Тягостные, навязчивые воспоминания. Что делать?

Славен Любомиров
1. Иногда можно услышать: «Я ничего бы не хотел изменить в своём прошлом. Если бы мне предложили прожить жизнь заново, я бы прожил её точно так же».

Впрочем, такое высказывание вызывает некоторые вопросы.

2. Допустим,  человек со смирением принимает всё, что выпало на его долю: испытания, падения и восхождения.
С Божьей помощью он достиг высокой степени совершенства и с облегчением говорит: «Радуйся душа и наслаждайся. Я достиг своей цели и ничего не хотел бы изменить в своём прошлом и настоящем».
Возможный вариант? Вполне.

Другой вариант.
Человек СЧИТАЕТ, что всю свою жизнь он прожил безгрешно, что ему не в чем себя упрекнуть, что он всегда был прав и безупречен, свят и совершенен,  и достоин награды - Рая Небесного. Поэтому, ему нечего и незачем менять ни в прошлом, ни в настоящем.
 
Мотивация различна, но  в обоих случаях приводит к противоположному от  желаемого результату.

Дело в том, что святые люди  до конца жизни оплакивают свои грехи прошлого и настоящего. И вряд ли, пожелали бы их вновь повторить.
Святые  с радостью и благодарной молитвой принимают всё, что даёт БОГ: «Слава БОГУ за всё». Но собой, своими делами они никогда не бывают довольны, ибо видят своё несовершенство и свои малейшие прегрешения.

Постоянная работа над собой, над своими мыслями, чувствами, словами, неприятие  в себе любого  греха отличает святых от духовно слепых грешников, видящих чужие грехи, но не свои, и мнящих себя «святыми» и «безгрешными», достигшими райских высот.

Самодовольство (довольство  собой,  своими делами), самомнение, гордыня, тщеславие - признак  заблудших душ и чуждо святым людям.

2.  Как правило, у человека сложные отношения со своим прошлым.
Зачастую  люди боятся объективно посмотреть на  свои прожитые годы.
Обычно, человек старается вспоминать  только светлые моменты своей жизни и отсекает всё горькое, тяжёлое. Зачем бередить свои душевные раны?

И это естественная защитная реакция психики.

Оглядываясь назад, человек невольно погружается в экстремальные моменты своей жизни, как в счастливые, так и в самые болезненные.

1) Счастливые моменты быстро рассеиваются  и начинают ныть и кровоточить  незаживающие раны от несправедливых обид, измен, предательств.
Они  погружают человека в глубокую депрессию или в озлобленность, и желание во что бы то ни стало отомстить обидчикам.

Порой прошлое напоминает о себе «удушливой волной» смятения и негодования, ярости и жажды мести за нанесённые десятки лет назад  оскорбления или обиды.

Если человек не понимает цели жизни и смысла страданий, если склонен к эгоистичному саможалению и гордыне, то он будет вечно обижаться, обвинять и укорять всех и вся в своих прошлых и нынешних несчастьях. Ибо, обида – обратная сторона гордыни.

Обида, тоска, уныние могут привести к отчаянию и  хуле на весь мир, на людей и даже на БОГА.

2) У людей совестливых, напротив, неожиданно накатывает воспоминание о своих  грехах и прегрешениях, постыдных проступках, которые они, когда-либо  совершили.

«Внутренний адвокат» - лукавый бес,  приводит убедительные доводы, чтобы  оправдать  грехи чем угодно – людской злобой и коварством, вынужденными обстоятельствами, безвыходной ситуацией, и вычеркнуть их из памяти и забыть навсегда.

Но совесть и подсознание записывают и помнят всё, и ничего не удаляют, пока  не будет искреннего раскаяния  в содеянном.

И если не принесено покаяние за совершенное, то тени прошлых грехов, как  призраки,  будут возвращаться вновь и вновь, лишая человека сна и покоя, радости и счастья.

3) Некоторые  люди ненавидят своё прошлое и себя в нём. Они стыдятся своих слов, мыслей, чувств, действий, терзают и «грызут» себя за слабость, глупость.

Гордыня (опять гордыня!) не даёт им смириться с тем, что они в какие-то моменты были смешны, нелепы или унижены.
Всё это лишает сил и уверенности в себе, снижает самооценку, погружает в тихое отчаяние, уныние, бездействие и безнадежность.

Это разрушительное состояние устраняется
не «самоедстсвом», а деятельным раскаянием, то есть,  исправлением, по возможности, последствий греха, добрыми делами, сосредоточенностью на неповторение греха в настоящем и будущем.

4) И, конечно,  каждому знакомы  тоскливые минуты  воспоминаний, когда  невольно подступают слезы горечи об утраченном и навсегда ушедшем,  об упущенных возможностях и счастливых моментах, и от невозможности что-либо изменить в прошлом.

«… В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю. …»
          А. С. Пушкин.  Воспоминание

5) Надо понимать, что у БОГА свой замысел о нас, и жизнь – это время воспитания и испытания души.
Надо благодарить БОГА за каждую счастливую и трудную,   горькую минуту, которая делает нас лучше, сильнее.
И надо помнить, что прекрасная, совершенная жизнь существует не на Земле, а в Царстве Небесном.
 
Многие из наших знакомых (которых мы, по-земному, оплакиваем) пребывают в радости и блаженстве Царства Небесного.
И дай БОГ всем  туда когда-нибудь попасть.
Но это не гарантировано, а зависит от того,  как мы пройдём свой Путь.

6) Есть люди, которые живут только настоящим днём. Они не думают о прошлом, идут по трупам к своей цели, не оглядываясь на искалеченные судьбы и разрушенные жизни, оставленные позади себя.

Им чужда  рефлексия и  нравственная оценка своих действий.
В чрезмерной гордыне (!) своей они считают себя неподсудными, стоящими выше «условностей» этого мира и Божьего Суда.

Это - люди без чести и совести, с мёртвой душой, осатаневшие, ко всему холодные, бесчувственные, безразличные.

По мне так лучше страдать от своего несовершенства и смиренно терпеть обиды в прошлом и настоящем, чем стать «осатаневшим трупом». Не приведи никому, Господи!


7) Заметьте, и обиды, и самоуничижение, самолюбие и тщеславие, непонимание смысла жизни и отсутствие смирения  в основе своей имеют один и тот же грех – гордыню, которая приводит либо к другим смертным грехам - унынию,  отчаянию, либо к осатанелости.

Возможно, прошлое досаждает только горделивым людям, а люди смиренные с кротостью принимают все испытания, как Волю Божию, как Крест, который дан каждому – свой, и отказаться от него нельзя.

Смиренные люди пребывают в мире с прошлым и настоящим, и не страшатся будущего, вверяя себя благодатной и  спасительной Воле Божией. *

8) Но для нас, грешных, прошлое всегда с нами и в нас, и, отравляя нам минуты тишины и покоя, постоянно напоминает о себе, даже если мы стараемся забыть,  отрицать и не принимать его.   

Не подвластное нашему сознанию прошлое парализует наши действия и лишает энергии,  сил и уверенности, вводит в депрессию,   уныние и отчаяние.

Но это неправильно. Так не должно быть!
Прошлое не должно властвовать над нами!

3. «Не нужно бояться прошлого. Никакое прошлое не мешает человеку войти в Царство Небесное.
Нет ничего в  прошлом, что нельзя исправить.
Любое прошлое может быть подвергнуто ревизии, переплавке, очистке от грехов через покаяние», - говорит Протоиерей Андрей Ткачев.

Что же делать с нашим прошлым, чтобы оно не тащилось за нами кандалами, не висело гирями и не парализовало настоящее, не мешало будущему?


1) Кто-то скажет: Забыть и не вспоминать. Зачем бередить  свои душевные раны и обиды,  нанесённые нам людьми и судьбой?

Священник ответит: «Не следует ковыряться в прошлом, бередить раны, но если всплывают из прошлого обиды, нужно внимательно рассмотреть их. Ведь они даны не просто так.

Это Божье наказание за нашу гордыню,  за те несправедливые обиды, которые мы нанесли другим людям и забыли об этом. Надо вспомнить и покаяться.

А наши обидчики – это орудие Божие, использованное  для нашего вразумления,  и глупо обижаться и гневаться на них.

Лучшее, что мы можем сделать – простить их, помолиться о них,  испросить прощение у БОГА для них и для себя, и примириться с ними». **

Что искупится прощением, покаянием и молитвой, то и исчезнет, то и забудется,

2) Кто-то скажет: Зачем нам вспоминать свои грехи и преступления, и вновь переживать чувство стыда и вины?

Священник на это ответит: «Надо честно признаться себе, что был грешен, ибо нет человека, который бы не согрешил.
«Нет такого праведника на земле, который творил бы только доброе и не согрешил» (Еккл.7:20).

Вспомни, чадо, по возможности, все свои грехи от юности до настоящего времени, чтобы оплакать своё несовершенство, покаяться (перемениться), испросить прощение у тех, перед кем согрешил, возместить им ущерб, сделать им добро.

А если это невозможно, во имя их надобно жертвовать и помогать нуждающимся,  Церкви, делать добрые дела и стараться впредь не грешить.

Хорошо бы регулярно (желательно 1 раз в неделю) исповедоваться, Причащаться, чтоб не накапливать грехи, которые прячутся, забываются, остаются нераскаянными  и становятся скрытыми причинами страданий и болезней.

И поскольку люди грешат всегда, полезно всегда молиться БОГУ о прощении грехов и прегрешений, совершенных   вольно или невольно, в разуме и в неразумии, в словесах или делах, в ведении или не в ведении, во дни и в ночи, во уме, чувствах и помышлениях. ***

И  помнить, что БОГ прощает нам грехи, если мы прощаем их другим.
«И прости нам долги наши, яко и мы прощаем должником нашим» (Молитва «Отче Наш»)"

 Будем терпеливо, преодолевая все трудности и испытания, не переставая бороться со своими грехами и несовершенствами, идти вперёд к Цели, указанной БОГОМ каждому человеку.

4. С Божьей помощью Исповедью, покаянием и молитвой будут стёрты и  смыты  все грехи и прегрешения, и не будет  нужды оглядываться в прошлое.

Что искуплено покаянием, молитвой и прощением, то и смыто, то и забыто.
Произойдёт примирение с прошлым и настоящим, с собой и миром,  с БОГОМ и людьми.

И очистится совесть, освятится и откроется БОГУ и людям душа, на сердце станет легко и радостно,  и мы, народ Святой Руси,  со Христом и во Христе взойдём в своё время в Царство Небесное, в Вечную Жизнь с БОГОМ.


Примечание

* «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной»  (Псалом 22)

** «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь последний кодрант». (Мф.5,25)

*** Молитва покаянная
Ослаби, остави, прости Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец. Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. ,,,

(Православный молитвослов. Молитвы на сон грядущим)

1) Молитвы о прощении грехов из Последования ко Святому Причащению

Молитва 7 я, святого Иоанна Златоустого

На русском:
Боже, ослабь, отпусти, прости мне согрешения мои, которыми я пред Тобою согрешил: или словом, или делом, или помышлением, вольно или невольно, сознательно или по неведению, всё мне прости, как благой и Человеколюбец. И по молитвам пречистой Твоей Матери, невещественных Твоих служителей и святых Сил и всех святых, от века Тебе благоугодивших, благоволи мне принять не в осуждение святое и пречистое Твоё Тело и драгоценную Кровь, но в исцеление души и тела, и во очищение злых моих помышлений.
Ибо Твоё Царство, и сила, и слава, со Отцом и Святым Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

3) Его; же, 9-я
На русском:
Господи Иисусе Христе, Боже мой, ослабь, отпусти, смилуйся и прости мне, грешному, и негодному и недостойному рабу Твоему ошибки, и согрешения, и грехопадения мои, которыми я согрешил пред Тобою от юности моей до настоящего дня и часа: сознательно ли и по неведению, или словами, или делами, или мыслями, или замыслами и привычками, и всеми моими чувствами.
И по ходатайству без семени родившей Тебя всечистой и Приснодевы Марии, Матери Твоей, единственной твердой надежды, и защиты, и спасения моего, удостой меня причаститься не в осуждение пречистых, вечных, животворящих и страшных Твоих Таинств, в прощение грехов и в жизнь вечную, в освящение и просвещение, и в крепость, и в исцеление и здравие как души, так и тела, и в истребление и совершенное уничтожение злых моих замыслов, и помышлений, и намерений, и ночных видений, темных и злых духов. Ибо Твоё Царство, и сила, и слава, и честь, и поклонение со Отцом и Святым Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.