О сериале Тела

Евгений Чернецов
В социальных сетях меня порядком достали упреками в том, что я не смотрел новый английский сериал "Тела", мне это преподнесли, как произведение в традициях Оруэлла, о том, как в Великобритании наступил тоталитаризм. И я решил его посмотреть. Для этого мне пришлось сделать над собой изрядное усилие, потому что фантастику я не очень благоприятно воспринимаю. Но если речь идет об эзоповом языке, когда тот же Оруэлл был вынужден выражаться иносказательно, чтобы не обидеть тогдашних союзников Великобритании, или о баснях, то я это могу понять и простить это автору. Я редко смотрю то, что мне не нравится, но тут я посмотрел всё до конца и вопреки своему обыкновению решил выпустить негативный отзыв о том, что увидел.

Меня сразу оттолкнуло от картины то, что фантастический сюжет лихо закручен. В разные эпохи в одном и том же месте появляется тело одного и того же человека, голого, с пулевым отверстием в глазу, но без пули. И три, лондонских детектива в разные времена это дело весь фильм расследуют. Сначала непонятно ни черта, потом начинают более или менее открываться разные подробности, которые стыкуются между собой и начинает складываться мозаика. С помощью этого приема авторы детективов обычно завладевают вниманием зрителя или читателя, и он из любопытства смотрит это всё до конца, ломая голову над тем, как же все это кончится, строя свои предположения, желая доказать самому себе, что он умнее того, кто это все придумал. И из-за этого он не обращает внимания на множество ляпов и нестыковок, на глупость сюжета, на плохую игру актеров и вообще всех, кто работает над фильмом. Если бы автор показал всё это в хронологическом порядке, то зрителю быстро стало бы скучно, не интересно, и он бы даже первую серию не досмотрел бы до конца. И это был бы провал.
Дело там было в том, что некий мальчик, которого в наши дни отвергла его биологическая мать в будущем 2054 году, проникает в прошлое в 1890 год, называется сыном одной уважаемой аристократки, становится финансовым аналитиком, потому что знает о том, как все будет дальше и на этом богатеет неслыханно. А потом устраивает всё так, чтобы его потомки, которые одновременно являются и его предками, сделали атомную бомбу в подвале его банка в центре Лондона, чтобы он в возрасте пятнадцати лет эту бомбу взорвал и погибло очень много людей и он, впоследствии стал диктатором на волне борьбы с терроризмом. И вот он создал временную петлю, в которой это все много раз повторяется, пока лондонский детектив, из двадцать третьего года, арабская женщина, эту временную петлю не разрывает, и взрыва не случается, как и последующей борьбы с терроризмом и диктатуры, а пятнадцатилетний мальчик всё-таки объединяется со своей биологической матерью. Петля разрывается с помощью женщины полицейской из пятьдесят четвертого года, которая как раз стреляла в глаз профессору, который уже одной ногой стоял в машине времени, которую изобрел. В итоге пуля осталась в будущем, а тело размножилось и оказалось в трех временах. И это как бы должно было повторяться несчетное количество раз. Но когда это случалось в очередной раз арабская женщина убедила женщину из будущего покончить с тоталитаризмом. И та перенеслась в конец девятнадцатого века и с помощью разговора с полицейским всё изменила.
Согласитесь, так всё звучит совсем не интересно, и очевидно то, что какие-то банкиры не смогут соорудить ядерную бомбу в подвале банка, да и каким образом пятнадцатилетний пацан, взорвав бомбу в двадцать третьем году, к пятидесятым становится диктатором в Великобритании в кино полностью умалчивается. Наконец, автор этого сериала упускает из виду то, что в мире всё взаимосвязано, тот самый "эффект бабочки", о котором говорил Лем, да и многие другие мыслители до него упоминали, что в этом мире все настолько закрючковано, что даже если из настоящего в прошлое попадет та же бабочка даже на время, помашет там крылышками и уйдет обратно в настоящее, то вся мировая история может пойти совсем не по тому сценарию, по которому она шла ранее. И вечно, когда я в юности пытался писать фантастику я сталкивался с такими же трудностями, вернее делал такие же ляпы, как авторы этого фильма.

Для бездумных людей, которые просто смотрят, а потом всё забывают, это, конечно, с пивом и воблой потянет. В конце фильма загадки разгаданы, тайны раскрыты, сладкий счастливый конец, зрители чувствуют облегчение, и забывают про нестыковки и недомолвки. И главный посыл фильма ясен - мальчик в пятнадцать лет обижается на биологическую маму, которая была наркоманкой, и не захотела с ним встречаться, и потому он устраивает взрыв, а потом становится диктатором и переносится в прошлое, чтобы это всё устроить. То есть не обижайте подростков, любите их, будьте с ними помягче, и террористических актов и диктатур не будет, да и в прошлое переноситься никто не станет, чтобы этот кошмар устроить. Всё просто и всё ясно, во всем разобрались! Но те, кто начнет это всё обдумывать, будут очень разочарованы и у них через время будет горькое чувство потерянного, украденного у них времени. В этом фильме очень много не совсем нужных деталей, которые можно убрать, и без них фильм будет так же смотреться, к примеру, можно выбросить из него сюжет с еврейским полицейским во время Второй Мировой Войны. Но фильму решили сделать побольше серий, чтобы люди подольше полежали на диванах перед экранами.
Фантазии людей по сравнению с тем, что произошло в реальной жизни, вечно выглядят какой-то неуклюжей карикатурой пошлой, неумелой, наивной, как поделка ребенка в сравнении с шедевром великого мастера. Не хотите выглядеть наивным глупцом? Так не сочиняйте, а просто описывайте то, что происходит вокруг, вникая как можно глубже в суть происходящего. Конечно, описание реальности большинству публики, которое совсем недалекое, может быть непонятно, потому что оно сложное, и может вызвать раздражение. Потому, если вы хотите за свои поделки получить деньги, восторги и одобрение, то лучше выдумайте что-то попроще. Но знайте, эти фантазии очень быстро попадут на свалку, их тут же забудут после просмотра. Никто не станет после этого просмотра умнее, не обогатиться опытом, совершит те же самые ошибки с миллиардный раз. И реальность будет оставаться такой же отвратительной, что от неё будет хотеться спрятаться в чьи-то фантазии. Вот вам и временная петля, которая всех нас постоянно душит!
Не стоит, конечно, надеяться на то, что после правдивой и вдумчивой книги или фильма о гадкой реальности мир изменится, дело не в этом, дело в стремлении к безупречности, которой достичь, конечно, никому не удастся. Даже осознание того, что ты полностью выложился, стремясь к безупречности дает такое удовольствие, которое не получить ни от обладания всеми богатствами мира, ни от льстивых похвал и восторгов пресловутого большинства публики, ни от спокойной обеспеченной жизни рантье. Да, описание действительности не может быть правдивым, это только точка зрения лишь одного человека, и она субъективна.  А порой писать о чьих-то ошибках слишком жестоко для тех, о ком пишут. Можно изменить имена, места действий, но те, про чьи ошибки это написано всё равно узнают себя в этих художественных произведениях и им будет больно от того, что об их ошибках знает очень много людей и осуждают их. Но не стоит забывать, что в этом мире все связано причинно-следственными связями, потому в мире нет мелочей, в нем каждая микроскопическая деталь может изменить ход истории, потому и такой, казалось бы, пустяк, как просмотр какого-то фильма о чьей-то незначительной ошибке может предотвратить мировую войну или ещё какую-то глобальную катастрофу, если этот фильм не даст совершить эту ошибку какому-то маленькому человеку. Так что думайте, что вам смотреть, что читать, чему посвящать свои жизни, к чему стремиться, даже от мыслей бомжа зависит ход мировой истории. И от того, что вы предпочтете посмотреть или, какой контент вы собрались создать и для чего.