Газии, были у всех народов, принявших Ислам. Но наш рассказ о единственном в мире народе, получившем это почетное звание - Газикумухцах (Лакцах), одном из коренных народов Республики Дагестан.
          Всем известно, что Кавказ это «гора языков», и это создает определенную проблему при рассмотрении нашей темы: каждый из соседних народов называет потомков праправнука Ноя - Лака в соответствии с собственными языковыми особенностями: Армяне и Грузины - Леками. Персы, а затем с их легкой руки и Русские - Лезгинами. Древнегреческие историки и географы - Легами, Классическими Легами. Средневековые путешественники из Европы - Лесгами.
    А в силу того, что этот народ стал главным носителем Ислама на Кавказе на целое тысячелетие, Лакцев стали звать по столице Лекии/Лезгистана - Гумика (Кумуха) с почетной приставкой «Гази-»: Гази-Гумиками (Кази-Кумухцами/Кази-Кумыками), подобно тому, как Россию называли по столице Московией, а россиян - Московитами.
Звание Газиев Лакцы получили от арабского полководца Масламы ибну Абдуль-Малика, в виду того, что первыми из народов Дагестана приняли религию Аллаха и взяли на себя обязательство по ее распространению.
      Впрочем, Арабы, наряду с Персами, внесли неразбериху в наименование Лакцев: так как в арабском языке нет буквы «е», то одно из двух Лакских государственных образований 8-го века (Лекия и Гумик) они записали в своих географических трактатах как «Лакз». Конечно, мы знаем, что когда в языке нет тонического ударения, как в арабском или лакском, то «а» произносится как «е»: например, пишется на арабском Макка, Мадина, а на русском воспроизводится как Мекка, Медина.
      Пришедшие после них Русские стали называть Леков Лаками, исходя из арабских текстов, да еще добавили русский суффикс «ц», из-за чего Леки/Леги/Лесги стали Лакцами, и это несмотря на то, что выдающийся кавказовед П.Услар сообщал, что Леги, живующие между Южным Дагестаном (Албанией) и Тереком (Амазонками) свое название произносят как «Лек», а не как строительный материал по-русски: «Лак».
      Возвращаясь к теме Газиев, следует разобраться, почему Лакцы стали единственным народом в мире, получившим это звание. Истории не известны ни Гази-Мекканцы, ни Гази-Багдадцы, ни Гази-Дербентцы, ни Гази-Ахтынцы - только имевший своей столицей город (по тогдашним меркам) Гумик/Кумух этнос.
Феномен тысячелетнего Газавата Лакцев имеет несколько причин. Мы знаем, что Арабы, первый из народов, принявших Ислам, не приняли эту религию в полном составе - и по сей день среди них десятки миллионов христиан и представителей иных конфессий. И даже среди тех, кто последовал за пророком Ислама, участие в Газавате не являлось обязательным. Существовали послабления для единственного кормильца, прямо запрещавшие участие в «джихаде» («самоотверженности ради Всевышнего»), да и сам «вооруженный джихад» считался Малым - более велик был Большой джихад - борьба с собственными недостатками.
     Совсем по другому восприняли обязанность по распространению религии Аллаха Лакцы. Они возвели это служение в ранг обязательного для каждого мужчины своего народа, подобно тому, как первые мусульмане, сподвижники Пророка, воспринимали как «фарз» (обязательное) то, что более изнеженные их потомки уже воспринимали как «сунну» (желательное).
      По свидетельству исследователей, на древних Лакских/Лезгинских кладбищах на тридцать женских могил приходится, в среднем, одна мужская - Лакцы погибали с саблей в руке на просторах Кавказа, свято исполняя данный Масламе их предками обет. Бесчисленное количество Газиев Гумика/Кумуха погребено на чужбине - там, где они положили свои жизни на пути распространения религии Всевышнего.
Всеобщая воинская обязанность Газиев распространялась на мужчин в возрасте с 18 до 50 лет, что стало причиной традиции позднего брака у Лакских мужчин - прежде, чем создать семью, следовало доказать в боях, что ты достоин оставить после себя потомство.
     От чудовищной многолетней нагрузки часто случалось, что у Газия отсыхала рука, которой он держал саблю, и тогда правша становился левшою, чтобы оставаться в строю. Жесткая воинская дисциплина Лакцев даже нашла отражение в свадебном обряде - до недавних пор на лакских свадьбах можно было увидеть Удамана (ср. с русск. «Атаман»), который следил за порядком и огревал палкой по спине нарушителей.
      Жизнь вечной войной сделала Лакцев необычайно искусными воинами - этот народ ни разу не был завоеван и покорен до 1820 года, окончания Лакского Газавата. Бывало, что столицу Лекии/Лезгистана - Гумик/Кумух разрушали враги, но это то же самое, что сдача Москвы Наполеону в Отечественной войне 1812 года - не означало поражения.
     Известный европейский путешественник Рубрук писал, что Лакцы/Лесги, не покоренные Монголами, зарабатывали вооруженной охраной и сопровождением через свою территорию их и всех желающих с Терека в Дербент и обратно.
Лакские женщины, вынужденные самостоятельно защищать свои земли во время Газавата мужчин, изучали воинское искусство. Самой известной Лакской воительницей является Парту Патима, победившая в конных поединках на саблях двух лучших богатырей Хромого Старца - Темирлана.
     Эта воинская доблесть Лакских женщин дала основание жителям Кавказа утверждать, что Амазонки («Амазу» по-лакски) существовали и тысячи лет спустя после того, как о них писали Геродот и Страбон.
     Что касается локализации Лекии/Лезгистана, то помимо десятков средневековых карт и древнегреческих авторов, территорию Лакцев в период Газавата можно определить и с помощью множества  письменных документов.
На древних картах Лекия/Лезгистан/Гази-Гумикское Ханство лежит на север от Дербента, включая отданные Сталиным нынешнему Рутульскому району РД южные лакские земли и граничит с Аварией (Хундзией, позднее -Таулистаном).
     Что касается письменных источников, довольно подробно о Лакцах/Лесгах написал гольштинский купец Адам Олеарий: «Лесги живут в 20-30 милях от Каспия, на север от Дербента и до Тарков». Он же сообщает, что жители Южного Дагестана именуют себя «Кюр», (по-русски «Кюринцы» по названию главной реки Кавказсой Албании - Кюра/Кура).
      Йакут аль-Йамани, арабский путешественник, в своей книге «Китабу му*джам ал-булдан» пишет практически то же самое: «Лакз расположен между Дарубандом и Хазараном. Название его восходит к праправнуку Ноя, внуку Йафета - Лаку».
Потомок Пророка Ислама, поставленный Масламой во главе Газиев Гумика/Кумуха дал начало династии лакских правителей - «Шамхалов» (от лакского «потомки выходца из Шама» - «Большой Сирии», то есть «потомки Араба»). Шамхалы являлись «валиями» (правителями) всего Дагестана.
      Вследствие обычных для знати дворцовых интриг в ставке Шамхала произошел конфликт, вследствие которого тогдашний Шамхал стал правителем равнинных лакских земель со столицей в зимней резиденции Шамхалов - Тарках (Шамхал Тарковский), а Гумиком/Кумухом стал править избранный народом «Халклавчи», позднее принявший титул Хана. Горную Лекию/Лезгистан стали именовать, в отличие от равниной, Гази-Гумикским/Кази-Кумухским/Кази-Кумыкским ханством, а всех подданных Гумика/Кумуха - Гумиками, в русской транскрипции Кумыками. Это подтверждается и чеченским названием подданных Лекии - Гумки. Несмотря на переселение части Лакских правителей в Тарки и Эндирей, похоронены все они на своей родине в Гумике/Кумухе, на Шамхальском кладбище.
     Интересны причины, по которой Дербент не смог достичь статуса столицы Газавата. Во-первых, очень скоро после ухода Арабов он попал под влияние Персии и, соответственно, шиитской ветви Ислама.
      Это подтверждает «Дербент-Намэ»: в 1064 г. (456 г. Хиджры) Гумики (т.е. Сунниты) захватили Дарубанд и наложили на него «харадж» (налог на неверных). Во-вторых, население Дербента не имело однородного состава и без восторга приняло новую религию, как и весь Южный Дагестан, тогда как Лакцы, жившие до прихода Арабов под управлением собственных старейшин и никем доселе не покоренные, сами отправили к Масламе делегацию с просьбой обучить их религии Аллаха.
Мечеть, построенная Арабами в Дербенте и по сей день является шиитской, что дает основание ценить Мечеть Газиев в Гумике/Кумухе как первую соборную суннитскую мечеть в России (737-777 гг. строительства).
     Под предводительством лакских Шамхалов и Ханов границы влияния Лакцев/Гумиков превзошли изначально выделенные Таргамосом (библейский Форгам) своему сыну Лаку. Если владения Лака распространялись от реки Кюра до устья Волги, а на запад до Терека, то Лакский Шамхалат достигал на западе Кабарды, что побудило кабардинских князей, а экспансия Лакцев на юг - грузинского царя проситься в состав России.
     Правитель Лекии/Лезгистана, по словам царя Аварии Гандуника, мог выставить 100-тысячное войско. Однако, такой нужды никогда не возникало. Когда 8-тысячное войско Сурхай-хана Первого в Первую Персидскую войну на реке Аксай разгромило 100-тысячную армию Петра Первого, которая бежала до Астрахани, и там спаслась на своих кораблях, российский царь назвал дагестанцев лучшими воинами в мире.
Доблесть Лакцев запечатлена в Чечне названием горы в честь столицы Лекии/Лезгистана - Гумки. До победы Сурхай-хана Первого Лакцы отметились впечатляющими воинскими успехами и в своих равнинных владениях. Султан-Бутта («Бутта» по-лакски «Отец»), в чеченской транскрипции Султан-Мотта (впоследствие трансформировалось в Султан-Мут), прибывший из Гумика/Кумуха владетелем в Эндирей, в Караманском сражении начисто разгромил царскую армию, более чем на 100 лет отвадив северных соседей от попыток покорить Дагестан.
     Титул «Бутта» популярен у лакских правителей. Последний предводитель Лакского Газавата, Сурхай-хан Второй, тоже его использовал: прозвище «Хъун-Бутта» означало «Большой (Великий, Главный) отец/пастырь», подчеркивая его лидерство среди правителей Дагестана.
     «Вождь народов» Сталин/Джугашвили, ярый атеист, для уничтожения славы единственного в мире народа Газиев и памяти о нем, при содействии первого руководителя ДССР, Нажмутдина Самурского, Кюринца по национальности, переименовал национальность Самурского в персидское название Лакцев - Лезгины.
Это подтверждает и книга самого Самурского «Дагестан», в которой при перечислении национального состава Страны гор (1925 г.) отсутствует национальность «Лезгины», так как тогда все знали, что это те же самые Лакцы. 
      Помимо этого, в названии народа Газиев тогда еще отсутствовал русский суффикс «-ц-» и они в книге Самурского - Лаки.
Ненависть Сталина к Газиям не ограничилась переименованием Кюринцев в Лезгин - по его указанию само упоминание о Гази-Гумикском Шамхальстве и Ханстве стало запретным в исторических книгах, взамен стала внедряться теория Тюркской исламизации Кавказа. Самое могущественное и крупное образование Кавказа средних веков полностью исчезло из истории.
      Несмотря на воровство Сталиным-Самурским истории и названия у Лакцев/Лезгин, они остались потомками Газиев, занимая первое место среди народов СССР по количеству Героев Советского Союза (в процентном отношении) в ВОВ. И в настоящее время, в СВО, первым Звезду Героя получил Лек - Гаджимагомедов Нурмагомед.
     И все же, самым значительным подтверждением  высокого статуса народа Газиев являются слова Пророка Ислама: «Делайте Газават на Казвин - это высшие врата Рая!». Название «Дагестан» не было известно тогда в Аравии, это была просто страна у берегов Казвина (Каспийского моря). Слова Пророка «врата» и «Газават» указывают на то, что он не имел в виду город Казвин, расположенный на южном побережье Каспия, так как этот город ничем примечательным в плане Газавата не выделился, а географические названия-эпитеты, данные Арабами населенным пунктам в Дагестане,   доказывают, что они следовали указаниям Пророка.
     Во-первых, слово «врата» встречается в названии равнинного («нижнего») форпоста Арабов в Дагестане - Дербента: «Баб-уль-Абваб» («Врата всех врат»). Следующий знак-символ заключен в арабском названии села Агул - «Средние врата справедливости».
     И «Высшие врата Рая» - это Гази-Гумик/Кази-Кумух/Кази-Кумык, и сам Газават. Именно ради Высших врат Рая тысячи Арабов переселились со своей родины в окрестности Гумика/Кумуха.
     Вечная слава тем, кто привел в Ислам суннитского толка половину Кавказа - от Южного Дагестана до Кабарды!

      из книги Селина Чайрена "Леки - краткая история" (сокращенно)